Хазарус. От Ладога до Ляхи

Олег Данкир
Ладога!!
    Озеро.
    До сих пор, считает М.И. Артамонов, остается точно не установленным, где и каким образом формируется та общеславянская культура, с которой славяне в VI-VII вв, расселяются на север вплоть до Ладоги, а на юг — до Адриатического моря, но которая не проникает на юго-восток, в степи, где господствовали кочевники.
    Только с подчинением хазарам земледельческие славянские племена получили возможность занять лесостепную полосу Украины, куда их издавна манили тучные чернозёмы, и где для их сельского хозяйства в целом открывались особенно благоприятные возможности при безопасности от грабительских нападений степняков.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лазика!!
    Труд Агафия, продолжателя Прокопия, «О царствовании Юстиниана» охватывает всего 7 лет, с 552 по 558 г., но в нем много места отведено войне в Лазике, в связи с чем даётся ряд сведений о народах Кавказа и Северного Причерноморья.
    Смерть Аттилы освободила Византию от страшной угрозы на западе и развязала ей руки на восточной границе.
    До этого империя принимала все меры для того, чтобы не оказаться между двух огней и всеми средствами поддерживала мир с Ираном.
    Теперь она активизировалась в Закавказье и первым делом захватила в 456 г. Лазику, а в 466 г. натравила на персов сарагур.
    Прокопий по поводу участия савир в войне Византии с Ираном из-за Лазики (550-556 гг) говорит, что Царь лазов Губац, узнав о намерении Хосроя заселить Колхиду персидскими колонистами для того, чтобы, во-первых, превратить ее в плацдарм для войны с Византией и, во-вторых, в оплот против кавказских варваров, просил помощи у Византии и заключил союз с уцелевшими в центральной части Северного Кавказа аланами и савирами.
    За триста фунтов золота они согласились не только защищать вместе с лазами Колхиду, но и опустошить Иверию, находившуюся во власти Ирана и служившую нерсам базою для вторжения в Лазику.
    Эти деньги Губац обещал аланам и савирам от имени Византии, но с выплатой их вышла задержка, вследствие чего аланы перешли на сторону персов, и в армии последних оказалось также 2 тысяч союзных савир.
    Когда, наконец, Юстиниан прислал деньги для савир, то за получением их к византийскому войску, осаждавшему город Петру в Лазике, прибыли три савирских вождя с небольшими отрядами.
    Видя безуспешные попытки греков установить стенобитные машины, они показали им, как следует делать лёгкие переносные тараны, с помощью которых римляне и ворвались в город.
    Об определённом воинском порядке у савир свидетельствует эпизод с неудачным ночным нападением на их лагерь во время войны в Лазике.
    Прокопий пишет, что временный лагерь савир в лесу, состоявший из шалашей, оказался тем не менее окруженным крепким частоколом.
    В войне из-за Лазики 550-556 гг. союзниками то Ирана, то Византии выступают савиры, хазары в это время византийскими источниками не упоминаются.
    Только Моисей Каланкатуйский приписывает вторжение 552 г. в Албанию хазарам.
    В 530 г. гепид Мунд, перешедший на службу Византии и назначенный военачальником Иллирика, разбил болгар, появившихся в этой провинции.
    Захваченных им пленных болгар показывали в Константинополе на ипподроме, а затем отослали в византийское войско в Армению и Лазику.
    По данным Прокопия в 541 г. персы овладели черноморским побережьем Кавказа.
    Чтобы сохранить свое влияние на Кавказе, Византин поспешила захватить Абазгию, находившуюся севернее Лазики и до этого состоявшую в подчинении у лазов.
    Абазгн были крещены; старая крепость Севастополь (Сухуми) заново отстроена.
    Тогда же Юстиниан воздвиг и храм Успения в Питиунте.
    Тем не менее в 550 г. абазги отложились от империи, не выдержав притеснений и налогов.
    Под 554 г. Агафий упоминает крепость Оногурис в Лазике.
    Через аланского вождя Сарозия авары завязали сношения с начальником византийского войска в Лазике и, получив разрешение императора, в 558 г. отправили свое первое посольство в Константинополь.
    Вождь западных алан Сарозий во второй половине VI в. не только связал авар с Византией, но и оказывал ценное содействие византийским посольствам к тюркютам.
