Правда Евангелия

Георгий Ананьев
  Когда читаешь Евангелие, то многое из того, что там написано (или описано) воспринимаешь через призму своего личного бытия. Ну не видел я рожкового дерева и плодов его, тяжело мне их представить, особенно на вкус. Не видел я, как растут и созревают смоквы (инжир – по-нашему). Не видел я змей и скорпионов в дикой природе. Да и саму дикую природу я не видел. Нет у нас такой. Наша природа прекрасна, но она настолько ухожена и присмотрена, что «дикой» её назвать язык не поворачивается. То же самое и с горами, и каменистыми пустынями меж них. Горы-то я могу себе представить – всё-таки родился на Северном Кавказе. Но за годы жизни в Литве острота воспоминаний об их (гор) крутизне, красоте и неприступности, сама собой притупилась. Ещё сложнее обстоит дело с людьми – евангельскими персонажами. Характеры их ясны и понятны. Над объяснением мотивов поведения таких людей, как например – апостолы, трудились сотни, а может и тысячи христианских исследователей. Мы, практически до мелочей, знаем, что они проповедовали и кому, но где и в каких условиях, в каком, так сказать, антураже – об этом знаем очень и очень мало! Много воды, как говорят, утекло с тех пор. Невозможно повернуть время вспять, вернуться в прошлое, отстоящее от нас на тысячу, две тысячи лет. Но есть места на Земле, где время, в каких-то деталях, не во всём, конечно, но во многом, как бы остановилось. Таким местом является остров Кипр. Остров этот не маленький и лежит в водах Средиземного моря между Турцией на севере и Египтом на юге, Сирией и Израилем к востоку. То есть, если плыть из Святой Земли в Европу или Переднюю Азию, то это самая первая на пути земля, какую встречают  путешествующие по водам. Такую важную стратегически географическую позицию Кипра использовали ещё в дохристианские времена завоеватели и торговцы, использовали позже, используют и сейчас.

 Чтобы описать подробно историю этого замечательного острова, не хватит и тысячи страниц. Достаточно упомянуть, что когда-то борьбу за него вели египетские фараоны из династии Птолемеев. Один из них, Птолемей Филадельф, приказал перевести Библию на греческий язык. Александр Великий (Македонский), персы и римляне, венецианцы и англичане (английский король Ричард Львиное Сердце венчался здесь первым браком перед крестовым походом на Святую Землю), турки-османы, наконец, которые правили на острове более 300 лет – вот далеко не полный список имён и народов, интересовавшихся здешними местами.

 Сами греки-киприоты долго боролись за свою независимость от английской короны уже в новой истории и, наконец, обрели её в середине двадцатого века. Так получилось, что борьбу эту возглавил архиепископ Кипра Макариос III. Он и стал первым президентом свободной республики Кипр в 1960 году. Нужно особо отметить эту личность. Человеком он был явно не ординарным. Родившись в глухой деревушке, затерянной в лесах горного массива Троодос, будущий владыка проявил недюжинную волю и огромное стремление к обучению. Достигнув успехов и в монашеском делании, он был отправлен игуменом монастыря Киккос, где находился на послушании, для обучения за границу. Вернувшись оттуда, возглавил освободительную борьбу киприотов против английских колонизаторов. На жизнь Макариоса неоднократно покушались, его много раз предавали, но Божий промысел устроил всё так, что Кипр стал свободным, а Макариос III – духовный лидер православных христиан острова, стал и их светским главой. Удивительный человек с удивительной историей жизни, достойной описания в книгах и кинофильмах! При жизни у архиепископа Макариоса было много противников и завистников (как у каждой яркой и значительной личности), но, когда он, в 1977 году отошёл ко Господу, проводить его в последний путь, на этой многострадальной земле, собрались все жители острова. Они выстроились живой цепью от Никосии (столицы Кипра) до Киккского монастыря (высоко в горах), где владыка и завещал себя похоронить. Вереница автомобилей похоронной процессии растянулась на десятки километров. Такого здесь никогда не было. Память об этом великом человеке и архипастыре свято хранится на острове, вечная ему память!

 Родом с острова Кипр был и апостол Варнава. В книге Деяний святых апостолов есть об этом упоминание. Вместе с апостолом Павлом они проповедовали Евангелие на Кипре и обратили в христианство многих, включая и римского наместника острова Луция Сергиуса Павла. Племянник апостола Варнавы – апостол и евангелист Марк тоже не остался в стороне от этих трудов. Ему и досталась почётная и, вместе с тем, трагическая миссия. После того, как под стенами древнего Саламина (город на Кипре) иудеи забили камнями его дядю – Варнаву, Марк захоронил останки великого проповедника с Евангелием от Матфея на груди к западу от города. Случилось это в 51 году от Рождества Христова.

