Диспут о сострадании
Пока мы летели к родным – путь не близкий – читала архимандрита Рафаила Карелина о сострадании и сентиментальности. Несомненно, интересная тема. Лучше, чем О.Рафаил я сказать, конечно же, не могу и поэтому приведу небольшие прямые цитаты из его труда.
«Сострадание основано на любви к человеку, любовь делает другого единым с собой, как бы своим вторым я. Сентиментальность же основана на любви к самому себе; её огорчают не страдания другого человека, а собственное испорченное настроение. Она стремится не уничтожить страдания в мире, а убрать картины страдания из поля своего зрения».
«Искусство и литература делают душу человека склонной к подражанию и эмоциональной включенности в ситуацию. Человек, привыкший переживать душевное состояние персонажей пьес, телесериалов и романов, в результате сам начинает «играть» в жизнь», как артист на сцене. Искусство развивает высокую пластичность психики, нередко доходящую до патологии, и эмоциональную отдачу представшему перед сознанием образу».
«Сентиментальный человек готов плакать при виде больной собаки и в тоже время останется равнодушен к страданиям миллионов людей, лишь бы он не видел этих страданий. Сентиментальность – это не любовь, а болезненная впечатлительность, это хроническая, заглушенная истерика, заменяющая любовь».
Кое с чем здесь трудно согласиться. Кое-что сказано в запальчивости. Да и сентиментальность в современном мире не такая уж большая беда. Гораздо более распространено каменное бесчувствие. А просмотр многих телепередач и сериалов приводит скорее к эмоциональному отупению, чем развивает сентиментальность. Тем не менее, тема показалась интересной и достойной обсуждения на вечернем семейном чаепитии, что и было исполнено в виде чтения отрывков и суждений из труда О.Рафаила.
Диспута не получилось. Кто-то решил, что слишком любит животных и устыдился своих слез при виде больной собаки (не обязательно, конечно, собаки) и счел, что находится на самой низкой ступени сознания, видя в страданиях братьях наших меньших что-то подобное страданиям людей.
Другой - решил, что слишком много читает, а, следовательно, уж точно не любит других людей, это плохо и достойно осуждения.
Кто-то подумал, что пытается оградить себя от тяжких впечатлений и уходит с просмотра страшных мест в кинофильме, пестуя свою сентиментальность.
Кто-то решил, что он не живет, а играет роль, кто-то решил, что истерик…. Все опечалились, и вместо диспута обиделись, сочтя, что их обвинили в неблаговидном поведении.
Всё закончилось хорошо, мудрый глава принимающей нас семьи, смеясь, сказал следующее: « Ну, суров Карелин! Разве все должны вмещать страдания миллионов? Достаточно сострадания к близким». И снял самый тяжелый камень с каждой из душ, после чего мы взбодрились духом и насладились теплом семейной встречи и совместной трапезы.
К 12 часам ночи все разошлись по комнатам. В час ночи, я еще не спала (разница во времени) и решила дочитать давно отложенную в сторону вторую книгу Стига Ларсона «Девушка, которая играла с огнем».
Лучше бы я этого не делала! Девушку подстрелили, причем собственный отец, закопали заживо, причем собственный брат, но, в конце концов, все остались живы, девушка откопалась, всех плохих арестовали. Девушка много стреляла и действовала топором (замечу, это положительный герой), но никого не убила, а только покалечила. Главный герой спас главную героиню от рук обезумевших родственников, в отличие от первой книги, где она спасла главного героя от рук маньяка-убийцы.
Такая вот иллюстрация к сказанному. Похоже, даже чтение популярных книг, занятие довольно безобидное по сравнению с просмотром фильмов и сериалов, не способствует развитию сентиментальности. О сострадании и речи нет.
© Copyright:
Галина Слепова, 2018
Свидетельство о публикации №218022600457