Тереза, она же Александра...

Людмила Браун
Когда то, я родилась и прожила все свое детство в самом центре Москвы. Дом , в котором я жила, со слов взрослых, был построен аж в 1856 году. С их же слов, профинансировал строительство этого дома владелец Краснохолмского камвольного комбината . Я так понимаю, что в этом доме родилось и отправилось в последний путь не одно поколение. Я там жила в 80-х-90-х годах, прошлого столетия. Дом был очень старый. Построен он был по типу «колодца» с четырьмя арками. Со слов старожителей, двор, который застали мы, раньше выглядел совсем по другому. Рассказывали, что когда это все было «хозяйским», а не общественно-государственным, как сейчас , в центре двора был большой круглый фонтан, а в фонтане плавали зеркальные карпы, которых в сезон выпускали «хозяева» . Свидетельством того, что фонтан действительно был, был кусок ржавой, срезанной трубы, торчащей из земли , в самом центре двора. Рассказывали , что каждый год во дворе высаживали подсолнухи. Нам, конечно, было сложно все это представить. Потому как на нашу долю достались только старые деревья , лавочки и недавно поставленные красные качели, на которых мы висели с утра и до вечера.
Были у этого двора и свои достопримечательности. Первая-это старая бабка, которую мы боялись как огня просто. Она была совсем маленького роста с большим горбом на спине. На голове-платок, из-под которого торчали белоснежные волосы. На фоне этой белизны, особо устрашающе выглядели ее глаза- большие, чернющие, совершенно не поблекшие от возраста. Она очень любила остановиться и «зависнуть» на ком-нибудь взглядом. Под этим взглядом можно было просто испепелиться. Бабку мы откровенно боялись и старались не попадаться ей на глаза. Как её зовут, сколько ей лет , мы ,естественно не знали. Между собой называли её «бабой-ягой» и колдуньей.
Вторая достопримечательность нашего двора, я бы даже сказала, всей улицы-это местная сумашедшая Тереза. Точнее у нее было два прозвища: «Тереза» и «от винта!». Откуда к ней приклеилось первое имя, я не знаю, но второе « прилипло» от того, что была она очень шумно-буйной, вела себя не совсем корректно в общественных местах, на улице. Любила кататься на подножках автобусов. Сядет на нижнюю ступеньку и кричит: «От винта!» Либо просто шла по улице и кричала все тот же лозунг. В отличии от первой бабки, эту никто не боялся. Наоборот, когда она шла по двору , куча детей бежала за ней с визгами и криками : «Тереза! От винта!». Сколько лет было Терезе, тоже никто не знал, так же как и то, была ли она всегда пьяная или просто сумасшедшая.
Прошло не так много времени, мы выросли. Я вышла замуж, родила дочку. Измученная хроническим недосыпом, на прогулку с ребенком я «выползала» не дальше нашего двора. Ребенка укачаю, сижу на лавочке , читаю книжку .
И вот , один раз, летом, ко мне на лавочку подсела та самая «баба-яга»-страх моего детства. Я поздоровалась с ней. Она чего-то ответила, потом что то спросила у меня и завязался разговор. Первый раз за все годы я услышала ее голос. «Баба-яга», оказалась древнейшем жителем нашего двора. Более того, она в этом доме родилась! Она, конечно, не озвучила свой возраст, но судя по всему он был очень уважаемым. Как она красиво говорила, очень интересно рассказывала. Человек был в здравом уме и твердой памяти. Именно она рассказала мне и про фонтан с карпами и про подсолнухи. Она же мне рассказала и про Терезу, про ее печальную историю. Оказывается, что Тереза родилась тоже в этом доме и «яга» знает ее с рождения. Зовут Терезу- Александра. На самом деле, она мне назвала и отчество с фамилией, которые я за давностью не помню. И что эта Александра, в свое время , была очень даже граждански –активным и востребованным членом социалистического общества. Была членом КПСС, закончила какой то хороший ВУЗ, вышла замуж, родила и воспитала двоих сыновей… А потом, ее мужа ,по какому то доносу , признали врагом народа, расстреляли. Сыновей тоже куда то «угнали», как сыновей врага народа. Больше она их никогда не видела. Она осталась одна , в статусе жены врага народа. Человек не смог этого всего пережить, сошел с ума.
Я слушала рассказ «яги», сердце сжималось просто. Подумала: « Да…. Что такое одна жизнь, одна изуродованная судьба , когда на другой чаше весов –строительство здорового , правового , социалистического государства. А сколько таких «Терез»?»
На сегодняшний день , давно нет уже ни «яги», ни «Терезы», дом сломали,
улицу переименовали…. Да и государства, в котором происходили все эти события, уже тоже нет.