Чтобы помнили. Глава 14

Ольга Тинне
   Начало: http://www.proza.ru/2018/02/26/2201

   За время нахождения в составе действующей армии Лизе на собственном опыте пришлось убедиться в мощи и размахе советской идеологии. Постоянно проходили учебы, политинформации. Особисты, которых никто особо не любил, свое дело знали четко. Спорить с этим было не то, что бессмысленно - опасно. Впрочем, бойцы и так верили Вождю и Партии. Эта вера объединяла людей и давала им силы к борьбе. В итоге Лиза, держа такие мысли глубоко-глубоко в себе, пришла к выводу, что, не будь Сталина, еще неизвестно, как бы сложился ход войны. 

   В конце зимы и начале весны у людей в суровом северном климате вечно начинались проблемы со здоровьем, сказывался авитаминоз. Случаи бывали разные, кто-то просто ощущал усталость, а иные на фоне недостатка витаминов слепли.
   
   Весной, как только позволила погода, Лиза отправилась в путь. Она, как заведенная, моталась вдоль линии обороны, обследовала, лечила, делала прививки. Еще давала рекомендации. Пару раз пришлось столкнуться с куриной слепотой. Из этих схваток Лиза вышла победителем и не без оснований гордилась успехом.    

   В мае, находясь на укреппозиции, Лиза встретила знакомых девчонок, радисток, с которыми сдружилась под Воронежем. Восторженные девчоночьи писки и визг сменились крепкими объятиями и бесконечными вопросами: "Ну как ты?" Новостей у каждой оказалась масса, в результате девушки утащили Лизу пить чай. Особо спешить было некуда, отчего Лизавета позволила себе расслабиться и вдоволь посидеть с радистками, вспоминая общих знакомых.
   
   Выйдя из блиндажа, Лиза блаженно зажмурилась. Солнце припекало, его теплые лучи ласкали кожу. Совсем скоро наступит настоящее лето. Внезапно девушку окликнули. Разомлевшая Лиза вздрогнула и развернулась в сторону звавшего. В тот же миг бок обожгло, а саму Лизу по инерции откинуло к входу в блиндаж. Падая, девушка почувствовала пульсирующую боль и еще успела услышать:

   - Снайпер! Всем в укрытия! В укрытие, кому сказал! Мотя, затащите раненую!   

   Пришла в себя Лиза в госпитале. Над ней склонилось доброе лицо пожилого доктора.

   - Ну, наконец-то. Задали вы нам, милочка, жару! Все уйти норовили. Но я, знаете, решил, что вам туда рановато, - сказав это, доктор заулыбался.

   Лиза непроизвольно улыбнулась в ответ. Как оказалось, за ее жизнь боролись четверо суток, все это время Лиза находилась без сознания.

   - Странное у вас ранение, знаете ли, - задумчиво сказал доктор, представившийся Михаилом Васильевичем. – Сказали, снайпер? Куда же он целился?

   - В сердце, полагаю, - ответила Лиза. - Я просто повернулась, позвали меня.

   - Вовремя позвали, - доктор покачал головой.

   - Да уж. Наверное, он решил, что я радистка, раз из их блиндажа вышла.

   В норму Лиза приходила долго, сказалась огромная кровопотеря, пуля разворотила правое легкое. Дышать тоже было трудно. И все же крепкий молодой организм сдюжил, справился, и Лиза пошла на поправку. Вердикт врачей, что ее не комиссуют по ранению, обрадовал Лизу безмерно. Она сможет вернуться на фронт.   

   После выписки из госпиталя Лиза еще некоторое время, пока решалась ее дальнейшая судьба, служила там же. Наконец все было определено, настало время уезжать. Шел август сорок четвертого года. Пока Лиза находилась в госпитале, советские войска продвигались на юг и на запад, освобождая оккупированные районы республики, и сейчас практически всю ее территорию удалось очистить от захватчиков. Здесь, в КФССР, военные действия заканчивались, бойцов перебрасывали южнее, туда, где война еще была в самом разгаре. Когда Лиза поняла, что путь лежит через Кондопогу, обрадовалась несказанно.

   Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/28/1971