Корпоративная и деловая этика. Структура курса

Максим Гуреев
Тема 1: Научная концептуализация корпоративной и деловой этики.

Тема 2. Генезис корпоративной этики.

Тема 3. Корпоративная этика как элемент организационной культуры.

Тема 4. Кодекс деловой этики: понятие и юридическое значение. Виды деловой этики.

Тема 5. Фундаментальные основы профессиональных морали и этики. Диалектика нормирования и изучения.

Тема 6. Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей.

Тема 7. Традиционные виды профессиональной этики.

Тема 8. Развитие профессиональной этики в XX веке.

Тема 9. Этика и культура деловой компании.

Тема 10. Проблемы этики предпринимательства и корпоративной культуры компании.

Тема 11. Механистическая, органическая и совместно-последовательная модели организации.

Тема 12. Корреляция этики и прикладных практик в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека.

Тема 13. Соотношение общечеловеческих моральных принципов и моральной кодификации бизнеса.

Тема 14. Основные этические стандарты, нормы и ценности организации.

Тема 15. Принцип пользы. Этическое значение коммерческого утилитаризма.

Тема 16. Этическая ответственность организации перед обществом.

Тема 17. Организация предприятия как проблема управленческой этики.

Тема 18. Влияние ценностей гражданского общества и прав человека на развитие деловой этики.

Тема 19. Этическая специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

Тема 20. Проблема сохранения и развития целостности деловой компании.

Тема 21. Роль руководителя в формировании и развитии корпоративной культуры.

Тема 22. Культура предпринимательства как неотъемлемый элемент организации бизнеса.

Тема 23. Основные внутренние факторы, определяющие культуру фирмы.

Тема 24. Изучение предпринимательской этики и этикета, принципы корректного делового поведения и его значение в успешном бизнесе.

Тема 25. Деловая этика и менеджмент.

Тема 26. Иерархические уровни этики бизнеса.

Тема 27. Назначение деловой этики и её структура.

Тема 28. Ответственность в системе менеджмента.

Тема 29. Роль ответственности в процессе управления.

Тема 30. Управление этикой компании и влияние на социальную ответственность её сотрудников.

Тема 31. История экономической этики.

Тема 32. История развития и трансформация зарубежного делового этикета.

Тема 33. Анализ состояния корпоративной этики служащих банковской системы.

Тема 34. Корпоративная этика парламентской (депутатской) деятельности.

Тема 35. Особенности и содержание корпоративной этики психолога. Общая психология и её профессиональные версификации.

Тема 36. Нравственные дилеммы корпоративной деятельности. Роль конкретной личности в формировании деловой этики.




                Перечень возможных тем для написания научного эссе.

1. Культурно-исторические трансформации деловой коммуникации. Этический аспект.

2. Философско-культурологические предпосылки оформления деловой этики.

3. Иерархия ценностных ориентаций в сознании современного человека

4. Характерные черты отношения современного делового человека к себе.

5. Критерий рациональности в этических исканиях деловых людей.

6. Разум и рассудок в корпоративном бытии человека.

7. Социальная ответственность фирмы.

8. Основные принципы корпоративной этики и организационная культура служащих банковской системы.

9. Современное состояние этики и культуры служащих банков России.

10. Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения.

11. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов.

12. Нормативные правовые акты. Корпоративно-этический аспект.

13. Деловая этика, права и обязанности аудиторов.

14. Императивный и утилитарный принципы этики.

15. Основные принципы этики и поведения аудитора.

16. Кодексы профессиональной этики аудиторов.

17. Моральные требования к проведению аудита.

18. Права и обязанности аудиторов, установленные законодательством. Этический аспект.

19. Основные категории и принципы этики в деятельности юриста.

20. Цели деловой этики юриста, их корреляция с целями юридической деятельности.

21. Принципы корпоративной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами.

22. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

23. Долг и совесть как контрольно-императивные механизмы моральной регуляции.

24. Психологические проблемы развития корпоративных культуры и этики.

25. Этическое значение современных коммерческих проблем.

26. Ценностная природа экономических категорий.

27. Механистическая, органическая и совместно-последовательная модели организации.

28. Корреляция этики и прикладных практик в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека.

29. Основные этические стандарты, нормы и ценности организации.

30. Принцип пользы. Этическое значение коммерческого утилитаризма.

31. Этическая ответственность организации перед обществом.

32. Влияние ценностей гражданского общества и прав человека на развитие деловой этики.

33. Этическая специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

34. Проблема сохранения и развития целостности деловой компании.

35. Роль руководителя в формировании и развитии корпоративной культуры.

36. Основные внутренние факторы, определяющие культуру фирмы.

37. Изучение предпринимательской этики и этикета, принципы корректного делового поведения и его значение в успешном бизнесе.

38. Роль ответственности в процессе управления.

39. Управление этикой и социальной ответственностью компании.

40. Проблемы и перспективы развития современной корпоративной морали. Отечественный и зарубежный опыт.




                9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

9.1.1. Блюм, М. А. Этика деловых отношений [Текст] / М. А. Блюм, Б. И. Герасимов, Н. В. Молоткова. – М. : Форум, 2009. – 224 с. – (Профессиональное образование).

9.1.2. Де Джордж, Р. Т. Деловая этика = Business Ethics : Учеб. курс для колледжей и ун-тов [Текст] / Р. Т. Де Джордж ; пер. с англ. Р. И. Столпера. – М.: Рипол Классик: Прогресс, 2003. – 733,[1] с. – 5-е изд.

9.1.3. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебно-метод. пособие для вузов [Текст] / А. Я. Кибанов ; Гос. ун-т упр. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Инфра-М, 2008. – 422, [2] с. : ил. – (Высшее образование).

9.1.4. Политическая культура и деловая этика стран Востока [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки, Центр изучения совр. проблем Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. – М. : Ключ-С, 2006. – 352 с.

9.1.5. Шейнов, В. П. Психология и этика делового контакта [Текст] / В. П. Шейнов. – М. : Амалфея, 1997. – 384 с.


9.2. Дополнительная литература:

9.2.1. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура и PR : Учеб.-практ. пособие [Текст] / Э. А. Капитонов. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. – 411,[1] с. : ил. – (Новые технологии).

9.2.2. Кузнецов, И. Н. Бизнес-этика [Текст] / И. Н. Кузнецов ; сост. И. Кузнецов. – М. : Дашков и Ко, 2007. – 500 с. – (Стратегия успешного бизнеса).

9.2.3. Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации [Текст] / В. А. Макеев. – М. : Книжный дом Либроком, 2012. – 248 с.

9.2.4. Роберт, Дж. Корпоративная культура: проблемы и тенденции развития в мире и в России = Corporate Culture. Problems and tendencies of development in the world and in Russia [Текст] / авт.: Джозелин Роберт и др. ; отв. ред. Н. И. Дряхлов ; РАН, Ин-т соц.-полит. исслед. – М. : Наука, 2011. – 505, [4] c. : ил.

9.2.5. Этическая мысль: современные исследования [Текст] / сост. О. В. Артемьева; отв. ред. А. А. Гусейнов; РАН, Ин-т философии. - М. : Прогресс-Традиция, 2009. – 477 [3] с.