Олег Соколов Первый ректор

Георгий Гудим-Левкович
«...И остался я без работы. Может, думаю, на портного выучиться?» Первая фраза из «Компромисса» С. Довлатова как нельзя лучше характеризовала мое положение в августе 1996 года. На руках был «красный» диплом, а в голове – весьма туманные перспективы трудоустройства. Помог случай: мой бывший декан Алексей Евгеньевич Фельдт посоветовал обратиться к «конкурентам» - и дал телефон. Я созвонился, пришел на встречу, которая проходила прямо в ремонтируемом помещении. Написал заявление – на имя ректора Олега Михайловича Соколова. Потом получил в отделе кадров копию приказа о приеме на работу, с его подписью. Так я оказался ассистентом только что созданной кафедры культурологии Архангельского государственного технического университета и начал официально свою педагогическую деятельность, а Олег Соколов стал моим первым ректором.

Само появление в техническом вузе кафедр «неточных» наук в середине 1990-х годов стало возможным благодаря поддержке инициативы их создания ректором Соколовым. «Гуманитарные дисциплины расширяют кругозор. А от этого зависит очень многое. Ведь нужно не только в «железках» разбираться, понимать, как устроена конструкция, как машина работает. Но должна быть общая культура, - считал Олег Михайлович. - И когда в вузе появляются вот такие специальности, это действительно повышает общий интеллект студентов. Преподаватели технических дисциплин сначала очень настороженно подходили к этому новшеству. А сейчас поняли: в этом слиянии технарей и гуманитариев есть свое преимущество».

Будущий первый ректор первого в Архангельске технического университета родился в Ленинграде за 5 лет до начала войны и был на два года старше моего отца, тоже ленинградца. Семье Соколовых повезло, до начала блокады их эвакуировали под Иваново, в городок, который только в марте 1941 года сменил название: вместо Середы стал Фурмановым. Здесь Олег окончил школу, и в 1954 году стал работать учеником слесаря ткацкопрядильной фабрики №2. На следующий год семья вернулась из эвакуации в Ленинград, где он поступил Технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности. Через пять лет Олег Соколов получил дипломом инженера-исследователя по специальности «Физическая химия высокомолекулярных соединений». По распределению он был направлен на работу инженером-химиком на Архангельский ЦБК. Затем были аспирантура в Архангельском лесотехническом институте, защита диссертации на соискание учёной степени кандидата химических наук в Институте химии древесины Академии наук Латвийской ССР, работа в проблемной научно-исследовательской лаборатории химической переработки древесины и использования отходов в целлюлозно-бумажной промышленности АЛТИ и на кафедре химии древесины целлюлозы и гидролизного производства. Молодой, быстро прогрессирующий ученый, рано проявивший и реализовавший способности талантливого администратора, связал свою судьбу с Архангельском. С 1977 года Соколов – проректор по вечернему и заочному обучению, с 1981 года – проректор по учебной работе АЛТИ. В 1987 году, в разгар перестройки, Олег Михайлович возглавил Архангельский лесотехнический институт. Профессор кафедры биотехнологии Ефим Гельфанд вспоминал, что Олегу Соколову были абсолютно чужды карьеристские устремления. «То, что он возглавил АЛТИ - получилось самим собой, - отметил Ефим Дмитриевич. - Олег Михайлович занимал должности, когда они становились вакантными. В нем сочетались качества разностороннего ученого и прекрасного администратора».

Уходили старые традиции и идеология, хотя именно в АЛТИ дольше всего чувствовался дух «советскости». Появились проблемы с финансированием института. В этой тяжелой ситуации надо было не только выжить, а еще и жить не просто завтрашним, а послезавтрашним днем, ставить высокие задачи. И Олег Соколов сумел это сделать, собрав вокруг себя эффективную команду единомышленников. «Я - отчаянный оптимист, мечтатель и авантюрист – шутил ректор. - Поэтому команду себе всегда старался подбирать более выдержанную - чтоб эти «недостатки» нивелировались. Так, проректор Эдуард Николаевич Сабуров всегда выступал моей сдерживающей силой. Я ему одну идею, другую, а он: «Стоп, давайте сначала думать!»» В 1994 году, во многом благодаря энергии своего ректора, Архангельский лесотехнический институт стал государственным техническим университетом.

