Как можно опошлить память героя

Михаил Сидорович
Недавно я посмотрел фильм «Легенда о Коловрате». Начинал смотреть в приподнятом настроении, в предвкушении чуда. Я был дома один, никто не отвлекал. Даже дебильная реклама казино «Три топора», дважды вторгавшаяся в фильм, не очень сильно портила восприятие.

Начинал я смотреть с восторгом, а закончил примерно на середине фильма с чувством…, вернее с ощущением…

Ладно, прежде чем ругать, надо похвалить.

Очень понравилась мне работа художника по костюмам. Я не успел тщательно рассмотреть костюмы на предмет ляп, но общее впечатление очень хорошее. Художнику безусловно удалось передать высокую эстетику русского костюма, его красоту и грацию.

Большое спасибо художнику по костюмам.

Декорации тоже создают первое хорошее впечатление, хотя, ляпы лезут в глаза. Первый ляп это бруствер крепостной стены без бойниц и без зубцов. Просто бревенчатый бортик по грудь человеку. Попробуй высунься над таким бортиком и все 400 000 татарских стрел твои. Неужели нельзя было что-нибудь почитать об устройстве русских деревянных крепостей, прежде, чем браться за работу? Или хотя бы подумать своими мозгами?

Второй ляп - странная башня без стен, просто междуэтажные перекрытия на столбах, одно над другим. Что-то вроде бабушкиной этажерки, увеличенной до размеров башни. Даже обнести перилами эти загадочные платформы, неведомые строители не озаботились.

Это где такое было на Руси? И зачем?

Некоторые зрители мне возразят: Что ты выискиваешь придирки? Фильм не об этом. Главное – идея.

Дойдём и до идеи. На мой взгляд, исторический фильм должен обо всём, и быте, и о костюмах, о радостях, о бедах, и о башнях тоже.

Но и с идеями здесь не всё в порядке. Лично я полагал, что причиной подвига Евпатия Коловрата была его любовь к Родине и понятие о чести.

Но Авторы фильма сделали Евпатия на голову ушибленным инвалидом. И причиной подвига сделали психопатию и невменяемость.

Мерзкая, гнилая идея.

И почерпнута эта идея из голливудских штампов. Там давно уже в каждом втором фильме героев для совершения опасной спецоперации набирают по тюрьмам, среди отбросов общества. По мнению наших заокеанских партнёров, храбрость, это разновидность душеной болезни, а лучший воин это серийный убийца.

Эта подлая идея впервые была реализована у нас в фильме «Сволочи», потом долго пережёвывалась в сериале «Апостол». И вот теперь перед нами третья часть «Марлезонского балета»… или болота?

Зачем мы повторяем эту глупость, этот затасканный штамп, насквозь лживый к тому же?

Если автор фильма хотел показать, как Евпатий мужественно борется, превозмогая свой недуг, то вполне хватило бы ранения, голода, усталости, отчаянья. Превозмочь всё это – уже подвиг.

Я так и не понял, почему герой весь фильм ходит без шапки, несмотря на зимнее время. Шапка на Руси была культовым статусным предметом. Её даже летом носили. А герой даже спит на снегу без шапки.

А почему герой сражается без шлема? Так и напрашивается ответ – когда нет мозгов, то и шлем ни к чему.

Почему те герои, что всё же сражаются в шлемах, имеют шлемы с наносниками? Господа кинематографисты, сходите в музей и посмотрите, были ли на русских шлемах той эпохи наносники? Полистайте гравюры русских летописей, посмотрите, есть ли там наносники. Археологи нашли на территории России 24 шлема. Из них только 6 имеют наносники, причём, все шлемы с наносниками найдены в ПОЛОВЕЦКИХ захоронениях. Эти шлемы имеют особую форму. Они более глубокие, чем русские спереди имеют вырезку, чтобы шлем не закрывал глаза. Эта вырезка по середине разделена наносником. Не о них ли сказано в «Слове о полку Игореве»: «Там лежат поганые головы половецкие, ШЕЛОМЫ АВАРСКИЕ, калёными саблями поскёпаны»?

Вид аварского шлема с наносником был тогдашнему русскому человеку так же ненавистен, как ныне ненавистна угловатая каска солдат Вермахта.

Интересно знать, для чего показаны толпы трусов, ломящихся изнутри города в ворота, чтобы их выпустили. Куда? Рязань окружена войсками Батыя! Они сдаться хотели? Служить Батыю против своих? Прообраз будущей РОА?

Всем известно, что Рязань держалась против Батыя ПЯТЬ дней, и пала только на шестой день. Так было на самом деле. Но в фильме Рязань взята за один день! Это почему, интересно? Как только автору не стыдно приуменьшать стойкость русских воинов?

Только представьте, как тяжело было защитникам Рязани сражаться пять с половиной дней и пять ночей без сна. Прикорнул на полчасика прямо там на стене, на морозе, и вот тебя снова будит крик дозорного. Новый штурм.

Представьте себе каким кровавым месивом были пальцы лучников на пятый день непрерывных штурмов. И этими ободранными окровавленными пальцами приходилось снова и снова натягивать тетиву.

Сколько раз противник врывался в проломы стен? И сколько раз за эти пять дней противника вышибали из города?

Каково было отцу сражаться, перешагивая через трупы своих сыновей? Каково было бабам выбирать, подменить ли на стенах убитого мужа, Взяв меч из его мёртвых рук, или ждать, когда враги захватят тебя в плен и используют для удовлетворения мужских потребностей четырёхсоттысячной армии?

Какими адскими муками давался защитникам Рязани каждый новый день, каждый новый час.

