Октаримо принадлежит всему миру

Кларита Арта
Рабочим названием моей книги, изданной в 2010 году, было название "Рим - Москва", позже заменённое на "Эстафета да Винчи".

Леонардо да Винчи из своего Ренессанса привлёк внимание современного человечества к идеям Витрувия, создав свой знаменитый рисунок "Витрувианский человек". Он сподвиг меня на долгие этапы размышлений, в результате которых родилось октаримо.
Получается такая "эстафета":
Витрувий - Леонардо да Винчи - Октаримо

В основу создания октаримо легли идеи Витрувия. Однако, Витрувий заимствовал свои идеи от философов Древней Греции.
Тогда получается такая временная связь:
Древняя Греция - Древний Рим - Возрождение - Наше время

Но как расшифровать наше время? Как постмодерн? Как время без имени и отчества? Может быть, всё-таки, наше время получит своё собственное название и за постмодерном последует Октаэра?

Фрагмент из книги "Эстафета да Винчи":

"Я вспомнила то тяжёлое время, когда Мила приближалась к исходу.
В тот период круг моего общения, кроме работы, был узок. Ольга, доктор математических наук, фактически моя единственная подруга, видя моё состояние, предложила мне пожить в зимние студенческие каникулы у неё на даче, в её новом загородном доме в Московской области. Я согласилась, так как мне действительно нужно было побыть одной. На несколько дней я покинула столицу и поселилась в прекрасном местечке, лесной зоне, на территории которой росли большие сосны, покрытые пушистым снегом. Двух-этажный дом был великолепно отделан, пахло натуральной древесиной. В зале стояла огромная искусственная ёлка, которую не успели убрать после праздников.

Тот день, когда погибла Мила (то есть я потеряла сознание на один час), с утра был солнечным и безветренным. В пятом часу вечера, сидя в кресле у камина, я еле успела записать стихотворение:

Свет мира! Красота твоя спасает душу.
Настрой в мелодии Любви
рождает нежность в существе,
которую не устаю я слушать.

Мечта всех душ о Веке Золотом,
пожалуй, скоро воплотится.
Неумолимо действует Закон
центрального магнита всех космических огней
и золотого Солнца!

Душа Москвы - хрусталь, цветок
и световой, как радуга, искрящийся поток,
ты станешь центром Сердца-Осознания,
за гранью нашего пространства и времён
великий Замысел - он будет воплощён.

К ночи я почувствовала необычайную тяжесть, было впечатление, что она меня вот-вот раздавит. Потом была потеря сознания, после чего я, наверно, заснула. Астронавты сказали, что я умерла на целый час, но на самом деле полностью моё сознание не отключалось: оно было сужено, я пребывала где-то вдалеке, в светлой спокойной пустоте. Там не было мыслей. Единственная ассоциация, которая возникла в моём сознании, была следующая: я медленно, буквально по буквам, мысленно произнесла слово "МИР", а затем в таком же темпе произнесла его наоборот, получилось слово "РИМ".

На следующий день пошёл дождь, а к вечеру ударил сильный мороз. Все дорожки, стволы и ветки деревьев покрылись наледью. Но в этом звенящем ледяном царстве уже можно было почувствовать первые признаки скорого сдвига и еле уловимое дыхание весны. И было это не только земное, но и метафизическое предчувствие.

Может быть, все дороги и ведут в Рим, но мне уже было пора в Москву. Через трое суток, возрождённая, я вышла на работу. Начался новый семестр, и ко мне постепенно вернулось ощущение, что я снова в строю."

Октаримо это не просто инновационный музыкальный инструмент. Это новая соразмерность, новая гармония мира, переданная музыкой.
Но новое - это хорошо забытое старое. В мире постоянно повторяются циклы, а их наполнение реализуется всё время в новых условиях.

Человечество входит в новый цикл своего развития. И можно в истории найти аналогии, проанализировав историю теории музыки.
Теория музыки в историческом развитии имеет несколько этапов, которые составляют условный цикл.

