Сознание. Часть 1. Форма развития

Лариса Болотова
               
   Форма развития, форма трансформации –  неизменная постоянная от внутриутробного состояния до самого Бога. На каждой стадии структура более высокого порядка – более сложная и потому более объединённая – возникает благодаря дифференциации (расчленения) предыдущего, менее упорядоченного уровня. Более высокий порядок появляется при посредстве нескольких типов символических структур. Иными словами, на каждой стадии восхождения соответствующая символическая форма, сама возникающая на этой стадии, трансформирует каждую частную форму сознания в следующую стадию более высокого порядка.
   
   Такая структура более высокого порядка вводится в сознание, и рано или поздно (это может случиться почти немедленно или же через продолжительное время) самость отождествляется с появившейся структурой. Например, когда тело возникло из плеромного слияния с материальным миром, сознание впервые стало телесной самостью, а значит, отождествилось с телом. Самость теперь уже больше не была привязана к плеромному слиянию, но была связана с телом.
            
   Как только в сознании  возник язык, началось смещение от чисто биологической телесной  самости к синтаксическому «эго» - самость отождествлялась с языком и действовала как синтаксическая самость. Теперь она уже не была привязана исключительно к телу, но была связана с ментальным «эго». Подобным же образом в продвинутой эволюции возникает Архетип божества, и после его введения в сознание (в тонкой сфере), самость отождествляет себя с этим Божеством и как это Божество, и оперирует из этой отождествлённости. Тогда самость уже не привязана  исключительно к «эго», но привязана к своему собственному Архетипу. Дело в том, что вслед за возникновением каждой структуры более высокого порядка самость рано или поздно отождествляется с ней, и это нормально, естественно и приемлемо.
   
   Однако с продолжением эволюции каждый уровень, в свою очередь дифференцируется  от самости. Последняя, в итоге, разотождествляется  со своей наличной структурой, чтобы отождествиться со следующей возникающей структурой более высокого порядка. Точнее, мы говорим, что самость освобождается от исключительной отождествлённости с низшей структурой. Она не отбрасывает эту структуру полностью, она просто больше не отождествляется исключительно с ней. Суть в том, что благодаря такой отделённости, она трансцендирует эту структуру (никоим образом её не уничтожая), и таким образом может оперировать этой более низкой структурой, используя инструменты новой возникающей структуры. Так, когда телесное «эго» дифференцировало от материального окружения, у него появилась возможность оперировать окружением при помощи инструментов самого тела (таких как мышцы). А «эго»-ум, отделившись от тела, смог оперировать телом и миром при помощи своих инструментов (понятий, синтаксиса и так далее). Тонкая же самость, дифференцировавшись от «эго»-ума, получила возможность оперировать умом, телом и миром, используя свои структуры (пси, сиддхи) и так далее.

Следовательно, в каждой точке психического роста мы обнаруживаем, что :

1)В сознании возникает (при помощи символических форм) структура более высокого порядка;
2)Самость отождествляется своё бытие с этой более высокой структурой;
3)Рано или поздно возникает структура ещё более высокого прядка;
4)Самость разотождествляется  с низшей структурой и смещает свою сущностную тождественность к высшей;
5)Тем самым сознание трансцендирует (выводит за пределы) низшую структуру;
6)Оно становится способным оперировать ею с более высокого уровня;
7)Так что все предыдущие уровни могут быть интегрированы в сознании, а  окончательно - в высшем Сознании.

Эволюция продолжается пока не останется одно Единство, предельное во всех направлениях, после чего эволюционная сила источается и настаёт совершенное освобождение в Сияние Света, единство со всем Мировым Потоком.

   Всякий раз, когда человек вспоминает какую-то глубинную структуру более высокого порядка, более низкоупорядоченная структура попадает в ту же категорию. То есть в каждой точке эволюции  то,  что было целым на одном уровни, становиться лишь частью целого более высокого порядка на следующем. В каждой точке эволюции или воспоминания форма самости становиться просто компонентом самости более высокого порядка (например, до возникновения ума, формой самости было тело, а после этого оно становиться частью самости).  Это может быть выражено несколькими различными способами, каждый из которых сообщает нечто важное о развитии, эволюции и трансценденции:

1)То, что является целым, становиться частью;
2)То, что является отождествлением, становиться отстранением;
3)Контекст становиться содержанием (то есть контекст познания опыта на одном уровне становится просто содержанием опыта на следующем);
4)То, что является фоном, становиться фигурой (которая высвобождает фон более высокого порядка);
5)То, что субъективно, становиться объективным (до тех пор, пока оба термина не станут бессмысленными);
6) Условие становиться элементом (например, ум, который в a priori  является условием эгоистического опыта, становиться просто элементом опыта в более высоких областях, как об этом говорилось в «Спектре Сознания»; человек тогда смотрит на эти структуры и потому не использует их в качестве чего-то, посредством чего смотрят на мир – и таким образом искажают его)
Эволюция является «самореализацией через самотрансценденцию». Главное заключается в том, что развитие и трансценденция – два разных слова для обозначения одного итого же процесса. Когда младенец учится дифференцировать своё тело от окружения, он просто трансцендирует плеромный мир;  ребёнок, который учится ментальному языку трансцендирует мир и простое тело; человек, медитирующий на тонком теле просто трансцедирует мир и тело, и ум; душа, пребывающая в медитации на причинном теле, трансцедирует мир и тело, и ум, и тонкую область… Форма каждого момента роста остаётся по сути той же самой, и эта форма трансценденции, развития: она описывает пологую кривую от подсознания через самосознание к сверхсознанию, вспоминая, трансцендируя, интегрируя, объединяя всё больше и больше, пока не останется лишь то Единство, которое всегда уже было с самого начала и которое – альфа и омега путешествия души сквозь время.
 
   Так ли это? Является ли точка  альфа и омега одновременно началом и концом? Возможно это не круг, а спираль.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.