сборник стихов рифката гардиева из чистополя

Наталья Сурнина 2
       Сборник своих стихов   «Мне по душе любое время дня»  мне подарил Рифкат Гардиев из Чистополя на творческой встрече  поэтов городского литературного клуба Чистополя с   авторами из Ижевска,  (приехавшими в музей Б.Л.Пастернака в Чистополе на экскурсию, которую провел  академически образованный   необычайно эрудированный  сотрудник  музея Хисамов   Рафаил   Хамитович).
         Узнаю из вступлений, что автор издал шестую книгу, что это очень достойный человек с активной жизненной позицией,  реализовавший себя и в общественной деятельности, и в профессиональной,  и в творческой: он участник двух крупных поэтических конкурсов-Всероссийский конкурс незрячих поэтов  «Поэтическое ристалище»
-фестиваль незрячих поэтов  России, Украины и Беларуси «Крылья надежды»
     Не нашла указаний на автора иллюстраций, жаль.
     Часто поэтические сборники – небольшого формата  тоненькие книжечки. Рифкат Гардиев издал  красивую книгу в твердом переплете  с цветными фотографиями, информацией об авторе на обложке, немалый и тираж для поэтического сборника: 500 экземпляров. Белая бумага, красивый шрифт, виньетки на каждой странице,  красиво оформлены даже номера страниц. Книга сделана с любовью.
      Автор разделил подготовленный к изданию материал на  9 разделов. Часть названий разделов , по – видимому, отражают главную мысль, объединяющую стихи раздела, ( «Словно вспышка, словно чудо»), другие – жанр: сонеты, восьмистишия, переводы.  Перемежая друг друга, это совершенно разные  работы Гардиева не оставляют впечатления цельности замысла.  Быть может, логичнее было бы и сонеты ( как сделано с переводами)  поставить  отдельно, в начале или конце? Впрочем, автору виднее.
  Остановимся по первом разделе книги «Иду по жизни не спеша».  После прочтения у меня возникла мысль, что автор собрал в этот раздел самые важные для него жизненные итоги и наблюдения, обобщил  свою жизненную философию.  Вероятно, таким является стихотворение без  названия по первой строке «Иду по жизни не спеша…». Предлагаю автору подумать над  лексической правильностью выражения «ставлю шаг» (быть может, ставят ногу,  стопу и проч.?) и  «зачем» ( в душе моей не счесть отметин?)-  вернее было бы «почему», ведь автор  явно говорит о причине, а вопрос зачем – о цели. К этой же категории лексических неточностей я отнесла бы противопоставление в строчках: немало бед – побольше радостей.  В соответствии с нормами словоупотребления   немало – мало , или пусть и немало – больше( но не побольше).
      Когда автор пишет в стихотворении, что радостей было больше, то почему же  хранить память и о поражениях, и о победах?  Особенно удивляет слово «должен», оно кажется неуместным, словно  кто – то извне  героя стихотворения заставляет это делать.
     Выбор лексики: беды – радости  и особенно: поражения  - победы -  оставляют впечатления поля битвы, а не жизненного пути.
      В стихотворении «Пока есть порох…» афористично выражена  глубокая мысль: « Мы истину не в спорах, / В согласии найдем». Очевидно, это тоже один из жизненных принципов самого автора стихов, принцип человека глубоко размышляющего,  любящего людей,  проживающего жизнь  позитивно.   Подтверждением этому сдужат и другие строки этого стихотворения: «Есть люди, для которых / На свете стоит жить!».  Именно поэтому у меня возникла мысль о том, что стихи первого раздела можно считать  нравственным кредо автора. Стихотворение «Пока  еще есть порох…» могло бы стать гимном литературного клуба Чистополя.
Мне кажется не совсем точным название стихотворения  - «Автобус».  Содержащее, как и предыдущее стихотворение,  яркий  двойной афоризм «Великое счастье – быть нужным кому – то/ Есть люди, в которых нуждаюсь я сам!», - это стихотворение о жизненном пути,  оно содержит развернутое сравнение движения по маршруту городского транспорта и движения по жизни с поиском её смысла.  Герой   делает выбор от   привычности домашнего уюта в пользу  движения и развития.  Когда я вышла на пенсию и передо мной встали те же проблемы, я  написала две статьи «Возраст развития» и «Добро пожаловать в клуб пенсионеров», опубликованные в журнале Союза писателей Удмуртии «Луч». Задаваясь  вопросом  о целях  духовного  развития  в пожилом  возрасте, видишь,   что не всех  это интересует.  Некоторые  ленивы, довольствуются  праздным  обывательскими  существованием (магазин  - кухня  - диван),  оправдывая  это наступлением  пенсии  как индульгенцией,  но  от  общества  продолжают  требовать   многого.  Ограничивая  круг  своих  обязанностей  близкими родственниками  ( я с   пенсии детям  помогаю,    мне  денег  не хватает),  такие  люди   хотят  многого  от всей страны.  Русский народ  оставил  для нас  мудрое  выражение:  «Старость встречай  так:  руки  за работой, ум и сердце  с Богом».  Человек  деградирует,  когда его  жизнь  ограничивается  едой,   сном,  зрелищами  (телевизор).  Если  в молодости у вас не было возможности  заниматься  своим развитием, тем более используйте шанс  долголетия! 
