Манкурты

Абдулазиз Махмудов
               
                - 1 -               

Машраб проснулся от собачьего  лая...Потом истерично завопил соседский ишак...

И закудахтали куры. Сон улетучился...И дурные мысли о жизни и невесёлом бытие

 вновь, как это бывало по утрам, зароились в его седой голове...Почему вопит
 
ишак? Этот бескорыстный трудяга? Который, не ведая достойной пищи, и отдыха

 трудится до скончания века. Конечно же, если не снимут шкуру и не съедят

 хозяева. Ведь в отличии от птиц которые шумными звуками встречают рождение

 нового дня, ишак вопит в любое время суток. Может таким образом он жалуется на

 свою несчастную ишачью долю? Или пытается сообщить о геноциде ишаков устроенных

 пол века назад кукурузным императором? Как он похож на несчастных людей у

которых власть незаконно отняла дом, работу, деньги, посадила в тюрьму или убила

 на чужбине. Всюду вопят беззащитные люди! А вокруг тишина. Подумаешь вопит ишак!

 Ну и пусть себе вопит...

 Как такое могло случиться? Казалось бы, в достаточно цивилизованной по азиатским

 меркам стране - наследнице великих культур. Как один человек  смог поставить на

 колени многомиллионный народ ?

      Как гласит предание. В стародавние времена Туран населяли многочисленные

 племена: Шункоров,Бургутов,Лочинов, Йулбарсов, Капланов, Боз Куртов,

 Калхатов,Калтамушей,Шоголов, Коюнов, Маймунов, Чичканов. Всех наименований

 тотемов и не перечесть!
 
 Шункоры и Калхаты  были мудрыми жрецами и правителями. Бургуты, Лочины,

 Йулбарсы, Капланы Боз Курты храбрыми войнами. А в мирное время - искусными

 кузнецами,ремесленниками,гончарами, пчеловодами и животноводами. Пасли свои

 бесчисленные стада коней, верблюдов, баранов, коз. Ковали острые мечи, кольчуги,

 стрелы, копья, кинжалы. Изготавливали казаны, мотыги, серпы, косы, подковы

конские сёдла сбруи и горшки  для нужд соседей.  Лучшие представители этих

 благородных племён были правящей элитой и каждые пять лет избирались верховными

 правителями..

Жреческое сословие Калхатов  занималось делами медицины, образования, веры и

 законности. А вера у них была удивительная! Они поклонялись огню - духу добра

 Ахура - Мазде, и первому из великих пророков  человечества Заратуштре. Который

 учил: "Благая мысль! Благое слово! Благое дело! Все добрые мысли, добрые дела

совершаются через знания и ведут к лучшему существованию. А все злые мысли, злые

 слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию" Эти

очень простые и понятные, каждому от мала до велика, слова пророка и были главной

 молитвой наших далёких предков. Согласно религиозной этике. Мужчины и женщины

 обладали равными правами. И не только в мирной жизни. Во времена военных походов

 женщины сражались наряду с мужчинами  и были бесстрашными воительницами. Царица

Тумарис даже разбила персидские войска, а царю Киру отрубила голову в назидание

 захватчикам.

Администрация формировалась из числа Шоголов . Им не было равных в бумажной

волоките и очковтирательстве, и чем старее был чиновник тем хуже шли дела.

Поэтому их частенько приходилось  менять на молодых и деловитых. Маймуны  были -

 летописцами, учёными, архитекторами, художниками, клоунами, певцами, писателями

 . Калтамуши занимались торговлей и путешествовали по всему миру, открывая новые

 земли, новые народы и новые премудрости. Всему хорошему, что они видели, учились

 сами. А возвращаясь из далёких краёв, привозили диковинные книги и обучали своих

 земляков новым знаниям. Поэтому в  библиотеках любые книги на ряду с  Авестой

 считались священными. Коюны - самое многочисленное из осёдлых племён населявших

 Туран были земледельцами. Они выращивали пшеницу, ячмень, рис, хлопок и

множество вкуснейших фруктов и овощей. А Чичканы способные тайно проникнуть в

любое жилище, дворец или крепость считались  самыми осведомлёнными людьми

государства и были шпионами Шоголов, Калхатов и Шункоров.  Им не было равных в

 делах государственной безопасности и ликвидации злоумышленников. Храбрецы шести

 племён, для которых свобода, вера, честь, совесть и достоинство было превыше

собственной жизни отражали нападения врагов и тысячами  гибли на полях сражений,

 а выжившие герои мудро и справедливо в течении многих лет правили государством.
   
