Мутные схемы

Игнатий Костян
Госзакупки и тендера стали панацеей управленческой экономики нашего времени. Государство стремится все контролировать, и ни в чем, так сказать старается «не дать маху».  Все должно быть прозрачно, чтобы наши люди, упаси бог, ничего не подумали о властьпридержащих. Для этого государство и сайты госзакупок ввело в обиход, и объявления о тендерах придумало размещать в прессе и на корпоративных сайтах. А все для чего? Конечно же, для борьбы с коррупцией. Но беда в том, что подобные механизмы не побеждают коррупцию, ибо та всегда находит изощренный способ хапнуть на основе закона.
При проведении тендеров, например, в коррупции можно заподозрить лишь немногих из чиновников. Те из них, кто проводят тендеры, понимают, какие именно предприятия являются наиболее выгодными партнерами, и, конечно, будут стремиться создать условия в тендере именно под них. Все казалось бы, происходит без преступного умысла, но по причине несовершенства системы. Схемы тендеров на первый взгляд выглядят  совершенно прозрачно. Организатор тендера своему предприятию зла не желает, но с другой стороны зачастую подыскивает подрядчика, который бы заявил самую низкую цену, а потом оказался недобросовестным, что в итоге аннулировало бы результат тендера, хотя последний и проводился по всем правилам и канонам.
В этой связи, мы с вами часто  наблюдаем сюжет, когда кто-либо и из «небожителей» спрашивает у руководителя проводившего тендер о невыполнении показателей, а тот в свою очередь оправдывается как Адам в Эдемском саду, сваливая вину на «косяки», мол, подрядчика выигравшего тендер. Разумеется, «небожитель» продолжает пытать этого руководителя, «трымающегося стойко как юнак на допросе», мол, «почему ты тогда не выбрал другого подрядчика, более «памяркоунага». Тот, делая слегка придурковатый вид, отвечает:  «Он не прошел условия тендера». Ну, а здесь, уже потом «небожитель» в административном порядке приказывает закрыть глаза на невыполнение условий тендера  «памяркоуным» подрядчиком и  милостиво попросить его, на его условиях выполнить комплекс предполагаемых работ. Вот это и надо руководителю,  ибо  «помяркоуный» откатит заранее оговоренную сумму, которую умножат на коэффициент и раздербанят по принципу – половина «помяркоунаму», а половина руководителю. Чем не хабар  на законных основаниях.
То же самое  происходит и с госзакупками потенциальные подрядчики кладут свои предложения в конверты, которые опечатываются и отдаются  организатору тендера. Потом создается «авторитетная» тендерная комиссия, которая торжественно вскрывает эти конверты, оценивает предложения и объявляет победителя, как правило, подавшего на конкурс самое дешевое предложение. Зачастую выигравший тендер еще на подготовительном этапе знает, что он его выиграет, ибо для участие в тендере проводит свою или свои несколько фирм, которые регистрируются в ускоренном варианте. Ну, скажем за неделю до тендера. При этом чиновники максимально содействуют будущему победителю при регистрации этих фирм (оформление документов, получение лицензий и т.п., оформление нужных специалистов по профилю работ). Разумеется предложения этих на скорую руку учрежденных фирмочек заведомо хуже, чем предложения фирмы будущего победителя тендера. Благодаря этому, он,  в присутствии высокой «компетентной комиссии» элегантно выигрывает тендер, получает бабло и мутит свои дела за государственные деньги дальше. Отсюда и масса уголовных дел в отношении директоров, о которых мы узнаем из СМИ.
Как мне кажется из всего общего количества тендеров на госзакупки и госзаказы, которые сегодня у нас проводятся, лишь  малая толика имеет смысл и конкретную пользу. Все остальные формальны и бессмысленны, ибо отнимаю много времени и ресурса, тратящихся попусту.  Почему? Да потому что преследуют цель борьбы с коррупцией, что само по себе извращает весь процесс.
Если предприятию нужно найти подходящего партнера, то оно не должно быть связано рамками тендера, лишающего его свободы выбора в методах и критериях подбора подрядчика.  Если у руководителя нет личной заинтересованности в конкретном эффективном результате работы предприятия, то тендеры ему никак не помогут, а только лишь будут вводить его в соблазн, выкручивая мутные схемы  для личного обогащения.