Исторически теория музыки имеет свои истоки в начальном периоде Древнего мира и Античности.
Античная музыкальная теория была тесно связана с философией и математикой. Пифагору принадлежат слова "всё есть число". Античность ставила своей задачей создание универсальной музыкальной системы, что, другими словами, можно охарактеризовать как отражение матричных принципов в системе музыкальных произведений и устройстве самих музыкальных инструментов.
Музыку воспринимали как проявление универсальной гармонии. С философской позиции выступал Платон. Пифагор искал соответствия между планетами и пытался отобразить музыку сфер на земле и выразить это числами.
Античность заложила основные понятия теории музыки: строй, композиция, нотация, исполнение музыки, её воздействие на человека и даже морально-этический аспект такого воздействия.

Началось в современном мире повторение аналогичного исторического этапа. Пока это трудно заметить. Но октаримо приоткрывает такую завесу. И в появлении октаримо нет ничего случайного и даже... нового. Есть новое практическое или техническое воплощение.

В октаримо отражается как квинтэссенция вся история теории музыки и практический результат, выводимый из теории.
Октаримо - это достижение уровня, достигнутого всем человечеством.

Но вернёмся к теории музыки, к её дальнейшему развитию во времени.
После Античности сформировалось два направления: чистая теория музыки и практическая музыкальная теория.

Во "Всеобщей истории музыки" (авторы-составители А.Минакова и С.Минаков) читаем:
"В эпоху Средневековья теоретики уделяли внимание прежде всего чистой теории: развитию системы ладов, имевших особое значение для церковной музыки; разработке методов нотации и совершенствованию разных систем настройки инструментов. В прикладной сфере средневековые теоретики разрабатывали способы обучения композиции и исполнению музыки.
После 1600 г. чистая теория музыки стала дисциплиной в высшей степени абстрактной и эмпирической, направленной на поиски научного и логического обоснования законов музыки, и носила скорее императивный, нежели дедуктивный характер; прикладная же теория по-прежнему занималась проблемами исполнения и восприятия уже созданной музыки. На протяжении ХVIII и ХIХ вв. появилось множество трудов в обеих областях музыкальной теории (хотя чаще всего "чистые теоретики" работали в своей области, а педагоги - в своей); после 1900 г. труды по основным проблемам музыкального искусства, предназначенные для исполнителей и слушателей, сильно превзошли в числе книги по "чистой теории".
"Чистая теория" обычно начинается с формулировки акустических законов, имеющих отношение к музыке, и их математического выражения. Чаще всего прибегают к примеру вибрирующей струны и способов извлечения консонантных интервалов. Струна, поделённая пополам (пропорция 2:1), даёт самый "совершенный" консонанс - октаву.
До 1600 г. теоретики занимались преимущественно интервалами, звукорядами, ладовыми формулами, транспозициями и т.д. внутри модальной системы; гармонии как таковой тогда не существовало. После 1600 г. предметом теоретического рассмотрения стали гармония, мелодия, контрапункт и форма.
В начале ХVIII в. Жозеф Совер доказал существование обертоновых рядов, открыв, что звук, воспроизводимый голосом или инструментом, не монолитен, а состоит из "основного" тона и ряда его делений - обертонов (призвуков), распологающихся на расстоянии октавы, квинты, кварты и т.д. от основного тона. Это открытие подтверждало мысль о существовании "естественных" ("натуральных") интервалов - "аккорда Природы". С этого момента начали развиваться "естественные" теории музыки.
После Совера большинство теоретиков опирались на обертонные системы и выводили из них разные системы, настройки инструментов и разные системы гармонии. Равномерно темперированный строй, почти повсеместно вошедший в употребление с ХVIII в., основан, однако, не на "натуральном", а на "искусственном", математически вычисленном звукоряде. В темперированном звукоряде интервал октавы заранее поделён на 12 равных частей - полутонов. Эти интервалы и их сумма не равны естественным интервалам (за исключением октавы). Хотя практическая ценность темперированного строя несомненна, он не применяется в "чистой теории".
Попытки теоретиков управлять творческим процессом никогда не достигали успеха, и большинство композиторов свободно используют звуковой материал своей эпохи и опираются на те или иные существующие теории."

Октаримо скажет новое слово. Нужна теория и практика в равной степени. Они дополняют и обогащают друг друга. Они не могут развиваться одна без другой.
В октаримо темперация и природная гармония не существуют в противоречии.