Но желающих покорить Туран было так много, что храбрые племена Шункор, Бургут,

Лочин, Йулбарс, Каплан, Боз Курт, сражаясь за независимость своей родины,

постепенно потеряли подавляющую часть своих соплеменников и очень ослабли. Их

перестали бояться другие племена и уже не слушали мудрых предводителей...И когда

пришёл очередной враг страна потеряла и последнюю тысячу своих храбрецов.
 
Выжили Шоголы, Калхаты, Калтамуши, Коюны, Маймуны и Чичканы, которые не умели

 сражаться, но чтобы сохранить свои деньги, жизнь и имущество  предпочли сдаться

 в плен на милость победителя. И в знак покорности завоевателям, убили жрецов,

 разрушили свои храмы и памятники, сожгли  книги,  сменили веру и стали исправно

 служить врагам. Потому что, они не понимали что значат: Свобода! Вера! Честь!

Совесть! Достоинство! Они не понимали, что это самое ценное в человеке. Ценнее

 золота и драгоценных камней. Ценнее самой жизни. Это те качества, которые делают

 человека - Человеком!

Но они этого не знали. Или не хотели знать. Поэтому защищая свои шкурные

интересы, они заискивали,  ползали и унижались, облизывая вражеские сапоги. Они

отдавали врагам на потеху своих жён и детей, и в конце концов новая власть им

поверила и они приспособились к пришельцам. Вместе со страной и верой предков они

 потеряли свою культуру, письменность, язык, обычаи и традиции.  Потеряли

идентичность.
 
Но это случилось давным - давно! Тысячу лет назад, а может и больше. Со временем,

 все сдавшиеся племена превратились в покорных рабов - кулов. Потому что

 покорность была основным требованием новой религии Да и имена их стали

 заканчиваться с приставкой кул.(раб) Потом их завоёвывали то одни, то другие. То

они кого-то завоёвывали. То воевали между собой. И в конце, концов разделились на

несколько нищих, варварских государств, и стали добычей страны Моксель, своей

бывшей колонии.


     И эти грозные завоеватели, называвшие себя Третьим Римом, то ли назло, то ли

 в насмешку назвали их страну Кулистаном. И только в самых недоступных

человеческому глазу скалистых и труднодоступных горах всё ещё оставались

 поселения непокорённых  Шункоров, Бургутов, Лочинов, Йулбарсов, Капланов, Боз

 Куртов. Тысячу лет хранивших свой язык, веру, традиции и обычаи..  Они и на этот

 раз не сдались на милость победителей. Небольшая кучка храбрецов со своим

 предводителем по имени Йулбарс - бек ещё много лет отважно сражалась с врагами

 "Благие мысли! Благое слово! Благое дело! Но их было так мало, что в конце,

концов все они погибли. А их жёны и дети не выдержав голода и лишений, спустились

 с гор, примкнули к толпе и смешались с рабами. Но об этом уже никто не помнил.

 Только изредка, если вдруг, среди моря покорных рабов вдруг являлся гордый и

 отважный человек - можно было предположить. Наверное Шункор, Лачин или Бургут, а

 может Йулбарс, Каплан или Боз Курт.
 
                - 2 -
    
      Иман-Кул свалился ниоткуда!? Так думали неосведомлённые люди. Но это не

совсем так! В его выдвижении был заинтересован старый земляк - Калтамуш Джура-

Кул. Его готовили на эту должность и  Чичканы - доверенные лица тайной полиции .