«Я всегда повторяю: университет без науки - это ПТУ, - говорил Олег Соколов. - Инженер, если он знает только узко свою специальность, может улучшить производство ну на три процента, не больше. Но, чтобы улучшить в десять, в сто раз, нужен творческий подход. Вот этим-то мы, прежде всего, и занимаемся и очень большое внимание уделяем науке. Например, на кафедре биотехнологии 50% студентов имеют патент на изобретение. Все сотрудники этой кафедры, от профессора до лаборанта, изобретатели. И вместе со студентами, в одной упряжке, по одной проблеме, на одних приборах нам удается достичь многого».

Мне довелось поучаствовать в работе приемной комиссии в АГТУ, во времена, когда еще не было ЕГЭ. Перед устными экзаменами ректор сам распределял педагогов - членов комиссии по аудиториям. Никто не знал, в какую именно аудиторию попадет тот или иной преподаватель. А договориться со всеми - это просто нереально. «Был у меня забавный случай в молодости, когда мне хотели подсунуть коньяк, - вспоминал Олег Михайлович. - Ректором АЛТИ тогда был Иван Михайлович Боховкин, а я был секретарем приемной комиссии. Как-то во время обеда в ресторане «Двина» мне на стол принесли бутылку коньяку. Какой-то южный человек, который, кстати, ничего не просил. Я, конечно, коньяк не взял, пришел, доложил ректору. Тот меня отругал, мол, ты чего по ресторанам ходишь?»

В 2006 году Олег Соколов покинул пост ректора. Сам он в интервью говорил, что давно мечтает быть не клерком, а профессором, продолжать серьезно заниматься наукой, работать с аспирантами и студентами. На счет последних, у него было свое мнение: «Они гораздо лучше, чем мы. Вот я сам учился хорошо, но те, кто сейчас оканчивают институт, больше меня на уровне выпускника знают. От поколения к поколению знания улучшаются. Они более талантливы. Информацию схватывают на лету. Сегодня карьеру можно сделать, только имея образование. Если раньше государство гарантировало распределение и обеспечивало работой, то сейчас – все определяет рынок. А чтобы проявить себя, показать - нужны знания. Это нормальный капиталистический подход. И молодежь это очень быстро поняла».

Уходя с должности ректора, Олег Михайлович сказал, что самое главное, что приятно передавать преемнику, это добрый микроклимат внутри вуза. «Конечно, не скажу, что никто никогда не спорит и не ругается. Всякое бывает. Но в целом в АГТУ очень доброжелательная обстановка». Во многом это была его личная заслуга. Почетный доктор АГТУ декан Университета прикладных наук Эмдена Ханс-Дитрих Энгельман много лет дружил с Олегом Соколовым: «Впервые я приехал в Архангельск в декабре 1992 года. Было очень холодно, зато отношение ко мне было очень теплым. Я чувствовал себя желанным гостем. Потом я привозил в Архангельск много своих друзей из Европы. Олег Михайлович каждому из них умел сказать: «Добро пожаловать». Они уезжали домой с теплом в сердце и гордились тем, что понятие «русское гостеприимство» действительно существует. Я с большим удовольствием вспоминаю совместные вечера с ним и его супругой. Первое русское предложение, которое я выучил после этих встреч, стало: «Ты меня уважаешь»? Как-то Олег Михайлович мне сказал: «Мы многому можем научиться друг у друга. Хотя не всегда решение проблем устраивает ту и другую стороны в равной мере. Потому что все мы разные люди, по-разному думаем и по-разному действуем». Но понимание в нашей сфере является основой для успешного сотрудничества. И мы это быстро осознали. Одно из стихотворений Гете начинается со строчки: «Будь благороден человек, милосерден и добр». Олег Михайлович был одним из тех людей, к кому полностью можно отнести эти добрые слова».

При всей внешней суровости Олег Михайлович был живым и веселым человеком. Страстно увлекался фотографией, на мотоцикле, а потом автомобиле объездил с семьей пол страны. И еще, доктор наук, профессор и ректор, мог рассказать студентам на лекции анекдот: «Если смотрю: засыпают студенты, особенно заочники, на лекции, всегда что-нибудь рассказываю. А любимый... Встречаются двое мужчин: «Как дела?»? «Да неважно. Фирма моя разоряется. Сам болею. У друзей проблемы». «Не волнуйся, брат, жизнь, она такая - то белая полоса, то черная». Через месяц встречаются снова: «Ну, как?» «Знаешь, ты оказался прав. Когда мы в прошлый раз виделись, у меня действительно была белая полоса!»