Тупой и вострый

Александр Венгеровский
Жили, были два брата – один тупой, другой вострый.
Тупой верил в Бога, и с детства каждый день читал Священное писание. Вострый в Бога не верил и систематически обогащал свою память «всеми теми богатствами, которые выработало человечество».
Верующий постоянно ходил в церковь, молился пред образами и в пост не кушал того, чего не положено. Неверующий брат не молился, не крестился, в церкви божьей никогда не бывал, а скоромное в пост вкушал с аппетитом.
Если кому-нибудь случалось обидеть или обмануть братьев, то верующий говорил обидчику: «Бога ты не боишься, разбойник!», а неверующий: «Однако, бесчестный вы человек, батенька, – просто дикарь!»
-Как можно не верить в Бога? – возмущался тупой. – Ведь «если Бога нет, то всё дозволено».
-Как же всё дозволено? – возражал ему вострый брат. – Я человек! За мной тысячи лет человеческой культуры. За свою историю человечество выработало понятия чести, понятия того, что хорошо, что плохо, что дозволено и чего не дозволено. Уверяю тебя, брат мой, быть моральным и нравственным человеком можно и без Бога.
Но тупой ничего не понял:
-Да как же народу жить без страха Божия. Это всё равно, что волка в доме без цепи держать. До смертоубийства ведь может дойти! До смертного греха!
Однажды тупой брат шёл ночью из гостей домой и вдруг увидел перед собой разбитую витрину магазина. Рядом лежали два мазурика, вонзивших друг во друга по длинному острому ножику, а между ними валялся открытый сейф с кучей денег. В пот и дрожь бросило верующего брата. Оглянулся он вокруг – нет никого! Никто не видит, никто не узнает! Вот в эту минуту на всю жизнь можно и себя, и детей, и внуков обеспечить– разом вырваться из нищеты! «Ну, не медли!» Протянул уже он руку, да вдруг как молния мысль: «Бог видит! Бог не простит!» Отдёрнул верующий брат руку и в ужасе, во всю прыть ног своих пустился домой. Рухнул там на колени перед образами:
-Господи, прости! Господи помилуй! Грех-то какой! Господи, каюсь, хотел украсть! Прости, Господи!
Еле-еле очухался и в себя пришёл. А как пришёл, сразу деньги вспомнил, и замутилась у него душа – весь ил со дна души поднялся. Потрохами чувствует – дурак он, что не взял.
А через полчаса постучался к нему вострый брат.
-Представляешь, какая со мной история, - говорит он тупому, - иду это я сейчас весь под впечатлением от научного спора, глядь – а прямо посреди улицы - двое мёртвых и сейф с деньгами!
-Ты взял?! – вскричал тупой.
-Зачем? Я вызвал полицию и дал знать хозяину магазина.
 -Как же так! Ведь ты Бога не боишься, а кроме Бога никто б не узнал!
-Но, поступив так, я поступил бы как бесчестный человек. Это моё убеждение. Зачем же я буду поступать вопреки своим убеждениям?
-Эх, братец, похоже, что мы оба с тобой дураки!
Прошло несколько лет. Вострый брат окончил университет, обогатил-таки свою память всем, чем надо, и стал учёным. Славные дела прославили его на всю Великую Русь. А тупой брат как был бедняком, так им и остался. Даже пришлось в глухой-преглухой городишко уехать, чтобы прокормиться.
-Господи Боже ты мой! – молился он перед иконами. -  Братец мой в тебя не верует, а ты вон как его вознаграждаешь. Я ж всю жизнь одному тебе служу и нищ есмь!
А тут вострый брат к нему в глухой городишко приехал: отдохнуть, парного молока попить, на солнце позагорать, по лесу побродить, воздухом чистым подышать, нервы успокоить.
Увидел он раз, как брат Богу молится – засмеялся:
-Ну, как тебе не стыдно, - говорит, - на дворе двадцатый век, экая тёмная ты, брат, личность. Весь ты окован цепями мракобесия. Надо помочь тебе избавиться от них. Стану-ка я их подпиливать.
И стал. А оказалось, и подпиливать уже нечего. Тупой брат давно против Бога готов был возроптать.
-Смешной ты, брат, - говорил вострый тупому. – Верить, что мир сотворён за семь дней, 7425 лет назад, в то время, как несомненно доказано, что Земля существует миллиарды лет, это всё равно что в сорок лет называть яйцо «кокой» и говорить: «Я хочу тпруа».
Да не один, а с друзьями приезжими стал он над тупым братом смеяться. Горько тупому, что всю жизнь он дураком прожил. Перестал он Бога бояться. В один прекрасный день убил и ограбил своего вострого брата и умных его гостей.

Мораль сей сказки такова: не всегда полезно пилить цепи – как бы чего не вышло. Или нет?