 Он не вдруг, не чудом стал наместником цветущей  колонии. И крупная взятка

сыграла свою роль... Как же без этой традиционной благодарности раба своему

хозяину. Хотя знавшие его с детства были поражены. Ведь он был злым, угрюмым

 мальчиком из приюта, склонным к криминалу. Воровал дыни на местном рынке и еду у

 своих вечно голодных сверстников. За что не раз бывал бит базарными торговцами и

 обитателями приюта. Знавшие его по службе считали хитрым и циничным

  карьеристом, женившемся по расчёту на дочери известного сановника. И вот тебе

на! Подкидыш - Иман-Кул каким -то чудесным образом превратился в наместника

Третьего Рима - одной из дюжины бантустанов империи. Возникших на священной земле

 Турана. Но такова была традиция страны Моксель унаследованная от греков... Иман-

Кул  не один был таким "избранником". Во многих колониях наместниками становились

 мамлюки - без роду без племени, без корней. То ли Калтамуш, то ли Чичкан, то ли

Шогол? Никто этого не знал. Такие, как правило, были  преданны метрополии и

чужими местному населению... Но через два года огромная империя, обнищавшая от

 многочисленных захватнических войн - неожиданно развалилась. И провинции

рассыпались, как пригорошня грецких орехов.  Наиболее расторопные слуги, что были

 ближе к телу  подхватили их и спрятали за щёку. Правда, жители  некоторых стран

оказались ловчее придворных слуг и отобрали орехи у своих наместников. А народ

 Кулистана  был наивным и доверчивым, поэтому Иман- Кул без всякого труда стал

всенародно избранным правителем вновь образованного независимого бантустана. И

для большего доверия  и легитимности Иман-Кул - поклялся на священной книге, что

 народ его будет жить в благополучном и справедливом государстве...И он Иман-Кул

 - что значит Раб веры! Будет гарантом впервые за тысячу лет написанной для этой

 страны конституции. Обеспечит мир, справедливость и процветание Кулистану... Но

 усевшись на трон он сделал  совершенно противоположное тому,  чему  клялся на

священной книге Иеговы. В первую очередь сохранил прогнившую до мозга костей,

 коррумпированную бюрократию, сто лет исправно служившую завоевателям и давным -

 давно превратившуюся в мафию.  Для которой превыше всего было не благополучие

 населения Кулистана, а их собственные шкурные интересы. А горстку отважных

людей, которые проповедовали , благую мысль, благое слово, благое дело и имели

мужество  сопротивляться преступным деяниям мафии -  уничтожил...Таким образом,

 власть в Кулистане официально перешла в руки организованной преступной

группировки, а Иман-Кул чудесным образом, или по иронии судьбы, воссевший на

престол Кулистана и был ставленником этой самой ОПГ...  Здесь уместно будет

 уточнить, кто  входил в эту бандитскую группировку... В первую очередь это были

 Калтамуши, купцы и торговцы, предки которых помогали врагам завоевать страну.

Затем Шоголы, потомки бывших  миршабов, кучеров, сторожей, дворников, 

садовников, толмачей и приказчиков обслуживавших колониальную администрацию.

 Потомки  Маймунов - учёные, писатели, поэты, певцы и прочие клоуны. Помогавшие

 завоевателям дурачить свой народ. И конечно же потомственные Калхаты - жрецы и

 шпионы Чичканы , которые ещё до завоевания Кулистана, как и купцы - Калтамуши

имели дружеские связи с врагом.

 Под руководством главного специалиста по реставрации патриархального мышления и

 оглупления народа -  Салтанкула - Маймуна, придворные учёные придумали идеологию

 национального возрождения и новую историю Кулистана. Согласно которой, подлинная

 жизнь страны начиналась со времени восшествия на престол Иман-Кула - Подкидыша.

