Столкновение разумов

Александр Бутюгин
Зерно человеческого эгоцентризма зародилось  с помощью религии. Слова из Библии о том, что человек был создан по облику и подобию Бога, привели к этому. Но достаточно долгое время человек был удовлетворен таким сравнением.
Научно-технический прогресс человечества позволил этому зерну прорасти: люди науки (в первую очередь) пришли к выводу, что могут быть подобны Богу не только внешне, но и по способностям.
При этом ученые – люди с разумом – отказывали фактически в разуме Богу, т.к. принимали окружающий мир вне связи с ним. Гегель  публично подтвердил мнение, существовавшее в определенных философских школах в течение веков, что Бог – это Природа.
В первой половине 20 века эгоцентризм ученых фактически достиг своего максимума. Они решили, что «не надо ждать милостей от Природы» (Мичурин). И поставили своей задачей – «взять их у нее». Как ни странно, но возникшая в этот период идея ноосферы Вернадского – это максимальное проявление человеческого эгоцентризма, которое поставило своей задачей уже управление Природой (в рамках Земли). Отчасти это было связано с тем, что Вернадский окончательно принял идею неизбежной победы Техногенной природы человечества над Природой Земли, видимо понимая при этом, что дальнейшее разумное управление должно спасти Землю от неразумной деятельности. И главное – избавить человечество от «капризов» Природы.
Только во второй половине 20 веке ученые начали приходить к мнению, что мир устроен РАЗУМНО!
Фактически это было признание некоего Высшего РАЗУМА.
А это, одновременно, означает, что на Земле идет столкновение разумов – Высшего разума и человеческого разума.
Возникает интересный вопрос: человеческий разум – это сознательное последствие действий Высшего разума или непредвиденный побочный эффект?
Второй вопрос: выполняются ли для Высшего разума законы диалектики?
Если да, то возникновение человеческого – низшего – разума, как диалектической противоположности Высшего разума, вполне закономерно. А борьба противоположностей (разумов в данном случае) – есть источник развития (движения).
Человеческий разум (не индивидуальный, а общий) диалектически содержит в себе противоположности – созидающий ум, разрушающий ум, деградирующий ум, развивающийся ум.
Сейчас уже вполне понятно, что Техногенная Природа разрушает не только Природу Земли, но и своим неразумным отношением к Природе Земли фактически ведет к гибели человечества.
Здесь возникает третий вопрос: является ли гибель человечества гибелью и человеческого разума?
Ответ на этот вопрос зависит от четвертого вопроса: какую новую ценность и информацию представляет человеческий разум для Высшего Разума?
Высший Разум потому и называем высшим, подразумевая, что он знает, что и как делает.
Человеческий разум фактическим открывает для себя то, что сделано Высшим Разумом (элементы, законы, принципы, процессы, механизмы).  Высший разум – всемогущ (в человеческом понимании). Человеческий разум стремится к такому же всемогуществу. Но достижение человеческим разумом такого же уровня могущества неизбежно (при сохранении существующего поведения человечества) приведет к нарушению равновесия в том гармоничном мире, созданном Высшем разумом. Это уже понятно по результатам борьбы разумов на Земле.
Чисто научный интерес (опять с точки зрения человеческого разума) для Высшего разума  может представлять информация о процессах коэволюции «живой» и «неживой» материи в конкретных условиях Земли. Может ли иметь ценность информация, получаемая человеческим разумом об этом? Едва ли, т.к. Высшим разумом создан уже механизм автоматической записи  изменяющихся условий на генетическом уровне (а, возможно, и на уровне кристаллов, химических соединений). И главными операторами Высшего разума здесь являются микроорганизмы, которые и являются связующим звеном «живой» и «неживой» материи Земли.
Есть одна гипотеза, рожденная аналогией с появившейся недавно технологией блокчейна.
В этом плане индивидуальный человеческий разум используется Высшим разумом для своих каких-то расчетов и процессов. То есть мозг человека – это индивидуальный  биокомпьютер.
И в этом плане мы – это частица Высшего разума.