Сало

Валера Матвеев
               
 Работали у нас в цехе братья Шимбаровские. Братья как братья, только отличать их было трудно – были они близнецы и очень похожи друг на друга внешне, «как ни странно». Но ещё одна особенность у братьев заключалась в том, что оба они были с «золотыми руками» и светлой головой. При этом всегда могли пошутить и не избегали по возможности не злых «приколов» вместе с друзьями. Одним словом рукодельники и, в тоже время, свои парни. Настоящие самородки.

Способность быстро и хорошо работать во все времена создавало проблемы и им тоже. И для таких же других работников. Такие люди всегда считались, почему-то, лентяями в глазах начальства. Конечно же, для начальства, которое хотело таких людей использовать как асинхронные двигатели: чем больше делают, тем больше их нагружают. Данные им задания выполнялись в два, а то и три раза быстрее положенного времени для среднестатистического работника. А раз отдыхаешь, «валяешь дурака», вместо того, чтобы работать, то ты, по мнению начальства, лентяй. К таким относился и я (не сочтите за хвастовство), и друг мой Серёжка Назарько и другие ребята, кто не мог бесцельно копаться, абы день до вечера. Этим успешно пользовались те, кто действительно был лентяем и с руками, не оттуда растущими. Они могли сколько угодно ковыряться и ковыряться. Зато в глазах начальства считалися очень трудолюбивыми людьми. И почему-то такое положение вещей складывалось почти везде.

Испытываю даже гордость за слова, рабочего из моей бригады, Петра, которые он мне в сердцах сказал, наверное, не подумав о их доподлинном смысле, когда работали в МНУ:

- Валера, ты сам не отдыхаешь и нам не даёшь!

Я, честное слово, был немного ошарашен, когда услышал эти слова. И это при том, что я был практически освобождённый мастер. А я ни перед кем не выслуживался, мне просто было интересно работать со всеми вместе своими руками, организовывать работу коллектива с наименьшими физическими затратами. А ведь всегда считался самым, хотя в глаза мне говорил об этом только один лишь кум, что ни на есть лентяем …

Один из братьев Сергей был слесарем в службе оснастки и приспособлений. Это такая служба, которая отвечает за «аксессуары», оборудование для крепления заготовки детали и инструмента на станке. А у работников этой службы для всех в цеху даже было, в какой-то степени, обидное прозвище - приспособленцы. Но они не сильно обижались, наверное, привыкли.
Сергей был не просто слесарь, а все точные и «ювелирные» работы поручались в службе (часто и не только в службе приспособленцев) именно ему. А вдобавок он дома ещё занимался немного ювелиркой, изготавливал ювелирные изделия. Так, для души …

У Сергея был такой случай. Начальник цеха, а цех был большой, более пятисот работников, дал ему (где он её нашёл только?) ржавую и тупую ножовку и попросил (в сей просьбе, сами понимаете, отказать было никак нельзя) почистить и заточить.  Но, то ли обычная лень в тот день его обуяла, то ли принципиальность «дешёвой», не требующей ума работы взяла верх над разумом, однако он не захотел ту ножовку «реставрировать». Хотя, по большому счёту, работы там было на час времени (рабочего), максимум на полтора. И он решил немного подшутить над начальником, хотя знаете, чем в большинстве случаев шутки над начальниками заканчиваются.
Короче, Серёга взял эту ножовку и, не долго думая, … выкинул! Затем пошёл в хозяственный магазин и купил новую, в ещё заводской смазке ножовку за 3 рубля и 10 копеек. А потом вручил её начальнику цеха. У того чуть усы, а это был очень крупный человек с усами, не отклеились от злости. Но весь праведный гнев Виктор Иванович сдержал внутри своего большого тела, а репрессий со стороны начальства Серёга вроде бы в тот раз избежал. А мог бы и не избежать!

 Второй брат Сашка был токарем. Не то, чтобы он был из элиты, но и не совсем обыкновенный! Мелкие деталюшки делал он быстрей всех в два, а то и более, раза! Какая-то неимоверная быстрота всех действий рук! Можно было просто бесконечно любоваться его работой, так она своей простотой и быстротой прямо завораживала. А хобби у него было «совсем в другой стороне», он занимался изготовлением (именно изготовлением) радиоэлектронной аппаратуры высшего класса - магнитофоны, проигрыватели и другое. Такие вот парадоксы, такое необычное хобби, а работал он простым токарем.
 
