Тонкий кондуктор

Леонид Лоцев
Тонкий кондуктор
..
Мы даже не представляем, до какой степени чужие слова, и в особенности ИНТО-НАЦИИ, с теми или иными репьями ошибочностей и недосмотров, которыми они, как правило, увешаны, УПРАВЛЯЮТ НАМИ, всё цепляют и цепляют нас, всё гонят и гонят на ту же тупиковую ветку, где сами застряли и пустили корни. 
..
Мне было 17 лет. Я работал учеником слесаря в опытном цехе. Мой сосед Б. делал опытные образцы маленьких реечек. Рейка – это такой пластмассовый брусочек с многочисленными запрессованными сквозь него токопроводящими латунными лепестками - пластинками с выступающими по обе стороны концами.
..
В этих концах имеются продолговатые отверстия для впайки проводов. То есть каждая пластинка-лепесток имеет два продолговатых отверстия на концах и ещё одно, круглое – в центре: для прочной их фиксации в пластмассе при запрессов-ке. При массовом производстве лепестки штампуются из тонколистовой латуни, а рейки прессуются из пластмассы АГ-4.
..
Экспериментальные – делаются из текстолита. Такие рейки изготовлялись массово, но конструкторам нужны были несколько иные, с б`ольшим числом лепестков, то есть с более густым их (лепестков) расположением. Решено было не делать новые узенькие лепесточки, а взять обычные и срез`ать у них края.
..
Ну так вот, мой сосед как раз и срез`ал эти самые края у этих самых лепестков. Ножницами. Работа эта муторная, малопроизводительная. Я заикнулся о том, что может быть лучше сделать приспособление. Б.:«А как ты хочешь?»
..
Я: «Надо сделать из углеродистой стали три кондуктора (три точно таких же узеньких лепесточка), закалить их, затем взять три тонких стальных проволочки и насадить на них: сначала один кондуктор, потом 25 лепестков, потом второй кондуктор, ещё 25 лепестков и, наконец – третий кондуктор. Зажать весь этот брикет (подложив что-нибудь снизу, чтоб не проваливался) в тиски. И спиливать лишнее сначала драчёвым, потом личн`ым, и, наконец, бархатным напильником.»
..
Б.: «Ничего не получится: очень тонкий кондуктор, да ещё с отверстием посередине, - обязательно сломается». В общем Б. делал эти рейки целый месяц, а когда закончил, положил их на Стенд Готовой Продукции (был у нас такой). Конструктор`а, которые сначала каждый день прибегали (готово, нет?) вдруг надолго про нас забыли и эти рейки лежали и пылились.
..
И вот - общецеховое собрание: все бригады собрались в нашей комнате, набились битком. А на другой день прибегает конструктор: «Ну, где?» Стали искать: на Стенде нет, нигде нет. Наконец нашли под одним из верстаков. Эти самые рейки. Изломанные и искорёженные.
..
Как же так? И тут О.(бригадир) вспомнил: «Да я же сам видел, как кто-то всё собрание сидел крутил их, корёжил, но у меня не сработало, что он корёжит наши рейки. Всё, Стенд уберём». «Ничего страшного - сказал конструктор, они особо и не нужны. Мы уже решили делать по-другому: лепестков на рейке будет ещё больше (то есть лепестки будут ещё уже) и самих реек понадобится в несколько раз больше.»
..
И тут Б. возмутился: «Почему я, слесарь третьего разряда, должен выполнять такую низкоквалифицированную работу? У нас же есть ученик (я, то есть) вот он пусть и делает». «Хорошо, сказал бригадир, ты будешь делать рейки, а он – лепестки. Так согласен?». Б.: «Так согласен».
..
Я давно не чувствовал себя таким счастливым: вот она, моя идея – сама плывёт в руки! Я мгновенно сделал три кондуктора, сбегал в термичку, закалил, собрал брикет, зажал, начал пилить – сломались все три кондуктора, все три – по центру, как и предсказывал более опытный Б.
..
Я сделал ещё три кондуктора, закалил чуть помягче – снова сломались. Я их делал три или четыре дня, сделал целую пригоршню: и потолще и помягче – чего только ни изобретал – все ломались, как один. Тем временем Б. сказал мне: «Я уже кончаю рейки. Завтра мне понадобятся лепестки. У тебя есть готовые?»
..
Все видели, что моя идея с треском провалилась. Один отпустил шуточку, но не обидную, подбадривающую. Всю ночь я не спал, лихорадочно искал какой-нибудь выход, придумывал другие способы. Под утро вдруг почему-то успокоился. Спокойствие было абсолютное, как будто проблема полностью решена.
..
И вдруг мысль. Простая, как вода: «Почему я не могу пользоваться сломанными кондукторами? Они же никуда не денутся! Их намертво держат сами лепестки! Ведь кондукторы – не окончательная продукция! Кому какое дело, что они сломаны! Не может быть, чтобы всё было так просто. Почему я сразу не догадался?».
..
На работу я не бежал – летел. Я пришёл раньше всех, тут же собрал брикет, зажал, спилил обе стороны, замерил штангеном – идеал! Второй брикет – идеал! Третий… Пришел Б.: «О, сколько ты сделал! Какие хорошенькие!
И даже заусенец не надо снимать!»
..
Он начал вставлять их в рейки «Они у тебя идеальные, но туговато заходят. Не можешь сделать их чуть поуже, но только чуть, иначе будут болтаться» «Момент!» Я прикоснулся каждой половинкой кондукторов к наждаку, зарядил новый брикет, спилил, дал попробовать – «Полный идеал». Через час я уже навалил ему на верстак целую гору лепестков – «Всё, всё, хорош, завалил! больше не надо!»
...
...
...
...
Мои избранные авторы:
Мария Александровна Аверина
Николай Сыромятников
Владислав Молочников
Анатолий Жиров
Лорина Дымова
Олег Озарянин (Антонюк)
Сергей Мираж
список не закончен.