 В связи с этим были  уничтожены памятники, книги, картины, произведения

 различных  искусств и наук, заводы и фабрики , хоть как-то напоминавшие

 предшествующую имперскую эпоху. Придворные Маймуны: поэты, певцы и композиторы -

 бедана из чайханы и всякого рода махровые писатели и журналисты - курбака из

покрытых тиной  протухших хаузов соревновались между собой в искусстве

восхваления Подкидыша ... Они изощрялись в комплиментах, называя его борцом за

независимость! Спасителем и отцом  нации. Жрецы Иеговы, во главе с муфтием Садык-

Кулом- Калхатом, как это бывало и раньше при смене власти, тоже стали усердно

служить Иман-Кулу и возносить благодарственные молитвы !  Ведь жрецы Иеговы это

 особенная социальная группа. Они обманывают Иегову! Обманывают свою паству! И

обманывают власть. Потому что собственная шкура им всего дороже и милее! Дороже

  божьей кары,  народной молвы, и гнева правителя! Они всегда, во все времена

 занимали сторону сильнейшего. Ведь три раза за тысячу лет с  помощью Калхатов

 менялась Вера этого народа.  Более того! Тех верующих, кто не хотел их слушать

 или сомневался, по доносу  жрецов уничтожала тайная полиция и жандармерия. Во

главе которых стояли заклятые враги  Амат-Кул - Шогол  и Ином-Кул - Чичкан.

Ссорить же подчинённых с помощью преданного инака Селим-Кула Чичкана и

дастурханчи Алим-кула Шогола было любимым увлечением Подкидыша Иман-Кула.

Поссорить и наблюдать за приближёнными, как на макак  дерущихся за зелёный банан.

 Любые санкции на государственные преступления подписывал  преданный инак Иман-

Кула.  Прокурор  Кадыр-Кул - Чичкан. Другой инак - Кази-калан Мустафа-Кул -

  Чичкан их утверждал.  Эпоха Подкидыша - Иман-Кула  стала золотым веком

разбойников и проходимцев.  Эпохой насилия варварства и мракобесия.

" Власть развращает! А абсолютная власть развращает абсолютно!"- Машраб знал эту

 аксиому, но никогда не придавал ей значения пока не увидел своми глазами, как

это происходит в жизни. Он видел, как никого не стесняясь обогащалась алчная

семейка Иман-Кула. Жадные, бестыжие дочки, жена и её многочисленная родня.

  Слышал, как продавались и покупались хлебные должности. И следуя примеру первой

 семьи грабили страну и её население друг семьи Подкидыша: Калтамуш эшик - ога

Джура-Кул, инак Селим-Кул Чичкан, дастурханчи Алим-Кул - Шогол, вазир Амат-Кул -

 Шогол,  раис Ином-Кул - Чичкан, казий калан  Мустафа-Кул Чичкан и прокурор

Кадыр-Кул - Чичкан. Алчные  дети и внуки, дорвавшихся до халявы, нищей духом

 черни тоже не стеснялись принимать участие в этой немыслимой вакханалии

 воровства и обогащения.
               
 Каков поп - таков приход. "Ит эгасига ухшамаса харом улади" Во всех

 министерствах, областях и районах следовали примеру семейки Иман-Кула  Подкидыша

 и его воровской малины.  Дорвавшиеся до власти или купившие её Калтамуши,

Шоголы, Чичканы и Маймуны.  Хакимы и амалдоры различных государственных структур

 на своём уровне, как попугаи повторяли  вакханалию беспредела. Всюду отсутствие

 профессионализма, непотизм, воровство и коррупция. Машрабу хотелось  крикнуть -

  Эй ! Опомнитесь! Что же вы творите!? Сколько до вас было таких бандитов во

 власти и сколько ещё будет после вас!? Все бесследно исчезнете и превратитесь в

 пыль...Куда вы ненасытные всё тащите! И тащите!" Но этого он не мог сказать

 вслух. Никто бы его не понял. Ну конечно же "детям и внукам!" ...  Таковы

традиции дремучего Кулистана !
 
