Испанские лётчики в ВОВ часть 1

Николай Мринский
10 марта 1941 г. на Воронежском авиазаводе был выпущен первый серийный штурмовик «Ил-2», гроза германских «тигров» и «фердинандов». К началу войны "летающих танков" Победы было уже 249. Всего выпущено более 36 тыс. Немцы прозвали "Ил-2 - чёрной смертью".

В годы второй мировой войны сотни тысяч бывших испанских бойцов-республиканцев воевали плечом к плечу с солдатами союзных армий практически на всех фронтах и внесли свой вклад в разгром фашизма. В Красной Армии тоже сражалось несколько тысяч добровольцев с Пиренеев. Большинство из них оказалось в партизанских и диверсионных отрядах, однако были испанцы в действующей армии, на флоте и, конечно, в авиации. Поиск информации о них, как и о других иностранцах, кроме французов, воевавших в составе ВВС РККА, связан с большими проблемами: испанцы были разбросаны по разным подразделениям, многие взяли советские имена и фамилии. Поэтому сведения о них немногочисленны, в основном это фрагментарные упоминания в мемуарах ветеранов. К началу ВОВ авиация военных округов состояла из отдельных бомбардировочных, истребительных, смешанных (штурмовых) авиадивизий и отдельных разведывательных авиационных полков. Осенью 1942 г. авиаполки всех родов авиации имели по 32 самолёта, летом 1943 г. их количество в полках штурмовой и истребительной авиации было увеличено до 40 самолётов. В Советский Союз испанские лётчики попали разными путями. Самую большую группу эвакуировали в 1939 г. из французских лагерей. Большинство республиканских пилотов обладало хорошей подготовкой и богатым боевым опытом, были среди них и несколько асов. С началом ВОВ они предложили свои услуги новой родине. Советское командование планировало организовать «испанскую» эскадрилью или даже полк, но от этой идеи быстро отказались и большую часть авиаторов направили в партизанские отряды.

Причиной такого решения стали, прежде всего, политические соображения: Испания объявила себя нейтральной страной. В конце июля 1941 г. из испанцев сформировали разведывательную авиационную спецгруппу, которую курировал НИИ ВВС. В неё вошли летчики: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль Сантамария, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Висенте Бельтран, Антонио Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья (Болина); штурманы Хосе Игнасио Агинага, Дамьян Макайя и Рамон Моретонес; механик Хесус Ривас Консехо и радиоспециалист Анхел Гусман. Базировалась группа в глубоком тылу - на Урале и располагала 12 трофейными самолетами: по три Ju 88, Do 215, Bf 110 и Bf 109. Руководили переучиванием испанцев на эту технику майор В.И. Хомяков и капитан Капустин, которые в своё время воевали в испанских республиканских ВВС, а командовал группой один из лучших советских летчиков-испытателей Ф.Ф. Опадчий. На его долю выпала единственная авария, произошедшая в группе. В конце октября во время проверки подготовки экипажа Ju 88 в составе штурмана Агинага и лётчика Леона на взлёте возник пожар. Опадчему и Леону удалось остановить самолёт и благополучно выбраться из кабины, а вот Агинага сильно пострадал, сломав ногу, он не смог вовремя покинуть горящий самолёт. В госпитале ему частично ампутировали обе ноги. В последствии его наградили орденом Отечественной войны. В начале ноября 1941 г. подготовка группы завершилась, и её в срочном порядке отправили на фронт под Москву.

Но ни единого разведвылета испанцы так и не сделали. Все они были определены в находившуюся в Быково 1-ю истребительную авиабригаду, вооруженную МиГ-3, Як-7 и И-15 бис. Штурманов Дамьяна Макайя и Рамона Моретонеса направили в один из бомбардировочных полков дальнего действия. В 1-й авиабригаде испанские летчики числились с 7 ноября 1941 г. по 25 июля 1942 г. Воздушных боев им пришлось провести очень мало, так что побед, как и потерь было немного. О самом боевом эпизоде этого периода пишет в своих мемуарах Антонио Ариас. «На очередное патрулирование мы ушли в паре с командиром эскадрильи капитаном Федоровым 26 ноября. Пролетая по намеченному маршруту, увидели тройку Ю-88. Перемахнув на большой высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в наш район и взяли курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбёров. На какое-то время, однако, нас опередила пара «Яков» ... Уже после первой их атаки строй «Юнкерсов» стал распадаться. Один Ю-88 развернулся в нашу сторону. Его маневр оказался совершенно непонятным. Возможно, он принял нас за своих... И когда он, пролетая на высоте около 7000 м, оказался над Детчино, сначала Федоров, а потом и я открыли по нему огонь... «Юнкерс» покачнулся. Через минуту-другую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понесся к земле. Он был уже неуправляем...». В июле 1942 г. командование решило всех испанцев 1-й авиабригады раскидать по различным частям, при этом некоторых отправили в партизанские отряды.