    Именно он предупредил Земарха о персидской засаде, поджидавшей его в Лазике, и направил посольство другой дорогой, в Апсилию.
    Он же на стороне армян принимал участие в их борьбе с персами.
    Разгромив Албанию, тюркюты в 626 г. направились в Иверию и осадили город Тбилиси, куда явился и византийский император со своим войском.
    Перед этим он, ожидая союзников, находится в Лазике.
    Именно в это время под Тбилиси произошла встреча Ираклия с ябгу-каганом, о которой рассказывают византийские писатели.
    авар с Византией, но и оказывал ценное содействие византийским посольствам к тюркютам.
    Опасаясь, с одной стороны, императора и, с другой, абхазов, Лев (впоследствии император Лев Исавр) несколько лет провёл у алан, пока, наконец, обстоятельства не сложились так, что он смог вернуться в империю.
    Около 706 г. с отрядом в 50 человек он двинулся на соединение с 200 византийскими воинами, отбившимися от отступившей византийской армии, сражавшейся в Лазике, и забравшимися в горы в надежде пробиться в дружественную Аланию.
    Возглавив этот отряд, Лев сумел хитростью захватить подвластную арабам крепость в горном проходе (Цебельда — Сухуми) и выйти в Апсилию.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лазорь Саковский!!
    Воевода или посадник заднепровского центра Саков, где компактно проживало население, преимущественно тюркского происхождения.
    Неоднократно упоминается в истории Киевского княжества.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лазы!!
    Колхи.
    У Захария Ритора есть рассказ о войне Византии с Ираном из-за Лазики в 550-556 гг. Царь лазов Губад, узнав о намерении Хосроя заселить Колхиду персидскими колонистами для того, чтобы, во-первых, превратить ее в плацдарм для войны с Византией и, во-вторых, в оплот против кавказских варваров, просил помощи у Византии и заключил союз с уцелевшими в центральной части Северного Кавказа аланами и савирами.
    В 541 г. персы овладели черноморским побережьем Кавказа.
    Чтобы сохранить свое влияние на Кавказе, Византин поспешила захватить Абазгию, находившуюся севернее Лазики и до этого состоявшую в подчинении у лазов.
    Абазгн были крещены; старая крепость Севастополь (Сухуми) заново отстроена.
    Укрепившись к 576 г. на Северном Кавказе и захватив Боспор, тюркюты, продолжая войну с Византией, пытались проникнуть в ее закавказские владения.
    Так как проходы через горы находились в руках Ирана, с которым у тюркютов был мир, они двинулись вдоль Черноморского побережья.
    По словам Феофилакта Симокатты, «каган предал острию меча народ колх (лазов, живших в устье Риона)...
    В ту минуту, когда победа уже, по-видимому, улыбалась кагану, среди тюрок разразилась гражданская война».
    В 625 г. персы собрали большие силы, но и Ираклий получил подкрепление от иверов, лазов и абхазов.
    Очутившись во вражеском кольце, Ираклий сумел, однако, прорваться и через Сюнию вышел в район озера Ван, а оттуда, преследуемый персами, вернулся в Малую Азию, где в Понте и провел зиму 625-626 г.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лакз!!
    Царство.
    Варнис у Ибн ал-Асира.
    Арабские писатели, по данным Караулова, насчитывали в горном Кавказе 72 племени со своими языками или несходными с другими наречиями.
    Только в восточной части Кавказа они указывают одиннадцать «царей гор» или «царей горы Кабх», владеющих следующими княжествами: Сериром, Маскатом, Филаном, Лакзом, Шабираном, Хамзином, Мираном, Табарсараном (расположен ближе всех к Дербенту, между областью последнего и Лакзом), Туманом, Зирикирином, Синданом или Мазданом.
    Севернее всех из них лежал Серир.
    Маскат с северной своей стороны граничит тоже к областью Дербента, на юге доходит до стены Сур ат-Тин, называемой Бар-маки, с востока примыкает к морю, а со стороны гор к стране лакзов.
    Страна Лакз лежала по реке Саму-ру, а название «лакз» сохранилось в общем наименовании южнодагсстанских племен — лезги (Артамонов).
