Я играю на арене... 52. И бордосики, и телепузики

Людмила Курченко
                И «бордосики», и «телепузики»

        Когда на арену стремительно выбегают четырнадцать больших, сильных, мускулистых собак с массивными головами покрытыми многочисленными складками, зрители на мгновение замирают: ничего подобного в цирке им видеть не приходилось. Это действительно так. Ведь до дрессировщицы Марины Новосёловой никто из её коллег не выступал с французскими мастиффами, которых часто еще называют бордосскими догами. На протяжении многих столетий люди использовали представителей этой породы для охоты на медведей, диких кабанов и волков, как бойцовских собак, для выпаса скота, на полицейской службе. В наши дни «бордосов» преимущественно воспитывают как преданных своим хозяевам охранников, которые, к тому же, хорошо относятся к детям. Вероятно, результатом продолжительной племенной работы стало то, что французские мастиффы частично утратили свою агрессивность, а потому сегодня кое-кто по ошибке считает их спокойными и даже ленивыми. И, увидев выступление этих собак и ощутив их смелость, азарт и колоссальное желание действовать, внутренне сжимаешься от страха, невольно представив встречу с такой стаей где-то вне манежа.

        Но в номере Марины Новосёловой появляется на арене не просто стая, а… семья во главе с Фиби Викси. Именно она дала жизнь молодым энергичным догам,  выступает вместе со своими детьми и служит примером для кое-кого из менее послушных потомков. Артистка впервые увидела Фиби во время гастролей Кривом Роге, где симпатичное четвероногое создание, светло-коричневого окраса от кончика морды до кончика хвоста (что свойственно бордосским догам), доверчиво глядело на нее своими выразительными глазами, не скрывая благосклонного отношения к новому человеку. Поскольку до сих пор Марине приходилось выступать на арене с удавами и крокодилами, после этих хладнокровных, совсем равнодушных к людям рептилий ей хотелось совсем другого общения с представителями животного мира. И хотя она уже имела Бабасика (так в быту звали французского мастиффа с прекрасной родословной, о чём свидетельствовало его официальное имя Bosswell Blessgod Red Strong), устоять перед взглядом Фиби не смогла. Так что сын Евгений, руководитель иллюзионного аттракциона, приобрел обворожительного щенка и подарил его матери на 8 Марта.

        Попав в цирк, Фиби сперва вела себя, будто принцесса. Сидела только на диване, гордо посматривая вниз, где ходили какие-то незнакомые ей существа — коты и собака, с которыми она вовсе не желала иметь дел. Пришлось ей даже мисочку с кормом ставить на диван. Во время возвращения труппы с гастролей Фиби спокойно сидела в боксе, деликатно высунув оттуда свою мордочку. Когда же на новом месте к её поставленной на пол мисочке попробовал подойти Бабасик, возмутительное рычание Фиби подтвердило, что она не будет позволять такого безобразия даже лицам очень благородных кровей. Но такое не совсем вежливое, с обеих сторон, знакомство оказалось началом настоящей дружбы между собаками, а позднее, когда Фиби выросла, даже романа, результатом которого постоянное появление на мир восьми щенков такого же светло-коричневого окраса, что и родители. Поскольку коллектив должен был ехать на гастроли в Тбилиси, пришлось малышей, у которых только начали открываться глаза, везти сперва в автобусе, а потом морским паромом из Ильичёвска в грузинский город-порт Поти. С командой парома артисты подружились, те им шли навстречу, чтобы дрессировщики могли выстирать пеленки собачек, и высушить их на палубе. Поскольку на паром перевозил много машин, четвероногую компанию приходилось выгуливать между ними. Кстати, когда потом киевские артисты возвращались из Грузии, команда парома встретила их как хороших знакомых. На этот раз машин почти не было, поэтому «бордосикам» позволяли гулять на открытой палубе. А пассажиры в течение дня могли наблюдать, как Марина Новоселова еще с одной коллегой постоянно перемещают цирковой автобус, чтобы он оставался в тени от рубки и не перегревался. В первой половине дня они толкали его в одну сторону, а во второй — обратно.

        Как правило, дрессировщики всегда соблюдают требования карантинной службы и заботятся о том, чтобы своевременно сделать прививки своим воспитанникам. И хотя Марина Новосёлова в те времена ещё не задумывалась о номере с бордосскими догами, именно в Грузии она обеспечила уже подросшим щенкам двухмесячный карантин. Чтобы предотвратить возможные инфекции, в течение это времени не выводила шаловливую компанию на прогулки, никому не позволяла заходить в комнату в уличной обуви, соблюдала график прививок. В этой же комнате ей приходилось спать, если это можно назвать сном: малышня, отдохнув часа полтора-два, просыпалась и начинала трогать её лапами, чтобы привлечь к своей игре. Возможно, именно после всех этих испытаний и появилась у артистки идея подготовить номер с «бордосиками», которых она вынянчила. Правда, подобных номеров ни в одном цирке еще не существовало. И, вероятно, главной причиной было не то, что французские мастиффы очень дорогие. Ведь часто дрессировщики готовы отдать последние сбережения за будущего четвероногого или крылатого партнёра. Преградой к артистичной карьере «бордосов» становились их природные особенности: характером они обладают довольно суровым, взрослеют медленно, где-то к двух-трехлетнему возрасту ведут себя, будто дети подросткового возраста: легко возбуждаются, обижаются, бывают непредсказуемыми, а, помимо всего, не принадлежат к числу прыгучих собакам и тех, которых можно научить ходить на задних лапах. И однажды, когда Марина Новосёлова стоя попивала кофеёк, Фиби подпрыгнула и подбила чашку снизу, будто давая понять, что люди не всё знают о возможностях её породы. Вот и решила дрессировщица, обсудив ситуацию с сыном Евгением, не продавать собак, а оставить их в цирке и подготовить с ними номер. Взвешивали все «за» и «против». Учли, что, в отличие от ротвейлеров, подчиняющихся только одному человеку, «бордосы» способны слушаться команд других членов семьи. С ними можно «договориться», они улавливают оттенки настроения человека, разные интонации, вглядываются в лицо, стремясь угадать твою мысль. К тому же, Марина уже имела полноценную, хотя ещё не обученную труппу четвероногих артистов. Не нужно было покупать животных с неизвестными характерами и привычками. Ну а характеры подросших собак она уже хорошо знала.
Репетиции артистка начинала с убеждением, что лёгкой дрессуры не бывает.