 Стилем жизни чиновничества стала чванливость и грубость с подчинёнными и

 унизительное подобострастие с начальством. Напрочь забыли об этике поведения и

 культуре.  Вплоть до махаллинских комитетов.. Председателями которых назначали

 отставных Шоголов - миршабов, Чичканов полицейских и всяких сомнительных людей,

прежде обслуживавших власть. Главной обязанностью которых были функции штатных

 стукачей.

Группировка Иман-Кула поссорилась с соседями. Заминировала границы с родственными

 бантустанами, построила таможенные посты с борзыми таможенниками-Шоголами.

Забаррикадировала  дороги  между областями,  установила тотальный контроль за

всем и вся, чтобы муха не смела пролететь без ведома Подкидыша. Страна оказалась

 за железным занавесом. Миршабы и Нюхачи - Чичканы, как свирепые псы хватали всех

 подряд по малейшему подозрению. Казии, судьи - калхаты  без разбора сажали

 любого, кто смел мыслить иначе чем того хотела власть. Беспредел в стране привёл

 к беспределу в тюрьмах и колониях. Шоголы нелюди ( здоровый человек там работать

 не может) насиловали заключённых, варили в кипятке, пытали током, рвали ногти,

 сажали на кол...И это в 21 то веке! Как любил говорить  Иман-Кул . В государстве

 с "Великим Будущим?" Таким образом, за два десятка лет правления Подкидыша

страна погрузилась в глубокое средневековье.

Болтать с высоких трибун о духовности, цинично ругаться и бить морды! Это

патриархальный  Кулистан! Болтать о великом будущем грабить и расстреливать свой

 народ. Это лицемерный Кулистан!   Раб или деспот? Орёл или решка? Две стороны

 одной монеты. Или пресмыкаться или топтать слабых. Это бездуховный Кулистан !

 Подкидыш материл, пинал и бил морды подчинённым, те в свою очередь материли били

 морды и пинали своих подчинённых. И так дальше по всей вертикали власти -

"принцип домино". Вплоть до последнего базарного паттачи - контролёра, который в

 свою очередь отыгрывался на торговцах. А может, Подкидыш таким образом мстил

всем окружающим за своё несчастное детство? Наверное поэтому был озабочен

корнями, окружающих людей "Палаги тозами? " Ещё одно из его "мудрых" изречений

 применительно к стране "Шахар бе дарвоза эмас" "Город не без ворот"  "У этих

ворот есть хозяева." "Бу дарвозани эгаси бор" или "Мард булсанг - майдонга чик"

  Это применительно к оппозиции. "Если смелый выходи на площадь." Калтамуши,

 Чичканы и Шоголы оглушительно хлопали, потому что это очень нравилось Подкидышу,

 а Маймуны  восхищённо тиражировали эти глупости в своих стихах и песнях.

 Окружённый многочисленной охраной, маниакально озабоченный собственной

 безопасностью Иман Кул не вышел на площадь к ожидавшему его народу  в  Анаржане

 "Мард булсанг майдонга чик!" Трусливый болтун вместо этого отдал приказ

расстрелять беззащитных людей, а не помнящий родства Амат-Кул Шогол  убил  тысячи

 невинных   женщин, стариков и детей. Пусть земля им будет пухом. Машраб знал

 подробности от своих родственников  и его постоянно угнетала мысль, что же

случилось с теми героями которые отказались стрелять в свой народ...Солдатами,
 
офицерами, а ведь их было около двух сотен... Где они?  Кто ответит за их

 загубленные жизни?.

Жизнь, между тем, становилась всё горше, всё трудней. Миллионы людей уехали  на

 чужбину...Одни  на заработки, другие навсегда... Разрушились семейные связи и

 родственные узы. В Кулистане остались одни старики и старушки и их внуки подрос-

тки...Надо же было кому-то сохранять огонь в родном очаге. А беспечная бедана,

 перепёлка из племени Маймун пела песню " Никому не отдадим Узбекистан. И никто

 нам не указ! Мы сами с усами.  Не забывайте - портреты наших великих предков

 украшают ваши галереи."
 
