Без Цандера здесь не обошлось

Леонид Хандурин
    Рига была в свое время местом концентрации авиационной мысли. На заре авиации именно здесь успешно работали авиационные предприятия: рижская авиационная мастерская, завод «Руссобалт», латвийская самолетостроительная фирма «Irbitis», авиационное отделение завода ВЭФ, авиационный завод «Мотор», авиационное отделение завода «Феникс», авиационный завод семьи Слюсаренко и многие другие. Именно в Риге жил и организовал Рижское студенческое общество воздухоплавания один из основоположников ракетостроения Ф.А. Цандер. Кстати, 23 августа 2007 года исполняется 120 лет со дня рождения Фридриха Артуровича Цандера.

   В 1965 г. в Риге возникла идея создать клуб для юных любителей техники. И в 1969-м она воплотилась в Клубе юных летчиков имени Ф.А. Цандера. Организацией и становлением клуба занимались Владимир Бадякин, Василий Десятников и молодой авиационный инженер Виктор Талпа, который, кстати, руководит КЮЛ и сегодня. Со временем юные летчики доросли до занятий и на настоящей авиатехнике. Вот тогда руководство клуба добилось, чтобы им передали списанный учебно-боевой истребитель МиГ-21УС. Он и стал первым экспонатом будущего музея. Сегодня на площадках и в запасниках музея находится более 40 летательных аппаратов в различном состоянии: от вполне приличных до требующих основательных ремонтных работ. И чтобы сохранить их, необходимо выполнить комплекс работ, составляющих 3–5% от выполняемых на летающих самолетах и вертолетах.

В музее экспонируются аппараты, которых в мире осталось считанные единицы (вертолет Ми-4), редко встречающиеся машины (вертолеты Ми-1 и Ка-26, самолеты Су-7 и Як-28), самый большой серийный вертолет Ми-6, редкий в музеях самолет Ту-22М. В экспозиции представлены все основные серийные вертолеты КБ М.Л.Миля (Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-24). Надо видеть, с каким удивлением ходят иностранцы по территории музея под открытым небом. Частыми гостями музея являются пилоты иностранных компаний и НАТОвские летчики, ведь Латвия сегодня является одним из членов этого блока. Последние обязательно потрогают обшивку, чтобы убедиться, что это реальный, бывший когда-то советским, самолет или вертолет. При этом на их лицах появляется какая-то напряженность, как будто они что-то вспоминают.

Музеи бывшей советской авиационной техники имеются в Польше, Германии, Венгрии, Чехии и в других странах, но там нет, например, самолетов Ту-22М, МиГ-25, Су-27 и другой техники. Спектр же техники Рижского музея авиации включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и их вооружение, специальное наземное оборудование, автомобильную технику из средств наземного обеспечения: топливозаправщики, маслозаправщики, аэродромные подвижные агрегаты (АПА), подвижные гидроустановки (ПГУ и УПГ) и другие автомобили. Из-за отсутствия специальных помещений посетители не могут увидеть оборудование самолетов и вертолетов: радиостанции, навигационное оборудование, прицелы различного назначения, аэрофотоаппараты, приборы и арматуру кабин. Экспонируется также 15 полномасштабных кабин самолетов вместе с обшивкой и остеклением. Выставлено более 20 авиадвигателей и 10 единиц спецавтотранспорта средств наземного обеспечения. Кроме того, имеется большое количество специального оборудования, установок и устройств для выполнения всех видов работ на технике.

Общее число экспонатов превышает 5 000 единиц. Вот с таким хозяйством справляется один человек – Виктор Талпа. Получается это только благодаря авиационной закалке и преданности своей мечте – быть рядом с самолетами, удивительным творением человеческого разума и человеческих рук.

В музее можно прикоснуться к некоторым мифам, бытующим как в кругу авиаторов, так и среди дилетантов. Особенно этим интересуются западноевропейские пилоты и журналисты. Так, например, подходя к МиГ-25, посетители часто интересуются такой машиной, угнанной в Японию, и уже более внимательно изучают ее достоинства, а, узнав, что самолет летает в 3 раза быстрее звука, засыпают вопросами об особенности конструкции его систем.

Конечно, музей «перерос» и Клуб юных летчиков, и классическую экспозиционную структуру – этого нельзя не заметить. На исправных машинах проходят практику студен ты Рижского технического университета, обучающиеся по авиационным специальностям. Сегодня музей можно использовать и как учебную базу, и как элемент студенческого (молодежного) конструкторского бюро, и в качестве исследовательской базы истории развития мировой авиации.

     Журнал «Авиапанорама», Россия, Москва.   

ИЮЛЬ-АВГУСТ • 2007 с. 62-63

     Следующий рассказ читать здесь: http://proza.ru/2017/11/05/1657