О смысле жизни

Вадим Данилевский
Рассуждая о смысле жизни, человек неминуемо приходит к вопросу “Есть Бог или нет?”. Ведь, если Бога нет,  это значит, что жизнь возникла случайно и никакой цели, эдакой сверхзадачи, у земной цивилизации нет, а, значит, нет и смысла жизни, которая как случайно возникла, так случайно и исчезнет. Для отдельного человека целью в этом случае остается только стремление по возможности избавиться от страданий и получить как можно больше удовольствий, как он их понимает.

Другое дело, если Бог есть, и это значит, что жизнь на Земле возникла не случайно, а с какой-то целью. Например, человечество должно в своем развитии приблизиться к Богу,  а человек обязан стать “сверхчеловеком” и помощником Бога в строительстве мироздания.

Но в этом случае возникает закономерный вопрос: – Почему Бог, если Он желает видеть в сотоварищах человека, со всей определенностью не явит ему себя и не поставил перед ним свою задачу?

Разные религии на основе откровений своих пророков пытаются по-своему трактовать божью волю и из-за этого вступают в непримиримую борьбу между собой, но ясного, однозначного ответа на вопрос о цели Бога при создании человека нет.

Так почему бы Богу, если Он действительно создал человека для какой-то цели, не прекратить эти распри и, наконец-то, напрямую довести до людей свою волю?

Поскольку такого проявления божественной воли нет, нам остается или с горечью признать, что  Бога действительно нет, или - Он есть, но человечество действительно возникло случайно, как производная от эволюционирующей жизни, без участия Бога, занятого более важными делами.

В этом случае остается надеяться, что развиваясь, человечество достигнет такого уровня, при котором Высший разум все-таки обратит свое внимание на разумных ”букашек”, вмешивающихся в Его дела.

Вполне возможно и то, что Бог ставит над нами недоступный нашему разуму эксперимент, в котором человеку самому предстоит решить, кем ему быть.

Можно, конечно,  ещё предположить, что Создатель не являет себя потому, что точное знание человечеством факта его существования может привести людей к мысли, что Бог сам все их проблемы решит. То есть для человека из пословицы: “На Бога надейся, да сам не плошай” останется лишь первая ее часть: “ На Бога надейся…”, что неминуемо исключает интенсивное развитие человечества и потерю им смысла жизни.

Хотя есть и еще одно предположение, лежащее в основе индуизма, а именно – весь мир это божество, играющее с собой. Но это значит, что для нас, являющимися одновременно и частичкой Бога, и его игрушкой, остается только следовать совету Екклесиаста: ”И нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в ТРУДАХ во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.”.

Но, здесь, главное, не забыть бы  о ТРУДАХ, делающих нас интересными “игрушками”…