Какая наглая спекуляция! Какая спесь ! Отсталый, вороватый бантустан. И такие

претензии на величие. Да великие предки были. Мы помним и гордимся. Но они такие

 же предки и соседних родственных с нами народов. А мы  сегодняшние  в таком же

родстве с ними, как бройлерные цыплята - с орлами.

 А народ безмолвствовал. И что он мог сделать? Трусливый и малограмотный.

 Лишённый возможности даже жаловаться на своих обидчиков. Сменивший множество

 религий за свою обозримую историю , и четыре алфавита  за последние восемьдесят

лет. С сомнительными переводами нескольких дюжин книг мировой классической

литературы. Как это не смешно звучит, подогнанными под менталитет.С купюрами тех

 абзацев в которых пульсирует жизнь и новая мысль. Народ не знающий своей

подлинной истории и  своих корней. Народ  прославляющий негодяев и убийц и

уничтожающий своих героев. Народ  чьи учителя и врачи - самые обездоленные люди.

Подметающие подъезды новостроек и собирающие хлопок. Побирающиеся на барахолках,

 продавая своё старьё.  Бесхребетные рабы - исполнители бутафорских выборов.

Которыми помыкают ученики,  и всякий вышестоящий Шагол...Потому что они нищие.

 Разве униженные и обездоленные  способны воспитать умных, смелых и честных

людей?  А врачи через семь лет учёбы получающие свои дипломы и живущие на

нищенскую заработную плату, едва хватающую на хлеб. Разве такие врачи способны

 вырастить здоровое поколение? Нет и сто раз нет. - Думал Машраб. - И дело не в

 Иман-Куле с его шайкой... Они тоже часть этого народа, по иронии судьбы

оказавшиеся  на вершине власти. Просто мы рассматриваем их в микроскоп. Всё что

 есть в них мерзкого  и подлого есть и в нас самих...Потому что мы тоже потомки

 тех же Шоголов, Калтамушей Чичканов,Маймунов,Калхатов. Предателей ! Выбравших

 жизнь в обмен на свободу. В нас течёт их кровь. У нас их гены. Многие ли из нас

 оказавшись на вершине власти были бы праведниками? - Машраб сомневался. - Но

возможно и были бы. И наверное есть сейчас. Для которых благая мысль, благое

 слово, благое дело, не пустой звук.

                - 3 -

Коюны среди которых обитал Машраб, родились в жалких хижинах. Росли, женились,

 плодились, ходили друг к другу на свадьбы и поминки, устраивали дружеские

вечеринки - гап. Состарившись посещали мечети и беззвучно умирали. Как и далёкие

 предки они выращивали хлопок, пшеницу, овощи и фрукты, содержали домашний скот

 на своих приусадебных участках... Мечтали вырваться из нищеты и стать Шоголами,

 Калтамушами, Чичканами и Маймунами. И некоторым даже удавалось, стать нижними

 чинами, жандармерии и тайной полиции. Счастливчики приезжали в кишлак в мундире

 Шоголов или штатском костюме Чичканов...И можно было заметить разительную

трансформацию облика этих людей. От робкого боязливого Коюна не оставалось и

 следа. Профессия меняла не только внешний облик, но и этику поведения этих

людей. Они становились недоступными для простых Коюнов. Высокомерными, грубыми  и

 чванливыми Шоголами и Чичканами. И что примечательно высокомерие и чванливость,

 как некая заразная болезнь передавались их детям и родственникам. Такая же

трансформация происходила и с теми нищими бедолагами, кому повезло стать

торговцами, певцами, писателями, поэтами и учёными. Они вмиг забывали о своих

корнях  и по поведению, мыслям и образу жизни превращались в преданных Подкидышу

 Калтамушей и Маймунов. С ними соперничали  разбогатевшие Коюны - мардикёры-

гастарбайтеры вернувшиеся из соседних стран. Они держались подчёркнуто дерзко и

независимо, ругались на незнакомом языке, плевали сквозь зубы. Строили крутые

особняки, ездили на шикарных машинах по ухабистым кишлачным дорогам, разнося пыль

 на всю округу. Справляли пышные свадьбы и похороны. Даже Шоголы и Чичканы их

остерегались. А причина трансформации Коюнов была очень простая - деньги и

власть. Потому что именно это было главной ценностью Кулистана. Ни благие мысли,

 и знания, ни благие слова, ни благие дела. Деньги и власть!