 Но есть один эпизод, о котором нет информации в Священном Писании, но о нём можно прочитать в апокрифах, посвящённых святому Варнаве. Оказывается, апостолы Павел и Варнава встретили на Кипре Лазаря Четверодневного. Да-да, того самого! Брата Марфы и Марии, друга Иисуса Христа, которого Тот восставил из мёртвых, то есть, оживил. Мы из Евангелия знаем, что иудеи искали Лазаря  для того, чтобы убить и тем самым погасить людскую молву в Иерусалиме о чуде невероятнейшем: восстании и оживлении того, кто уже четыре дня пролежал в гробу! Лазарю пришлось бежать из страны. Скорее всего, как и любое бегство, дело было спешным, денег на побег было собрано немного, и Лазарь сумел добраться всего лишь до Кипра, где и прожил до встречи с апостолами двенадцать лет. Ещё восемнадцать лет он епископствовал на острове (был рукоположен Павлом и Варнавой во епископа Китийского), после чего вторично скончался и был похоронен в древнем Китионе (нынешней Ларнаке). Мощи его и поныне хранятся в серебряном ковчеге в замечательном древнем соборе этого приморского города. Сам видел. Вот вам – правда Евангелия! Когда всё, о чём написано, видишь своими глазами и переживаешь сердцем, начинаешь понимать: Евангелие, как история, не только внутри нашего сознания, оно вовсе не эфемерно, оно – снаружи, на поверхности и его можно даже потрогать и приложиться, приникнуть к нему. Это ли не чудо!

 Хочется вспомнить здесь и святую равноапостольную царицу Елену – маму императора Константина Великого. Ту, что обрела Честной и Животворящий Крест Господень в Иерусалиме. Она останавливалась на острове по пути в Святую Землю и обратно, подолгу обитала здесь. Во время первого визита Елену поразило огромное количество людей – островитян, собравшихся на пристани и готовых за любые деньги погрузиться на царские корабли и покинуть остров. Оказывается, остров просто кишел змеями из-за многолетней засухи и многие из островитян становились жертвами их смертельных укусов. Елена приказала завести сюда кошек из Египта. И решила проблему со змеями раз и навсегда! Змеи, конечно ещё есть. Мы видели в лавке женского монастыря Трикокиотисса, выставленную напоказ, змеиную шкуру более двух метров длиной. Монахини рассказали, что нашли её в саду, видимо после линьки пресмыкающегося. Саму змею никто не видел. Их уже не так много, как раньше. Почему? Да потому, что кошки тоже изрядно расплодились. Здесь, на Кипре, это что-то вроде священного животного, как корова в Индии. На каждом шагу, у каждого офиса или магазинчика, вы обязательно увидите кормушки с разнообразным кормом и поилки с водой для любых кошек, какие захотят воспользоваться добротой и гостеприимством благодарных греков. Есть даже целый монастырь (тоже, между прочим, женский) Николая-Угодника, в котором принимают кошек на постоянное место жительство и ухаживают за ними. Местные называют его монастырём Николая Кошачьего.

 Но самое главное, что подарила Елена острову – это часть Честного и Животворящего Креста и верёвка, которой было обвито тело Спасителя на древе. Святая Елена основала здесь несколько монастырей, которые существуют и действуют доныне, наравне с теми, что были основаны гораздо позднее. Мы объехали за две недели отпуска многие из них и были поражены ухоженностью обителей и богатством, а также обилием святынь, хранящихся в них. Причина этого кроется ещё и в том, что император Зенон, в 488 году от Рождества Христова, даровал предстоятелям Церкви Кипра императорские привилегии. Архиепископ острова, в связи с этим, носил вместо епископского посоха  императорский скипетр и ставил подпись под документами красными чернилами. Церковь здесь уже тогда получила автономию и привлекала к себе многочисленных высокопоставленных жертвователей.

 Кстати, святитель Спиридон Тримифунтский, чудотворец тоже
отсюда. Древний Тримифунт (ныне – деревенька Тремефусия) оказался теперь за границей. В 1974 году Турция аннексировала северную часть Кипра и многие из христианских святынь, находившихся там, были вынуждены переселиться за черту противостояния, на юг острова. Мы проехали вдоль демаркационной линии, разделяющей остров на турецкую его часть и на греческую, и это оставило в нас самые тягостные впечатления. Защитный ров, колючая проволока, вышки с часовыми – всё это совсем не вяжется с тем мирным духом, который царит в живописных горных деревушках или на побережье, утыканном пальмами и усеянном многочисленными отдыхающими.

 Что поделаешь, этот кусок земли в Средиземном море, как бриллиант, не давал и не даёт до сих пор покоя и сна многим политическим фигурам. Но где они сейчас? Кто о них, и как часто, вспомнит? Что из их политического наследия останется навечно? Наверное, немного. Останется навсегда лишь Правда! Правда Евангелия.