        Ведь даже человеку, чтобы научиться выполнять какое-то упражнение, скажем, стойку на руках, надо долго тренироваться, повторяя её тысячи раз. А животному ещё надо и как-то объяснить, что именно оно должно сделать, причём в точно определённое время. Поскольку порода французских мастиффов не рассчитана на подготовку традиционных цирковых трюков, решено было избрать новый путь и сделать акцент на действиях четвероногих артистов именно в группе. Конечно, таких энергичных, бодрых собак, которые волнуются ещё до выхода на арену, — стоит им только увидеть дрессировщицу в сценическом костюме, — очень трудно приучить синхронно выполнять какие-то упражнения. Но, оказывается, возможно. Во время выступления по барьеру ползут один за другим шесть догов. Дрессировщица мечтает, чтобы их было десять, и готовит пополнение. Удивляются зрители и тогда, когда пять собак, будто по собственному желанию, без сопровождения дрессировщицы бегут вдоль барьера, перебирая по нему передними лапами, а после склоняются в поклоне. У Балу с Фиби свой трюк: чехарда с пируэтом. Сложно было добиться синхронности, чтобы, когда Балу прыгает, Фиби одновременно выполняла пируэт. Дублершей своей мамы стала Масяня, но она немного опаздывает. Балу ждет один раз, второй, а потом просто отходит. И, кажется, на его складчатой морде написано: «Позовёте меня, когда она, наконец, научится работать!».

        Сегодня в труппе у Марины выступают четырнадцать догов, ведь Фиби еще раз позаботилась о продолжении своего рода, пополнив его восемью волшебными созданиями, которых ласково назвали «телепузиками». Росли они у неё на балконе. Понятно, что и за этой малышнёй приходилось все время убирать. Поэтому она, вначале помыв пол в гостиной, предлагала щенкам: «Ну-ка, телепузики, выкатывайтесь», а потом спешила мыть с хлоркой балкон.

        Когда новая партия щенков прошла двухмесячный карантин, получила все прививки и немного подросла, их также начали приучать к будущей «профессии». Работы, конечно, прибавилось, но благодаря увеличению собачьей «трупы» номер стал еще более зрелищным. Помимо всего, дрессировщица стремилась для каждого трюка подготовить дублёров. Ведь четвероногие артисты болеют так, как и люди, временами у них случается плохое настроение. Зрители, конечно, не догадываются о всей сложности дрессуры. А «бордосы» нуждаются в особом подходе, потому что, в отличие от собак других пород, не считают подкармливание вознаграждением. Поэтому не случайно в одном из городов к Марине Новосёловой после выступления пришли почитатели породы бордосских догов — поинтересоваться, как ей удалось достичь такого замечательного результата, и какое поощрение для собак она сумела найти.

        Характеры у всех братьев и сестёр разные. Вот, например, Тосик и Текила — это своеобразные клоуны в группе. В отличие от других собак, которые бежали в манеже, Тосик на гастролях решил проявить творческий подход к делу и стал бежать с внешней стороны манежа, недалеко от ног зрителей зрители. Такой способ передвижения понравился и Текиле, что внесло разнообразие в номер.

        Вместе с Мариной работает на арене и акробат Татьяна Пелих. Как-то во время выступлений в Кувейте она стала добровольной помощницей дрессировщицы и проявила самоотверженное беспокойство о животных, не боясь убирать за ними, делать уколы. Она крутит «колесо» над тремя догами, лежащими на арене, собаки выполняют пируэты. Сложнее всего было добиться строгой последовательности действий. Но артистки трудностей не боятся и готовят трёх других догов для еще одного «колеса».

        Поскольку французские мастиффы прыгают не очень высоко, выступают с ними два боксёра — Шайни и Нера, которые перелетают через барьер из пяти «бордосов», стоящих бок о бок. Особенно поражает зрителей трюк, когда перед двенадцатью собаками кладут такую заманчивую для них колбаску, которую они без разрешения дрессировщицы не имеют права «слопать». Философия этого трюка построена на сдерживании стаи. Понятно, что каждому из догов хочется выхватить лакомый кусочек, пока его не опередил кто-то из братьев или сестер. В этот момент четвероногие артисты особенно возбуждены — и не только из-за искушающего запаха нежной колбаски, но и из-за того, что знают: выступление заканчивается, и сейчас им позволят бежать домой. Бывает, что иногда кому-то не хватает выдержки. Но чаще всего «бордосы» успешно проходят это испытание и после вихрем мчатся за кулисы, оставив зрителям воспоминания о своей весёлой, жизнерадостной, преисполненной неудержимой энергии игре.
_________________________

На фото: бордосские доги на арене. Автор неизвестен.