А в фильме Батый чохом вприпрыжку берёт Рязань за один день, не вынимая карамельки из-за щеки! Все эти пять дней мучительной, безнадёжной сечи взяты и выкинуты создателями фильма из истории.

Очень хотелось бы верить, что это сделано по невежеству, а не по чьему-то заказу...

Вместо этих реальных и трагических сцен, показано, как княгиня прыгает с башни-этажерки. Тысячу раз заезженный штамп. Падает задом, в пылающий город, ну чисто Гендальф!

Почему Рязань стоит посреди гигантской заснеженной равнины? Только у самого горизонта видна тонкая полоска лесов. А где посады? Где сёла? Где мельницы, кузни, плетни и прочее? Ровная, как стол, равнина и город в центре!

Осадная техника Батыя в фильме состоит их гигантских неуклюжих фрондибул. Тогда, как в действительности у него были лёгкие подвижные аркбаллисты. Посмотрите на гравюру «Взятие татарами Козельска» Там изображено множество таких аркбаллист, осыпающих город чёрными ядрами.

Аркбаллиста имеет стальную пружину, фрондибола – платформу нагруженную мешками с песком. Аркбаллиста так же превосходит примитивную фрондиболу, как булатный меч превосходит полено.

На гравюре ядра чёрные. Почему? Сделаны из чёрного камня? Что за камень такой? Пемза? Антрацит? Слишком лёгкие для ядер. Оникс? Агат? Ой, вряд ли. Скорее всего, чугун! Чугун выплавляли в Китае с 4го века. Чингисхан, захватив Китай, должен был высоко оценить разрушительную силу чугунных ядер.

А в фильме вместо ядер фрондиболы метают в город горшки с зажигательной смесью.

 Зачем?

 У Батыя огромная армия, которую надо кормить. Потому он и предпочитал решительные штурмы долгим осадам. Зачем ему жечь городские амбары, когда можно этот хлеб захватить? Ему нужно проломить стены, взять город штурмом и забрать зерно себе.

К тому же ядра, каменные ли, чугунные ли, можно после штурма собрать, погрузить на сани и использовать при штурме следующего города. А что делать с разбитыми горшками и сгоревшей нефтью?

Чем кормить армию? Обугленными телами защитников. А лошадей чем, если все запасы сена в городе сгорели?

И как же наш герой сражается с полчищами Батыя? Он их травит!!! Да! Да! Евпатий Коловрат в фильме применяет против орд Батыя химическое оружие массового поражения!!!

Нет слов! Одни только слюни остались… Ну к чему такие нелепые выдумки?

В сем киношедевре войско Батыя движется по льду реки. На привале, чтобы напоить коней и попить воды, воины Батыя прорубают лёд и черпают воду из реки. Скорее всего, так и было в реальности. Но что делает наш герой?

Он прорубает лёд выше по течению и льёт в прорубь ведро зелёной жижи, якобы сделанной из ядовитых трав.

1. Что же это за травы такие, что одним ведром отравили всю воду в Волге? Даже современным отравляющим веществам это не под силу.
2. Сколько при этом рыбы подохло?
3. Откуда среди зимы у Коловрата взялись травы?
4. Каким образом, преследуя Батыя вверх по течению, Коловрат оказался выше него по течению, а гонец, посланный им вперёд на хорошем коне, оказался ниже по течению и наткнулся на лагерь Батыя? Может быть, автору сценария следовало посмотреть на географическую карту, прежде, чем писать этот бред?
5. Ну, и самое главное, как говаривал Честертон, устами Патера Брауна: «Из всех невозможностей, самая большая – НЕВОЗМОЖНОСТЬ МОРАЛЬНАЯ»! Не мог русский богатырь трусливо подсыпать врагу яд из безопасного места. Это гнусная ложь и клевета. И в былине о Евпатии Коловрате этой лжи нет! Там есть обычная былинная гипербола – несколько преувеличено количество убитых врагов, и только.

Как же низко надо пасть, чтобы приписывать былинному герою методы кайзеровских химических войск?

Бои поставлены отвратительно. Разве нельзя было пригласить для батальных сцен каскадёров, худо-бедно умеющих держать в руках оружие?

По работе оператора могу сказать, что это убогое подражание Властелину колец. То покажет Рязань с птичьего полёта, то герой с обнажёнными мечами и широко расставленными ногами крутится вместе с землёй.

Зачем? Ведь это неестественная картина для глаза средневекового человека. В угоду нелепой компьютерной моде разрушается атмосфера средневековья. Такие приёмы хороши для фильма о трансформерах. Город с птичьего полёта уместен в сказке о ковре-самолёте. Но история-то тут при чём?

В целом, фильм снят в хвастливой американской манере, в неуважении к противнику. Типа, наш мэн такой крутой, что ему не нужны ни тактика, ни техника ведения боя, ни шлем, ни мозги под шлемом, ни честь, ни совесть. Просто крутанись вокруг своей оси и десять трупов лежат вокруг тебя. Рембо в кольчуге! Триста спартанцев танцуют танцы!Матрица! Так и хотелось сказать: «Ну вот, Мио, теперь и ты знаешь кунг-фу».

Боже, как же я устал от этого дебильного американского выпендривания.

И мы туда же! Только труба пониже и дым пожиже. Зачем нам соревноваться с американским кино в невежестве и хвастовстве? Превзойти их в этом всё равно невозможно!

Почему бы не показать войну нашими глазами, во всём её уродстве, а подвиг во всей его красе? Настоящей, а не выпендрёжной.

Нет, не смог я досмотреть это шоу имбицилов до конца, выключил на середине.