Еликанида Волосевич Грань жизни и смерти

Георгий Гудим-Левкович
10 июня 2018 года Врачу и Человеку – Еликаниде Волосевич исполнилось бы 90 лет.

С Еликанидой Егоровной я «познакомился» 45 лет назад и при весьма необычных обстоятельствах. Начать с того, что наша встреча состоялась до моего появления на свет. Родильное отделение 1-й городской больницы тогда находилось в двухэтажном здании между нынешними кардиокорпусом и хирургией. Туда в декабре 1973 года и привезли мою маму. Так получилось, что я был большим – 56 см и 4 кг 100 г, при мамином росте в 157 см, и занял, так скажем, неправильное положение. В общем, врачи планировали кесарево сечение. Но во время традиционного своего, как главврача, обхода в понедельник 17 декабря Еликанида Егоровна обратила внимание на маму. И приняла иное решение. Опустим медицинскую терминологию и физиологические подробности. Скажем только, что сама, приняв сотни родов в мезенской глубинке, и на этот раз Еликанида Волосевич проявила себя как Врач от Бога – чему, в общем-то, подтверждение пишущий эти строки, родившийся 18 декабря. А мой отец, тогда работавший в трамвайном парке, поступил оригинально: поскольку в роддом посетителей не пускали, то он подогнал под окно палаты, где лежала мама, машину для ремонта контактной сети. Такую желтую, со специальным подъемником. И на нем поднялся до второго этажа, чтобы увидеть сына. О происшествии, конечно, доложили Еликаниде Егоровне, но она лишь посмеялась...
Спустя 20 лет мы вновь встретились, когда с сотрясением мозга и трещинами ребер я оказался в неврологическом отделении 1-й горбольницы. И располагалось оно как раз в здании бывшего роддома. «Как же тебя так угораздило, крестник», - спросила меня во время обхода Еликанида Егоровна. – «Ты же здесь на свет появился, папа твой всех напугал, забравшись на второй этаж!» После этих слов мне ничего не оставалось, как быстро-быстро выздороветь, прилежно выполняя все предписания врачей...
Еще через 10 лет мы встретились на строительстве кардиокорпуса. Именно тогда, проект, начатый в 1989 году, благодаря титанической энергии Еликаниды Волосевич сдвинулся с мертвой точки. Больше трех лет я бывал там регулярно, видел своими глазами, как воплощается в жизнь мечта Еликаниды Егоровны о медицине 21-го века в Архангельске. И что это ей стоит. В ее кабинете, ставшем музеем, до сих пор лежит легендарный фонарик, с которым она при необходимости могла забраться в любой уголок больницы. Сама она говорила: «Работа начинается в 8 утра, а заканчивается, когда сделаешь всю работу». 11 лет тому назад 2-го февраля 2007 года 2-я очередь кардиокорпуса была торжественно открыта. Увы, жизнь его создательницы трагически оборвалась менее чем через два года.
В тот день 12 ноября 2008 года в конференц-зале мэрии проходили публичные слушания по проекту городского бюджета Архангельска на будущий год. Еликанида Егоровна выступала ярко, эмоционально. Говорила о необходимости ремонта дворовых территорий, об обустройстве берегов реки Юрас. После завершения слушаний, я подошел к ней, чтобы расспросить о планах по развитию 1-й горбольницы: ведь тогда здравоохранение еще было городским. «Приезжай в пятницу после планерки ко мне, все обсудим. Только у меня будет 20 минут!» - сказала она на крыльце мэрии. И своей быстрой, решительной походкой ушла в ноябрьскую морось...
В ночь на 4 декабря Еликаниды Егоровны не стало. Три недели она противостояла смерти. Может быть потому, что всю свою жизнь посвятила Жизни...
В тот же день было принято решение о присвоении 1-й городской больнице имени Еликаниды Волосевич.