Но какие   же цели ставить, откуда взять их? Мы же беремся утверждать,  что  немало лет в пожилом возрасте дается счастливчикам  для  нравственного  и духовного  развития.  Бездуховность   ведет к страданиям,  в старости же многократно увеличиваются страдания неразвитой  души  ( от одиночества, утраты смысла жизни, отсутствия целей, непонимания смысла старости).   Отказываясь  от духовного развития, человек превращается даже  не в нуль, а в отрицательную  величину.  Обладая  большим жизненным опытом, человек в пожилом возрасте хорошо знает, что  есть духовная  жажда и голод, который    не удовлетворит  никакой  материальный комфорт.   
Для   внимательного перечитывания    автором стихотворения «Память» рекомендую ему обратить внимание на лексическое значение слова «закоулок» и уточнить его по словарям( может ли у шкатулки быть закоулок?) Понравилось мне, как  автор передал  мысль о невозвратности времени, его  движении в одном направлении: «Не навести мне здесь порядок…»
      Стихотворение «Тревога», как мне кажется, могло быть еще доработано. Быть может, тему неясных, тревожных, до конца не осознанных состояний еще  осмыслить и дописать?  Не уходить от темы: виноват возраст, время, - а попытаться в неё углубиться, прислушаться к себе, понять, проанализировать? И, быть может, найти ответы?  Мне кажется,  это стихотворение относится к числу таких, которых несколько поспешно  включены в печатное издание, которым еще нужно бы   «отлежаться»  в столе, настояться,  их  мысли  додумать и дочувствовать. Навык саморедактирования,  когда человек  отчетливо понимает завершенность работы над стихотворением, дается  не сразу и не всем.
      Стихотворение «Из меня меня изъяли…» поднимает глубокую тему самопознания, которая волнует многих.  Как мне кажется,  именно поэтому пишутся личные дневники или  их лирический вариант – стихи. Это детское удивление, когда человек сохраняет  знакомые признаки внешности и  настолько изменился внутренне, что  не может понять, как это новое содержание заключено в прежнюю оболочку, - такое эмоциональное восприятие   этапов развития является глубоко поэтическим. Не многим дано такое переживание.  Несколько снижает тему тривиальное  сетование об утрате светлого, детского…
       Написанное с юмором стихотворение «Кошачья беседа»  содержит близкие мне мысли и чувства («всю жизнь за копейки…»,  «немало счастливых и светлых…дорог»).
      Очень удачным считаю стихотворение «Одиночество»  как образец ролевой лирики.
      В стихотворении «Живет душа…», начатом в космическом ключе,  тема , на мой взгляд, снижена   (до  проблемы обид), а не  развита, не поднята, не углублена
      Мне кажется,   не надо быть филологом, корректором или редактором, чтобы в стихотворении «Почему – то я боюсь…»  предложить автору переделать строчку «что почти что стих».
       Стихотворение «Не вечен человек…» напомнило мне мотивы пушкинского стихотворения «Вновь я посетил…» и «Телега жизни».
        Понравилось стихотворение «Параллельное пространство». В стихотворении «Размечтался» неуместным показалось слово «сдуру».  В стихотворении «Ностальгия» есть синтаксическая ошибка : отскоблен, что солнце играет (так, что…). Стихотворение «Заболела планета людьми…»  содержит не собственные, а  расхожие, газетные утверждения, общие места, переведенные в рифмованные строки, также банальные.В стихотворении «Я не знаю, кем и как…» советую автору провести работу:  пронумеровать строчки,  сосчитать  количество слогов и ударений в каждой – это позволить провести   работу над ритмическими ошибками.
      Я прошу меня извинить за   высказанные мною  мысли при чтении, автор, конечно, лучше знает, как ему писать.  Но выпущенная в мир книга обязательно начнет жить своей жизнью,  обязательно будет по – разному читаться и пониматься. Автору нужно быть к этому готовым,  хотя это всегда трудно, а иногда невыносимо.