    У арабских писателей находятся ещё некоторые сведения о царствах Лакз и Зирикиран.
    Лакзы многочисленное, храброе племя, живущее в горах, где у них имеются поселения и поля.
    Среди них различаются четыре класса: первый привилегированный, которым управляют цари, или скорее из которых выходят их цари, называется «хамашира», следующий за ним «мишак», а потом «ал-акра» и «меган».
    По догадке Де Гуе, последние два означают земледельцев и ремесленников; если это так, то второй можно было бы признать воинами-дворянами, а первый князьями.
    В 739/40 г. Мерван попытался подчинить лакзов и осадил их крепость.
    Согласно Балазури, царь последних отправился за помощью к хазарам, по другим данным, по прошествии года царь лакзов Опас бежал из замка с большей частью сво их воинов.
    Это сообщение подкрепляет рассказ Ибн ал-Асира под 736/7 г.; только вместо Опаса здесь фигурирует Варнис, а страна его названа землей Варниса.
    Однако, полагает М.И. Артамонов, можно не сомневаться, что в этом сообщении речь идёт о завоевании лакзов и Варнис тожественен с Опасом.
    Агапий, говорит, что в 762/3 г. хазары разбили арабское войско, которым командовал Муса ибн К'аб, причем погибли многие сподвижники последнего.
    Имеются сведения, что хазары тогда же овладели областями Хамзин, Лакз и Алан, по-видимому ещё со времени завоевания их Мерваном находившиеся в руках арабов.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лакзы!!
    Лезгины.
    Лакзы упоминаются в письме царя Иосифа, а также у Балазури в легенде о царе лакзов Опасе.
    Мерван расселили в 737 г. некоторое количество пленённых им хазар в низинах земель лакзов.
    В среднем течении реки Самур до сих пор есть селение Хазри (на современной карте есть в указанном месте селение под названием Хазра) - Khazri (Khazari).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ламентационная историография!!
    Политическую (не путать с религиозной!) иудейскую историю писали в XIX–XXвв.
    гонимые и преследуемые евреи (давшие начало школе так называемой «ламентационной» историографии, представлявшей еврейскую историю, как цепь беспрерывных погромов).
    Лишь недавно, в связи с тем, что беспрестанно воюющему израильскому обществу понадобились не менее воинственные (и победоносные!) единоверцы, на Хазарию начали обращать внимание.
    (Ильинский)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ламискон!!
    Король лангобардов.
    Как рассказывает лангобардский историк Павел Диакон, в начале 5 века болгары неожиданно напали на лангобардов и убили их короля Агельмунда.
    Его наледник Ламискон хотел отомстить болгарам, но его воины в стычке с болгарами не выдержали их напора и бежали.
    Впоследствии этот племенной союз и стал основой хазарского каганата.
    Может быть именно эта победа над Ламисконом и открыла летопись побед Хазарии.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лангобарды!!
    Первое появление болгар на исторической арене, если не считать недостоверного упоминания в одном хронографе 354 г.(Mommsen Th) и анахронистического сообщения о них армянского историка Моисея Хоренского s связи с событиями II в. до н.э., относится к началу V в., когда жил первый из известных по имени лангобардских королей.
    Из латинских авторов второй половины VI в. болгар знает только Павел Диакон, сообщающий, между прочим, что лангобардский король Альбоин в 569 г. привел с собой в Италию из Паннонии вместе с другими народами и болгар.
    По рассказу лангобардского историка Павла Диакона, болгары неожиданно напали на лангобардов, убили их короля Агельмунда и взяли в плен его единственную дочь.
    Наследник Агельмунда Ламискон хотел отомстить врагам, но при первой же встрече с болгарами лангобарды бежали.
    В то время, к которому относятся описанные события, гунны ещё только утверждались в Паннонии.
    Болгары, если только упоминание их и в данном случае не является вполне возможным анахронизмом, могли оказаться на границе с лангобардами только в составе гуннской орды.
    В 551 г. гепиды, по данным Прокопия, обратились за помощью против лангобардов к кутригурам, которые к тому времени стали во главе причерноморских гуннов, ранее выступавших под именами гуннов и болгар.
    Те немедленно направили в Паннонию 12 тысяч человек во главе с Хиниалоном — «человеком исключительно хорошо знающим военное дело».
