Опричнина

Петрович 8
       Опять меня уводит во времена старины глубокой. А именно, во мрачные времена правления Ивана Васильевича Грозного. А действительно ли было всё так херово или нас со школы дурили, как православных? Вопрос!

Опричнина — в Русском государстве 1565—1572 годах личный удел царя Ивана Грозного с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый». Политика Опричнины —  выделение части территории исключительно для нужд государства, его служащих — дворян и войска. Изначально численность опричников должна была составлять — «опричную тысячу» — дворян и детей боярских, однако, Царь избрал 6000.

Ни для кого не секрет, что царь Иван Васильевич не отличался кратким нравом, а даже совсем наоборот… А тут ещё и геморрой – Ливонская война, за право владения Прибалтийским побережьем. Но ход войны шел не так, как того хотел бы государь. Он неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитали царя за авторитет в военных вопросах.
 
Царь начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его власти. И надо заметить, что эти подозрения возникли не на ровном месте… Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя.

Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора). Почти Росгвардия…

Опричнина учреждалась царем по образцу монашеского ордена, который ему подчинялся непосредственно. Духовным её центром становилась Александровская слобода (Владимирская область).  Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать царю в его беззаконии, вскоре погибли.

 Идеологическим смыслом опричнины стало «просеивание русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».

Первоначальная численность опричников равнялась тысяче человек. Затем штат опричников расширился, появились опричные воеводы и головы. Одеянием опричники напоминали монахов (чёрные скуфейки и подрясники), однако в отличие от них они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «гойда!».

Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд монашеских обязанностей.

Вторым после игумена считался келарь Афанасий Вяземский. Пономарём был Малюта Скуратов. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня.

Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.

Опричники были разделены на государев полк (гвардию) и четыре приказа, а именно:

Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи;               
Бронный — оружейный;               
Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии;               
Сытный — продовольственный.

Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны».

Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу даёт Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах). Метла же могла символизировать чудесное оружие, насмерть поражающее врага.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его. Однако часто случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах.
 
Ну и как результат бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.
После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570 -1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя.

Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Не знал тогда Иван Васильевич про вертикаль власти и прочие новомодные заморочки и технологии управления, а то бы до сих пор подпрыгивали от результатов его правления.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Битва при Молодях или Молодинская битва — крупное сражение, произошедшее в период с 29 июля по 2 августа 1572 года в 50 верстах южнее Москвы, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая, помимо собственно крымских войск, турецкие и ногайские отряды. Несмотря на значительное численное превосходство, крымско-турецкая армия была обращена в бегство и почти полностью перебита.

Геополитическое значение победы при Молодях в условиях Ливонской войны и разорения от крымскотатарского набега на Москву 1571 года, было колоссальным.

Отражение крупного завоевательного похода, целью которого было возобновление подчинения ослабленного Русского государства по образцу золотоордынского ига, позволило России отстоять все поставленные под вопрос достижения предыдущих ста лет: независимость, единство, а также контроль над Казанью и Астраханью. Ну, а главное, эта битва положила конец опричнине.