Диспут о сострадании

Галина Слепова
               
       Пока мы летели к родным – путь не близкий – читала архимандрита  Рафаила Карелина о сострадании и сентиментальности. Несомненно, интересная тема. Лучше, чем О.Рафаил я сказать, конечно же, не могу и поэтому приведу небольшие  прямые цитаты из его труда.

       «Сострадание основано на любви к человеку, любовь делает другого единым с собой, как бы своим вторым я. Сентиментальность же основана на любви к самому себе; её огорчают не страдания другого человека, а собственное испорченное настроение. Она стремится не уничтожить страдания в мире, а убрать картины страдания из поля своего зрения».

       «Искусство и литература делают душу человека склонной к подражанию и эмоциональной включенности в ситуацию. Человек, привыкший переживать душевное состояние персонажей пьес, телесериалов и романов, в результате сам начинает «играть» в жизнь», как артист на сцене. Искусство развивает высокую пластичность психики, нередко доходящую до патологии, и эмоциональную отдачу представшему перед сознанием образу».

       «Сентиментальный человек готов плакать при виде больной собаки и в тоже время останется равнодушен к страданиям миллионов людей, лишь бы он не видел этих страданий. Сентиментальность – это не любовь, а  болезненная впечатлительность, это хроническая, заглушенная истерика, заменяющая любовь».

       Кое с чем здесь трудно согласиться. Кое-что сказано в запальчивости. Да и  сентиментальность в современном мире не такая уж большая беда. Гораздо более распространено  каменное  бесчувствие. А просмотр  многих  телепередач  и сериалов приводит скорее к эмоциональному отупению, чем развивает сентиментальность. Тем не менее, тема показалась интересной и достойной обсуждения на вечернем семейном чаепитии, что и было исполнено в виде чтения отрывков и суждений из труда О.Рафаила.

       Диспута не получилось. Кто-то решил, что слишком любит животных и устыдился своих слез при виде больной собаки (не обязательно, конечно,  собаки) и счел, что находится на самой низкой ступени сознания,  видя в страданиях  братьях наших меньших  что-то подобное страданиям людей.
 
       Другой - решил, что слишком много читает, а, следовательно, уж точно не любит других людей, это плохо и достойно осуждения.
 
       Кто-то  подумал, что пытается оградить себя от тяжких впечатлений и уходит с просмотра страшных мест в кинофильме, пестуя свою сентиментальность.

       Кто-то решил, что он не живет, а играет роль, кто-то решил, что истерик…. Все опечалились, и вместо диспута обиделись, сочтя, что их обвинили в неблаговидном поведении.

       Всё закончилось хорошо, мудрый глава принимающей нас семьи, смеясь, сказал следующее: « Ну, суров Карелин! Разве все должны вмещать страдания миллионов? Достаточно сострадания к близким». И снял самый тяжелый камень с каждой из душ, после чего мы взбодрились духом и насладились теплом семейной встречи и совместной трапезы.

       К 12 часам ночи все разошлись по комнатам. В час ночи, я еще не спала (разница во времени) и решила  дочитать давно отложенную в сторону вторую книгу Стига Ларсона «Девушка, которая играла с огнем».

       Лучше бы я этого не делала! Девушку подстрелили, причем собственный отец, закопали заживо, причем собственный брат, но, в конце концов, все остались живы, девушка откопалась, всех плохих арестовали. Девушка много стреляла и действовала топором (замечу, это положительный герой), но никого не убила, а только покалечила. Главный герой спас главную героиню от рук обезумевших родственников, в отличие от первой книги, где она спасла главного героя от рук маньяка-убийцы.

       Такая вот иллюстрация к сказанному. Похоже, даже чтение популярных книг, занятие довольно  безобидное по сравнению с просмотром фильмов и сериалов, не способствует развитию сентиментальности. О сострадании и речи нет.