Будет ли прорыв. 2017 г

Игнатий Костян
Очень странно для меня то, что власти  Беларуси  объявили о готовящемся «прорыве» в отечественной IT- сфере. Не то, чтобы я против, но вериться мне в это с трудом. Почему? Да  по той причине, что мы не японцы по интеллектуальному потенциалу. Однако это не означает, что мы тупее их, нет, как раз наоборот.
 Дело в том, что препятствием для развития прорывных технологий в отечественной IT-сфере является не интеллектуальный потенциал нашей нации, а бюрократическая система, которая будет регулировать эту сферу. Вопрос не в наличии ученых в нашей стране или их отсутствии, а в самой системе, которая не адаптирована для того, чтобы поддерживать и развивать свои научные разработки.
Во-первых, законодательная сфера далеко не совершенна и не может быть совершенной, ибо писана она под задачи, как раз препятствующие развитию IT-сферы. Первым препятствием является ее громоздкость, а громоздкие законы, как показывает практика, выполнять весьма сложно, практически невозможно. При возникновении спора, например, типа «ты у меня украл изобретение», «нет, сам ты дурак, это ты украл», возникает конфликт, который разрешается (если разрешается) в судебном порядке.
А наша судебная система, думаю, все со мной согласятся, не может принять справедливое объективное решение в этом споре, по той простой причине, что сильно зависима от политической власти.  Решить же  спорный вопрос противоборствующим сторонам в частном порядке в нашей стране вряд ли удастся.
 Поэтому, если мы все же хотим выстроить нашу экономику на основе высоких технологий, то придется создать законодательную систему, которая позволит разруливать споры естественным образом, т.е. нужны законы или всего лишь один нормативный акт, а не десятки по каждой загогулинке. 
Далее, необходимо наличие инвесторов, которые не боялись бы прессинга, после неудачных стартапов. Многие скажут мне. Все это у нас  есть. Да, есть, но пока только на бумаге. На практике же будет совсем по-другому. Как? В сферу высоких технологий вкладывать деньги могут только состоятельные предприниматели, но таковых у нас всегда рассматривали как потенциальных олигархов, как конкурентов действующей власти.
А поскольку конкурент, значит враг, и это уже сложившийся стереотип, являющийся вторым главным препятствием, которое не позволит осуществить заявленный властями прорыв в  IT-сфере.
Если развитие IT-сферы у нас организуется под эгидой Академии наук или Парка высоких технологий, то в США, например, данная сфера, выведена из-под государственного колпака. Там развитием этой сферы занимаются частные компании. Хорошо это или плохо однозначно трудно сказать. Но между частниками есть конкуренция, которая определяет лучших. Скажете, что, мол, у нас тоже  под колпаком Парка высоких технологий никто не препятствует развитию конкуренции. Внешне, казалось бы, да, но если копнуть, лоббизм и лоббизмом погоняет.  Доступ «к телу», т.е. к госзакузу у нас определяется гешефтным мышлением, как у заказчиков  интеллектуального продукта, так и исполнителей, ибо все претендуют на участие в распиле государственного бабла.
Вот основные, на мой взгляд, причины, которые воспрепятствуют  белорусам совершить прорыв в отечественной IT-сфере. К сим причинам можно еще добавить и конспиралогический фактор – те, кто нам навязывают  образцы громоздких законов, регулирующих сферу высоких технологий, и в которых черт голову скрутит, преследуют оду лишь цель – не допустить нашей отечественной IT-сфере, вообще зародиться. Чтобы в процессе реализации своего интеллектуального потенциала изобретатель совершил, по меньшей мере, хождение по мукам, пока дойдет до той точки, когда его изобретение, возможно, выйдет на рынок. Советчики же и лоббисты заинтересованы в том, чтобы хождение по мукам продолжалось постоянно, изобретатель носился со своим патентом по кругу, словно белка в колесе, обивая пороги ведомств, и вырабатывая в воздух кучу бесполезной энергии.