    Так как кутригуры явились к своим союзникам ещё до истечения срока перемирия, заключенного ими с лангобардами, то гепиды решили использовать своих воинственных друзей против Византии и переправили их через Дунай.
    Кутригуры немедленно начали грабить и опустошать византийские области.
    В 565 г. Юстин II сразу же после своего воцарения вовсе прекратил выплату даров аварам (Пигулевская).
    Но авары, соединившись с кутригурами, представляли уже серьезную силу: в 565 г. они проникли в Тюрингию и воевали в союзе с франкским королем Сигизбертом (Менандр), а в 567 г. в союзе с лангобардами уничтожили гепидов и таким образом приобрели, наконец, собственную территорию.
    В следующем году их союзники лангобарды ушли в Италию, и они остались полными хозяевами всей Паннонии (Менандр).
    Павел Диакон называет вместе с лангобардами, переселившимися в Италию, гепидов, сарматов и болгар.
    По сообщению Фредегара, из 9 тысяч кутритур-болгар спаслось в 631 г. от короля франков Дагоберта только 700 человек, которые во главе с князем своим Альцеком бежали сначала к славянам, а затем в Италию к лангобардам и, в конце концов, поселились там в пределах Беневентинского герцогства (Fredegarus).
    Павел Диакон замечает, что в его время (IX в.) эти болгары говорили по-латыни, но ещё помнили и свой язык.
    Таким образом, в составе паннонской Аварии находилось значительное количество болгар-кутригур, присоединившихся к аварам задолго до Кубрата, а также что часть их после междоусобной войны с аварами из-за ханской власти в 630 г. должна была выселиться из Паннонии и, в конце концов, около 667 г. нашла приют у лангобардов в Италии (Данные Фредегара (fredegarius)).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лапас!!
    Село Астраханской области.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ларисии!!
    Титул «тархан», замечает Артамонов, мог носить любой из приближенных кагана независимо от своего происхождения, тарханом мог быть и хорезмиец.
    Мог он быть и тарханом асов или арсов (рас), с которыми можно отождествить ларисиев — ал-арсиев — наемную гвардию хазарского царя, сведения о которой появляются у арабских писателей IX-X вв. Это тем более вероятно, что ларисии были среднеазиатского происхождения («поблизости от Хорезма»).
    Но ларисии не были мусульманами, выговорившими себе на службе у хазар право не сражаться с единоверцами — мусульманами.
    Мало вероятным поэтому является участие предводителя этой гвардии в войне с арабами в Закавказье.
    Отсюда следует, что асы, во главе которых стоял Астархан, были не ларисии, к тому же в VIII в. совершенно не известные, а представляли собой тех асиев — асов-ясов, которые упоминаются в письме константинопольского еврея (Кембриджский аноним) и которые, судя по данным русской летописи, жили на Донце.
    Состав царского войска был разноплеменный; были в нем и русы, но главным образом оно состояло из тюрок-мусульман, по данным Масуди, переселившихся в Хазарию из местности, соседней с Хорезмом, вследствие войны и чумы.
    В Хазарии они были известны под именем ар-сии (ларисии — ал-арсии).
    Это сильный и храбрый народ, — добавляет тот же автор, — хазарский царь полагается на них в своих войнах.
    Вестберг (К анализу) исправляет «ларисии» на «карисии» и отождествляет их с «калисами» венгерских источников.
    Печенегов хазары держали в постоянном страх перед гузами, а мусульманским отрядом лариссиев устрашали возвышающуюся с каждым годом Русь и христианизирующуюся Аланиею.
    В 913 г., по сведениям Масуди, на обратном пути из Каспийского моря они остановились у Итиля и послали кагану часть награбленного добра, однако мусульманская гвардия ларисиев потребовала у кагана разрешения расправиться с русами, пролившми кровь мусульман.
    Каган разрешил, но предупредил русов. Три дня шло сражение, и русы были разбиты.
    После этого русы на несколько десятилетий прекратили нападения на мусульманские страны, опасаясь аналогичного предательства.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ларсии!!
    По данным М.И. Артамонова, гарнизон Саркела состоял не из хазар или болгар, а из находившегося на службе у хазарского царя какого-то тюркского племени, но этнографическим признакам близкого к гузам или печенегам.
