НАТАЛ И ОСТРОВ СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ (МАДАГАСКАР)
С попутным ветром наш «Гонец» почти по линии 30-го меридиана приближался к Африканскому берегу. На третий день, после поворота на север, утром из "гнезда" раздался крик:
- Земля!!!
Мы стояли на деке, изучая в трубы показавшуюся землю. Среди зелени просвечивала красная почва.
- Ну, вот и Африка, - сказал мне капитан. - Тот самый Натал (Natal) , где поставил свой крест португалец Васко да Гама 25 декабря 1497 года. (От редакции: в наши дни это – порт Дурбан). На нашем языке это означает «рождество». Вообще, малопосещаемое место, однако наш брат-пират одно время любил здесь чистить днища своих кораблей от ракушек и водорослей (это называется килевание) на этих песчаных пляжах. Пираты – народ суеверный, поэтому на многократные попытки креста Васко да Гама за двести лет упасть, наш брат отвечал его реставрацией (подпорками или ремонтом основания).
Корабль медленно шёл вдоль берега с длинными песчаными пляжами, на которые накатывались такие же длинные океанские волны. За полосой прибоя на порядочном отдалении бугрились пологие холмы. Ещё на пути стало тепло. Мы опять разделись до рубах.
- Вон он, крест Васко да Гама на фоне пологих холмов. Это место было бы замечательным, если бы не всякие дикари с копьями (зулусы), которые любят охотиться не только на львов, но и на белых ребят вроде тебя и меня. Сколько раз приходящим сюда кораблям приходилось стрелять из пушек, чтобы отогнать толпы чернокожих, которые хотели поживиться за счёт нашего брата. Поэтому, если тебе приспичит когда-нибудь делать здесь килевание, то придётся выставлять вокруг посты для охраны. И не меньше, чем на пару миль вокруг…
Мы не будем бросать якорь в этих водах. Португальский крест нужен был только как ориентир…
Олаф, курс на северо-восток! Джерри, увеличить парусность!
Засвистали дудки офицеров, и марсовые полезли на мачты.
- Идя так, Артур, мы упрёмся прямо в нужный нам остров Святого Лаврентия (От редакции: уже спустя столетие его назовут Мадагаскар). Должны же ребята, наконец, получить передышку и сойти с дека на сушу…
- Под каким флагом и кормой пойдём дальше, сэр? – спросил Джерри.
- Под своим – «весёлым» и чистой кормой, - ответил капитан. Сам знаешь. Это наши воды, Джерри. Мы не будем здесь прикидываться. Хватит надевать чужие личины! Думаю, эти места военные и купцы обходят стороной.
Тут к капитану подошёл доброволец Джейн.
- Сэр, - обратилась она к капитану, - здесь мы идём всё время прямо, можно я постою на колесе?
- Это колесо называется штурвал, доброволец. К Вашему сведению за курс и руль отвечает Артур.
- Штурман, займись, - сказал капитан.
Мы пошли с добровольцем к штурвалу, за которым сейчас стоял Чарли. Он всё слышал. Поэтому сразу начал:
- Мисс, - сказал он, – эти два колеса на одной оси, каждое с ручками, называются штурвал. С помощью этого устройства мы управляем кораблём. Если мы крутим направо, то корабль идёт направо. Если крутим налево, то корабль идёт налево.
- Зачем два колеса, Чарли?
- Чтобы можно было подойти с разных сторон. В шторма приходится, бывает, держать корабль на курсе вчетвером.
- А эта штука, - я поспешил вмешаться в разговор, из-за того, что Джейн слишком внимательно слушала Чарли, - называется буссоль (для читателя: это – компас). Она с помощью магнитной стрелки, которая, находясь на кончике иголки, одновременно плавает в спирте, показывает нам, где север, а где юг.
- Зачем спирт? - прервала объяснение Джейн.
- Спирт - сделав серьёзное лицо, отвечал я, - налит в стакан, чтобы рулевой мог выпить его в сложной ситуации…
Чарли у рулевого колеса от беззвучного смеха согнулся пополам.
- Да вы шутите, сэр Артур. А если серьёзно?
- Плавать кораблям приходится даже там, где холодно. В отличие от других жидкостей спирт не замерзает. А теперь продолжим…
Видите, концы стрелки окрашены в разные цвета. Синий указывает на север, а красный - на юг. А вокруг медного стакана со спиртом, где плавает стрелка – сделан диск, на котором нарисована шкала с делениями. Самых крупных четыре. Естественно, они показывают, кроме севера и юга (о них я уже говорил) восток и запад. Далее следует деление на восемь частей и тому подобное до 32-х. Они называются румбы. На рисованном диске есть ещё стрелка. Она совмещена с осью корабля (её ещё называют линия корабля).
- А где ось? Я облазила весь корабль, но мне никто не показывал его оси.
- Правильно, мисс. Такой детали нет. Это воображаемая линия, которая проходит через весь корабль от бушприта до кормы.
- И вы, сэр, Артур, можете себе её представить, - восторженно посмотрев на своего спасителя, сказала Джейн.
- Наверное, для Вас, доброволец, это ещё пока сложно. Видите бушприт?
- Да, сэр, я вижу бушприт.
- Так вот эта стрелка смотрит на бушприт. Разница в показаниях между стрелкой буссоли и стрелкой шкалы вот в этих нарисованных делениях-румбах и есть наш курс.
- Так это бушприт показывает курс, по которому мы идём? Понятно. Значит сейчас наш курс: север и три румба к востоку. Как много вы знаете, сэр Артур.
- Вы, такая умница, доброволец. Сходу всё поняли. Многим парням я объяснял это по нескольку раз, но всё было бесполезно.
- Вы, извините, сэр, - сказал Чарли, - что вмешиваюсь, но эта наука - не для простых парней. Нам сказали: «Так держать!», - мы и держим…
- Ой, как это интересно! Я готова всегда стоять на руле!
- Мисс. Я вам скажу, - опять вступил в разговор Чарли, что когда вы отстоите на руле пару часов в свежий ветер, вам уже всё будет казаться вокруг не таким забавным, а если простоите четыре, да и в непогоду, то сами попросите вас сменить.
- Но это всё равно интересно… Сэр, Артур, а вы часто стоите за штурвалом?
- Бывает, я подменяю ребят. Не у всех получается вести корабль так, чтобы он не рыскал по курсу.
- А как это?
- Это когда корабль отклоняется вправо или влево от курса.
- У меня-то всё в порядке?
- Да, вы молодец, мисс, - пробасил Чарли. Правда, сэр Артур прикрыл меня, чтобы вы не заметили, что я придерживаю штурвал с другой стороны. Но для первого раза вы справились великолепно…
http://www.proza.ru/2018/03/11/1777