 Он был токарем в тот период, о котором идёт речь, у меня в дежурной смене. Работали мы с Сашкой в тот день во вторую смену. Это была обычная дежурная группа: четыре слесаря и один или два токаря, а также мастер, которого в данном конкретном случае представлял и исполнял я собственной персоной. Чтобы понять, о чём идёт речь, сделаю маленькое пояснение.

При обработке металла применяется смазочно-охлаждающая жидкость, если объёмы производства большие. Если не очень большие, то из-за большой уборки станка, а СОЖ добавляет «грязи» достаточно, стараются работать «на сухую». Однако, при нарезке резьбы ручным инструментом обязательно применяется какая-либо смазка. Это может быть: эмульсия СОЖ (смазывающе-охлаждающая жидкость), густая смазка – солидол или ему подобные густые смазки, жидкая смазка  - различные технические масла. На худой конец, если ничего под рукой нет, то можно в экстренных случаях пользоваться обыкновенной человеческой слюной. Но лучше всего использовать при нарезке резьбы обыкновенное свиное сало. А когда по горячей заготовке нарезают резьбу с салом, то такой аромат жареной картошки по мастерской разносится, а до обеда ещё далеко или, наоборот, конец рабочего дня близится … Можно не дотерпеть – захлебнуться слюной!

Раздав всем своим работникам бригады задание и выполнив свои обязательные для мастера писчие дела (а вот без этого никуда), я превратился в свободную птицу. И пошёл «летать» (то есть бродить) по мастерской, осматривая наши владения. Закурив обязательную в этих случаях сигарету. Во время этого обхода подошёл и к токарям (всегда интересно наблюдать за красивой профессиональной работой). Смотрю, Сашка нарезает резьбу, а смазывает, поливая машинным маслом. Я долго наблюдал за этим процессом и, терпение моё наконец лопнуло, я не выдержал и говорю ему:
 
- Саша, у меня дома в холодильнике давно валяются два кусочка сала, которые есть уже, наверное, не будем по причине их древности, а выбросить, ещё, к твоему счастью, не успели. Завтра я тебе принесу эти два кусочка сала, чтобы ты работал как настоящий профессионал! - То ли пошутил, то ли сказал я серьёзно.

У меня дома в холодильнике действительно залежались два куска сала, они уже приобрели слегка ржавый цвет, а запах оставлял желать лучшего. Тем более вкус у них должен был быть, мягко говоря, не совсем приятный. Их-то я и пообещал принести, пока не выкинули за не надобностью.

Мужик сказал, мужик сделал! На следующий день я, как и обещал, принёс Сашке два куска сала, которые оказались даже больше, чем я думал, но про их длинный «жизненный путь» я выразился предельно точно: их недоели ещё на Куликовом поле после битвы.

 Вечером, во второй половине смены, Сашка выполнил своё задание на смену и попросил его отпустить с работы по своим, сугубо личным делам. А так как я говорил ранее, он делал всё очень быстро и очень хорошо, то вопросов к нему не было. Естественно, в просьбе его я не имел права отказать даже по человеческим понятиям, и я его отпустил на все четыре стороны с чистой совестью.
На следующий день пришли на работу, и, как обычно, выполнив все обязательные свои рабочие процедуры, я отправился по цеху коротать производственное время, проверяя, как идут дела на смене, чем кому помочь или что-то кому-нибудь подсказать. Делая дежурный «променад» по мастерской, подошёл опять к токарям. Ба! Что я вижу!? Шурик мой опять нарезает резьбу и опять  смазывает заготовку машинным маслом!

- ??? Я же только вчера принёс два больших куска сала! – Моему чисто человеческому и профессиональному удивлёнию не было предела!

- Да вчера колонки  для магнитофона продал, и потом их «обмыли». Сало так прекрасно пошло с «Кавказом»…- То ли оправдываясь,  то ли отчитываясь о торговой сделке, выражавшуюся в факте продажи колонок, поведал мне историю об исчезновении моего подаренного «производственного» сала Шурик.

- Но его же есть невозможно! – Я предъявил свой железный аргумент.

- Не-е, с «Кавказом» само то!

Для справки. «Кавказ» - популярнейшее вино у средних слоёв рабочего класса в начале и середине 80-х годов.