Пиратские истории. Глава 25

Александр Черенков
ПЛАВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Ход нашего корабля весьма замедлился, попутный пассат сменился «противным» ветром. Пришлось лавировать.

Капитан Билли сказал, что не надо удивляться. Это известно ещё со времён кругосветок португальцев, которые с конца начала XV-XVI веков искали морской путь в Индию. Все острова в Атлантике между Америкой и Африкой открыты ими.

- Артур, - продолжил мой наставник, - начиная с Бартоломея Диаша (1495), кто здесь только не плавал. Первыми в очереди из всех острова Сан-Педро-и-Сан Паулу примерно 520 миль от африканского побережья. Координаты можешь посмотреть на карте. Открыл архипелаг в 1502 году Жуан да Нова. Острова вулканического происхождения. Пять достаточно крупных и ещё мелочь в  виде отдельных скал. Острова бесплодны, за исключением тех, что побольше. Там есть травка и мхи. На остальных только грибки и водоросли. Пресной воды на островах нет. Живут там только птицы,  крабы и черепахи. Сам понимаешь, плыть туда имеет смысл только в том случае, если ты очень большой любитель черепахового супа и яичницы с крабовым мясом. – Ха,- ха…

 Сколько таких «любителей изысканных блюд» нашли покой на этих скалах за двести лет, наверное, и не сосчитать. Конечно, такая еда нам для разнообразия рациона вовсе бы не помешала.  Однако туда мы не пойдём. Они лежат в стороне от наших основных интересов – это раз, а во вторых там можно нарваться на затяжной штиль. А они, бывает, длятся там неделями.

Так, что идём на острова Святой Елены. Их открыл тот же португальский парень в то же время. Там  два приличных острова (оба вулканического происхождения). Первый по нашему маршруту остров Вознесения, а другой дальше собственно сам остров Святой Елены с посёлком Джеймстаун. Он расположен в бухте залива Джеймса (James Bay). Назвали в честь герцога Йоркского, позднее ставшим королём Джеймсом II.

Посёлок основала Британская Ост-Индская компания для обслуживания судов под английским флагом.  Сам понимаешь, там есть гарнизон, да и любопытства не занимать.  Так что светиться нам ни к чему.

Идём на остров Вознесения. Он знаменит тем, что его открывали дважды. Первым был Жуан да Нова, а вторым Альфонс Албукерк. Последний и окрестил остров этим именем. Он необитаем. Вода там есть.  Моряки нашего профиля иногда там останавливаются, чтобы заправиться водой, почувствовать под ногами почву, погулять, разжиться черепаховым мясом.
 
Оттуда пойдём к островами Тристан-да-Кунья. Не столь для захода, сколь для ориентира. Всё это «богатство» открыл в 1506 году португалец Тристан да Кунья. Там есть гора около 5000 футов. Вершина в зимний сезон покрыта снегом. Примерно так будет выглядеть наш маршрут, чтобы потом обогнуть мыс Доброй Надежды. А уж отсюда до острова Святого Лаврентия (ныне –Мадагаскар), где нас ждут товарищи, «рукой подать».

Внимательно и со всем почтением, выслушав лекцию капитана, который умолк, чтобы перевести дыхание, спросил, какие будут указания?

- Пойдём к тебе, Артур.

В навигаторской сидел Дон.

Увидев его, капитан улыбнулся:

-  Молодёжь не даёт покоя. Если ты не против, мы с Артуром проложим наш курс  на карте до Святого Лаврентия. 
               
Конечно, Дон не возражал, а потом, сославшись на то, что ему пора менять часового в крюйт-камере (пороховом погребе), да проверить крепления пушек и положение ядер, проявил политес:

- Позвольте уйти, сэр?

Капитан шевельнул рукой, что означало его согласие, и к этому добавил:
- Пусть дочка организует нам чай.

- А теперь проложим курс от островов Зелёного мыса между  20-м и 30-м меридианами так, как будто мы идём к островам Сан-Педро-и-Сан-Паулу (они лежат почти на экваторе), но на пару румбов восточнее. Возьми линейку и рисуй. Задача пройти мимо, но в виду этих необитаемых островов. Спасибо этому немцу Гарарду Меркатеру (1538-1569),  который нанёс сетку координат (меридианы и параллели) на карту мира. Такая карта у нас есть. Благодаря ему стало удобно ориентироваться.
Тут Джейн принесла чай. Довольный капитан посмотрел на неё:

- Как служится, доброволец?

- Спасибо, сэр, всё хорошо. Но меня не пускают на мачты. Скажите Джерри, чтобы он не препятствовал.

-  Надевайте штаны, юнга, и лазьте сколько угодно.

-  Я бы ещё хотела побывать на батарейной палубе, когда идут учения со стрельбой. 

- Что же кок не составил тебе протекцию? Вроде бы  её близкий родственник командует пушками.

-  Да, она сама там ни разу не была.

-  Хорошо, я скажу Дону. Пусть вами займётся.

- Мне бы ещё хотелось постоять на штурвале.

- Артур, от тебя я такого не ожидал. Ты же привёл добровольца. Организуй, это по твоей части.

- А, ещё, сэр, если можно, я хотела бы стоять вахту.

- Не слишком ли много просьб, доброволец?

Джейн засмущалась.

- Ладно, мы с Джерри подумаем. А сейчас на камбуз. Молли наверно, уже волнуется, где пропал доброволец с чаем.
      
 Довольная Джейн исчезла как вихрь.

Мы продолжили прокладку курса, прихлёбывая чай из кружек.

-  Там мы довернём ещё восточнее, чтобы попасть на остров Вознесения, который я уже упоминал. Здесь мы передохнём и заправимся свежей водой. Наша-то, наверное, стала зацветать. Такая жарища стоит.  Кстати, чем больше мы будем спускаться к югу, тем будет становиться прохладнее. Скоро наденем не только рубашки, но и куртки.
От Вознесения спускаемся к островам Тристан-да-Кунья. Там могут быть люди. Есть вода. Есть одно место для стоянки. Погода почти наверняка будет дождливой  и прохладной. Оттуда, наконец, подхваченные попутным ветром, спокойно и с комфортом огибаем Африку, и пошли на север к Святому Лаврентию. 
Смотрю, Артур, ты уже всё нарисовал. Я пошёл к себе, а ты - на дек. Давай командуй.

- Что же мы так и не увидим Столовую Гору, мыс Доброй Надежды, мыс Игольный?

- Их лучше не видеть. Большинство тех, кто получил такую возможность, уже давно съедены рыбой.
    
Сейчас я устал, «сынок», и пошёл к себе. Если тебе интересно, я как-нибудь при случае могу рассказать.

http://www.proza.ru/2018/02/27/1026