Писать для театра - особое ремесло...

Анатолий Шуклецов
Роман и повесть – работа живописная, там мастер водит кистью и кладёт мазки на полотна. Там фоны, тени, переходные тона; а драма – область чисто скульптурная. Работать приходится резцом и не класть мазки, а высекать рельефы. Лев Толстой. // Переход от прозы к драматургии был, вероятно, для Булгакова далеко не так прост. Эти жанры бесконечно далеки друг от друга. Но есть и общая черта: верность понимания истории. Вениамин Каверин. // «Закат» – это, очевидно, повесть, а не театральное действие, а у театра свои суровые законы. Я их пока не усвоил. То, что волнует на страницах книги, оказывается, вызывает подчас всего лишь скуку в зрительном зале. Шекспир не писал прозы, и не всякий прозаик – драматург. Разные жанры. Если у тебя тенор, не споёшь партию баса. Исаак Бабель, после провала своей пьесы. // Каждому приходится переживать неуспех, и неуспех иногда тянется годами. У каждого драматурга (профессионального) на десять пьес приходится восемь неудачных. Антон Чехов. // Нет ничего более трудного и неблагодарного, чем писать для театра. Джордж Байрон. // В тысячу раз легче шпиону внедриться в секретный ящик, чем драматургу от Бога попасть на сцену. Валентин Распутин. // Пьеса на бумаге – пустое место. Пишущий должен знать средства, которыми он располагает, и писать роли на тех актёров, которые будут их играть. Писать для театра – совсем особое дело, и тому, кто не понаторел в нём, лучше за него и не браться. Интересное событие, полагает большинство, будет интересно выглядеть и с подмостков: как бы не так! Есть вещи, которые приятно читать, о которых приятно думать, но, поставленные на сцене, они едва ли не всё теряют, и то, что восхищало нас в книге, в театре может нас оставить холодными. Писать для театра – совсем особое ремесло и таланта тоже требует особого. То и другое встречается редко, а в сочетании и подавно, без этого же ничего доброго ждать не приходится. Иоганн Гёте. // Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. Андре Моруа. // Гоголь обладал величайшим чувством театра, той духовной силой, которая вводила акты, сцены и диалоги в неразрывную связь с театральной залой. Владимир Немирович-Данченко. // Сцена предъявляет вполне законные требования условности, и если писатель не хочет подчиняться им, то он не должен пользоваться сценой, а избрать для своих образов другой род литературы. Игнатий Потапенко. // Всё зависит от того, сумеет ли писатель найти тот путь, по которому пошли интересы публики и её вкус. Ежели направленность писательского таланта совпадёт с направленностью публики, то всё в порядке, повсеместный успех. Лорду Байрону не так повезло, ибо его вкус расходится со вкусом публики. Здесь дело отнюдь не в том, подлинно ли велик поэт, ибо благосклонностью публики пользуется скорее тот, чья личность не слишком возвышается над общим уровнем. Иоганн Гёте. // Слабые драматические писатели делают хорошо, избирая сюжетом судьбы сильных исторических личностей. Карл Берне. // Два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц. Виктор Гюго. // Театр так бесконечно восхитителен потому, что в нём столь многое зависит от случая. В этом театр очень похож на жизнь. Количество факторов, определяющих успех, не сможет подсчитать никакой компьютер… подходящее время года для данной пьесы, подходящий исторический момент, подходящая тональность. Артур Миллер. // Беллетристика – покойное и святое дело. Повествовательная форма – это законная жена, а драматическое – эффектная, шумная, наглая и утомительная любовница. Антон Чехов.