Стакан закипел

Леонид Лоцев
Стакан закипел.
...
Сейчас появился модный термин «креативное мышление» (нестандартное мышление) и даже появились методики по развитию у детей нестандартного мышления. Причём говорят и пишут об этом люди, не имеющие ни малейшего представления о предмете.
...
Мне всю жизнь говорят, что у меня нестандартное мышление. Поэтому, чтоб люди и сами дурью не маялись, и детей не мучили, я хочу показать на конкретном примере, как на самом деле рождаются нестандартные решения.
...
Мы много лет враждовали с Н.Н., соседом по даче, пока не выяснилось, что нас стравливает некто третий, все эти годы перебрасывавший пограничный стояк водоснабжения то на его участок, то на наш.
...
И с тех пор мы стали дружить. Н.Н. жил почти круглый год в своей даче, отапливавшейся сборно-разборной чугунной печью-буржуйкой с толстостенной железной трубой.
...
Эта труба была постоянной притчей во языцех, досаждала Н.Н. тем, что почти всё драгоценное тепло уходило в эту проклятую трубу. До выхода на пенсию Н.Н. был ведущим инженером в НИИ, был хорошо информирован по всем техническим вопросам, был в курсе всех новшеств, но нигде не мог найти что-либо похожее на трубный теплоотвод.
...
Я много раз пытался ему объяснить, как это сделать, но он смеялся и махал рукой. Однажды, когда он уже достал меня своими сетованиями, я сказал:
«Давайте я вам сделаю одну секцию и установлю её на вашу трубу, посмотрите, как она работает, если понравится, остальные сделаете сами».
...
Он опять махнул рукой. Но я уже не слушал его и делал. Он сидел рядом и комментировал ядовитыми шуточками каждое моё движение. Я закончил секцию и установил её на трубу. Прошёл день, два, три, четыре – никакой реакции. «Наверное, не получилось» - подумал я.
...
Вдруг однажды утром слышу крик: «Лёня, стакан закипел!» Какой стакан? Зачем кипятить воду в стакане? Ерунда какая-то. Но Н.Н. всё продолжал кричать: «Лёня, стакан закипел!»
...
Постепенно я, наконец, начал понимать, что произошло: он хотел подогреть холодный чай в стакане, и поставил стакан на секцию, полагая, что тепла от секции хватит ровно на лёгкий подогрев, но тепла оказалось достаточно, чтобы довести чай до кипения и испортить его.
...
Я сделал и установил вторую секцию. Шуточек не было. Месяца через два, когда уже похолодало, он пригласил меня в дом. Внутри было жарко. В печке потрескивал огонь. На трубе я увидел уже четыре секции: две мои и ещё две сделал и установил он сам.
...
«Потрогай» - сказал он. Разница температур трубы до секций и после них была настолько разительной, что превзошла даже мои ожидания. «Я кладу в печь две дощечки и в комнате уже жара. Ну у тебя и изобретение». «У тебя нестандартное мышление» - добавил он.
...
И тут мне всё стало ясно: нестандартное мышление – это чистый вымысел, это то, чего нет. Этот термин придумали люди, никогда не попадавшие в ситуацию смертельной опасности, не понимающие, откуда берутся новые технические решения.
=====
Дом, квартиру в котором я получил по обмену, был промерзающим. Что такое угловая квартира в промерзающем доме, я понял, как только наступили холода.
...
Я накупил целую кучу швабр-лентяек: у них были ручки из алюминиевых труб – и поливочный шланг, соединил трубы кусками шланга, скрутил соединения медной проволокой и протянул эту гирлянду по всем плинтусам, прикрепив её к ним хомутиками, вырезанными из консервной банки.
...
Придя с работы, я напяливал один конец шланга на гусак смесителя в ванной, другой конец бросал в ванну и включал слабой струёй горячую воду. Из другого конца шланга текла ледяная вода.
...
В квартире сразу теплело, и начинало приторно вонять резиной. Приходилось терпеть эту всё усиливающуюся вонь. Когда дышать было уже невмоготу, я закрывал кран и открывал окна, чтоб выпустить вонючий воздух и запустить свежий.
...
Он был не намного лучше, но всё же не менее сильная вонь с химкомбината имела несколько иное амбре и разнообразие действовало как бы освежающе. Так жить дальше было нельзя. Надо было как-то уменьшить эту густую нестерпимую приторную резиновую вонь.
...
Вот тогда я и придумал эти секции. Я установил их на одну из ближайших к крану труб, тем самым вся дальнейшая, основная часть гирлянды уже не воняла: по ней текла не горячая, а лишь тёплая вода, так как главную долю тепла отводили секции.
...
Температура на входе и выходе трубы с секциями отличалась разительно, эта разница впоследствии врезалась мне в память как некое волшебство. Поэтому Н.Н. и не мог меня никак понять: у меня борозда в памяти была, а у него – нет.
...
Люди, у которых в памяти нет таких волшебных борозд, этих вечных «рогов изобилия», не зная откуда что берётся, называют их креативным мышлением. Вот и весь секрет.