 В кишлаке не было средней школы, не было приличной дороги, в хижинах не было

водопровода. Все Коюны ходили с бочками и баклажками к одному арыку.  Дети ездили

 в школу расположенную в пяти километрах от селения. А Коюны делали пожертвования

 на строительство мечетей. И не потому, что они были слишком богобоязненны.

 Отнюдь! Как и пышные свадьбы похороны и поминки это делалось для яркого

 имиджа...И не только...Ещё в тайниках души оставалась надежда. А вдруг рай и ад

 всё таки существуют!...И пожертвование станет индульгенцией от всех предыдущих

 грехов, и пропуском в райские сады. Что по сравнению с этим какая-то кишлачная

дорога, школа, или водопровод? За это грехи не снимут и в рай не пустят.
 
Когда-то Машраб был молодым перспективным художником... Но это "когда-то"

осталось далеко позади. Позади остались романтические грёзы о гениальном

творчестве и переустройстве окружающего  мира...Да и друзья, соратники остались

позади... Физически они существовали, но и как многие одарённые люди из его

 поколения  были в эмиграции или сделали карьеру и никто о нём не вспоминал. А он

 был нищ . Потому что его картины никто не покупал... Более того они были

 запрещены в Кулистане. Поэтому покинула его и жена. Перебралась с детьми

подростками в более сытую и благополучную страну. И он мог бы уехать, но не уехал

 потому, что не мог оставить свои картины. Поэтому был одинок и жил отшельником в

 кишлаке Сангак в 40 километрах от столицы Кулистана. Жизнь в кишлаке была

дешевле чем в городе. Здесь у него была небольшая хижина и огород, росли

 помидоры, огурцы, баклажаны, болгарский перец ,петрушка, укроп. И несколько

 плодовых деревьев. Много ли одинокому человеку нужно? А мизерной пенсией,

 оплачивал налоги, платежи за свет, газ и воду ...Поэтому ему приходилось

 подрабатывать эскизами на сквере. Иногда за бесценок  писал портреты богатых

 людей или их жён и детей. Однажды, он даже написал портрет известного певца. Но

 певец ничего не заплатил. Сказал, что так не договаривались . Бывало и такое.

 Таким был менталитет жителей Кулистана. Поэтому жил скромно, а вырученные деньги

 тратил на краски, кисти и холсты... Главным для него была свобода... А бедность

 была одним из условий его свободы. Редкие зрители его творчества доброжелательно

 советовали сменить тему. И даже предлагали написать портрет Иманкула. А он, как

 упёртый безумец продолжал писать свои никому не нужные картины. А писал он их

 потому что они воскрешали героические дни его молодости и деяния его именитых

 друзей и соратников. Немногочисленных храбрецов, честных и достойных людей

мечтавших о благополучии и процветании своей страны, изгнанных  криминальным

 Подкидышем и его верными слугами. Они с документальной точностью воскрешали

 историю его государства ...И ему казалось, очень важным сохранить память об этих

 не долгих днях свободы,  надежды и просветления для будущих поколений... Для

 молодых и бесстрашных героев, будущего. Потомков Шункоров, Бургутов, Лочинов,

 Йулбарсов, Капланов, Боз Куртов. которые подобно им, захотят изменить судьбу

 своей несчастной страны. Для которых заповедь далёких предков:  "Благая мысль!

 Благое слово! Благое дело!" Станут жизненным принципом и руководством к

действию...

               
Абдулазиз Махмудов  Ташкент, декабрь 2017 г

Продолжение следует