Мероньо, Бланко и Бельтран попали в 960-й ИАП, который базировался под Тулой. Полк входил в состав 125-й ИАД под командованием Героя Советского Союза Торопкина. Правда, назвать это подразделение полком могли только советские политработники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего двумя (!) самолётами МиГ-1 и И-16, на которых десяток лётчиков посменно несли боевое дежурство. Однако даже в таких условиях испанцы провели несколько результативных боев. Так, в октябре 1942 г. Мероньо на МиГ-1 и капитан Ампилогов на И-16 были подняты по тревоге на перехват одиночной «рамы». В районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью отправил FW 189 на землю. Вернувшись на свой аэродром, он в отчёте отметил действия ведомого, который фактически «загнал» немца под его удар. 23 февраля 1943 г. на личные сбережения жителей Тулы для 960-го ИАП были приобретены Ла-5. Этими самолётами вооружили эскадрилью, получившую имя Героя Советского Союза Александра Чекалина, которую возглавил капитан Мероньо. В его подчинении оказались и два других испанских лётчика полка. Необходимо отметить, что Мероньо стал комэском отнюдь не случайно – на родине, в республиканских ВВС он командовал эскадрильей 6/21 на И-16. В марте полк улетел под Курск. К тому моменту эскадрильей «Александр Чекалин» стал командовать капитан Белов. Её основной задачей стало прикрытие Курска и станции Щигры. Первый бой на этом участке фронта эскадрилья провела, отражая налёт восемнадцати Ju 88 на Щигры.

При этом пара Мероньо-Васин сковала 5 «Мессеров» прикрытия, позволив остальным лётчикам вплотную заняться бомбёрами. В результате все «Лавочкины» вернулись на свой аэродром, а противник потерял один «Юнкерс». Победу одержала пара капитана Белова и лейтенанта Бельтран. Вскоре отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ju 88. Немецкий лётчик пытался уйти, но «Лавочкины» взяли противника в «клещи», не оставив ему никаких шансов. Следующий бой Мероньо провёл в паре с Васиным. Они дежурили на аэродроме в готовности № 1 и были первыми подняты на перехват большой группы «Юнкерсов», идущих к Курску. Пока взлетала остальная эскадрилья, Мероньо и Васин расстреляли по одному самолету. Увлекшись, они не заметили истребители прикрытия, за что пришлось поплатиться. Оба советских истребителя были сбиты. Васин погиб, а раненый Мероньо еле успел воспользоваться парашютом. После четырех месяцев лечения он был списан с летной работы и направлен в авиаучилище на Сев. Кавказе, где служил до окончания войны. Бланко и Бельтран сражались в эскадрилье «Александр Чекалин» до Победы, которую встретили в Братиславе. К тому времени общий счёт побед Бельтрана, включая одержанные в Испании, достиг 20 (по всей видимости, в это число вошли и одержанные в группе). Ещё двое испанцев из «московской группы» л-ты Хосе Паскуаль и Доминго Бонилья попали в июле 1942 г. в 788-й ИАП 102-й ИАД ПВО в Воронеже. Распределили их в эскадрилью капитана Козлова (впоследствии Герой Советского Союза), вооруженную Як-1.

С августа полк принимал участие в Сталинградской битве. Тогда же впервые отличились и испанцы. В один из дней две пары Капустин-Паскуаль и Башкиров-Бонилья вылетели на разведку в район Самофаловка-Калач. Уже возвращаясь на аэродром, они обнаружили группу из 20 Ju 87 под прикрытием 6 Bf 109. Не раздумывая, они бросились в бой. Два бомбардировщика были сбиты сразу, однако тут навалились «мессеры», к тому же, у «Яков» заканчивалось топливо, и советские лётчики стали выходить из боя. Увы, без потерь не обошлось: майор Капустин в лобовой атаке сбил вражеский истребитель, но и сам получил смертельное ранение. Остальные три самолёта благополучно вернулись на аэродром. По всей видимости, в этом бою Паскуаль одерживает свою первую победу. Стоит сказать, что погибший командир полка Капустин Иосиф Григорьевич в 1938 г. воевал в Испании и одержал там две победы. В другом бою, в небе Сталинграда, Башкиров и Паскуаль сбили по одному Ju-87 и смогли расстроить всю группу немецких самолётов. Однако гораздо больше вылетов советские летчики выполняли на прикрытие собственных бомбардировщиков. В одном из них в октябре 1942 г. задачей эскадрильи Козлова стало сопровождение группы Ил-2 из 208-го ШАП. При подходе к цели советским истребителям пришлось столкнуться с большой группой Bf 109. Хотя 5 «мессеров» остались догорать в бескрайних степях, два штурмовика тоже были сбиты. В экипаже одного из них погиб испанец Ансельмо Сепульведо (в Испании летал на СБ-2). Сложил свою голову здесь и Хосе Паскуаль.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2019/11/26/1857