    Этим гарнизоном не могли быть ларсии или арсии (ал-арсии), по данным арабских писателей, составлявшие основной контингент постоянного наемного войска хазарского царя в X в. Ал-арсии были выходцами из Средней Азии и исповедовали ислам.
    Соответственно с последним их погребения должны были отличаться мусульманской обрядностью и, прежде всего, положением покойника лицом к Мекке.
    Ничего подобного в могильнике гарнизона Саркела не наблюдается.
    Следовательно, он состоял не из арсиев, позже появившихся в гвардии хазарского царя, едва ли к тому же исполнявших гарнизонную службу.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лбиния!!
    Юго-восточная часть горного Кавказа.
    В 628 г. шад тюркютский хвастался католикосу Виро, когда тот пришёл к нему с поукорностью в палатку близ крепости Чараберда, что его отец получил в вечное владение три страны: Албанию, Чора и Лбинию.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лбины!!
    Лепники.
    По данным «Истории Егише», в 451 г. марзбан Армении Васак Сюни, перешедший на сторону персов, щедрыми дарами и угрозами привлек на свою сторону «иберов, липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, в всю неприступную страну гор».
    Из перечисленных здесь племен, кроме уже упомянутых липнов или лбинов, чилбы (античные сильвы) жили в верховьях Андийского Койсу.
    Местоположение остальных, по-видимому, мелких горских племен, неизвестно, но они не могли находиться дальше Южного горного Дагестана (Тревер).
    Ослабленные изменою Васака Сюни, восставшие армяне, хотя и выдержали кровопролитное Аварайское сражение с персами 26 мая 451 г., в дальнейшем могли вести только партизанскую войну.
    Обещавшие помощь гунны к этому сражению опоздали; только в 452 г. они прорвались через стены и опустошили Северную Персию.
    И в дальнейшем гунны продолжали набеги, простиравшиеся иногда до границ Византии (История Егише).
    Ирану пришлось пойти на уступки армянам и даже привлечь к ответственности Васака Сюни, которого, между прочим, обвиняли в тайных связях с князем гуннов Ераном.
    Иранские войска вновь овладели укреплениями я областями, опустошёнными гуннами.
    В известии об этом Елише перечисляет следующие области: алан (албан?), лепники (лбинов), джегбов, еджматаков, таварспаров и хибиованов.
    «Больше всего, — добавляет он, — шахан-шах горевал о разорении укреплений, которые персы с большим трудом построили на границе области гуннов».
    В 628 г. шад обещал Виро прекратить опустошение страны, перенести набеги на соседние страны и из добычи в них возместить потери Албании людьми и скотом, «ибо, закончил свою речь шад, — получил отец мой три эти страны — Албанию, Чора и Лбинию в вечное владение». (Чора -Дербент, Лбиния — юго-восточная часть горного Кавказа).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лебедия!!
    Леведия.
    Возможно отождествление с Ателькузу (М.И. Артамонов).
    Леведия, местность, занятая венграми и упомянутая в трактате Константина Порфирородного в начле 9 века.
    Правильно, скорее всего, Леведия.
    Лебедия появилась в связи с попыткой связать эту стану с какой-то птицей или травой - лебедой.
    Ни в области салтовской культуры между Донцом и Доном, ни где-либо в другой части лесостепи мадьяры не останавливались, и поиски в северном пограничье Причерноморских степей пресловутой «Лебедии» пока, по мнению Артамонова, безнадежны.
    Если исключить безрезультатные поиски «Лебедии» в лесостепи или даже в лесной полосе Восточной Европы, то путь мадьяр от Дона к Днепру можно представлять себе только по Причерноморской степи далеко в стороне от Киева.
    Согласно предположениям г. Вернадского, саварты были норманнами, которые, явившись в область верхнего Донца («Лебедию»), вытеснили оттуда мадьяр.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лебедянь!!
    Леведия.
    Другим названием занятой мадьярами территории в целом или только в части было Леведия — по имени мадьярского вождя или воеводы Леведия.
    Поиски Леведии где-то в другом месте, да ещё с помощью топонимических обозначений с основою «лебедь», в роде пресловутой Лебедяни, не могут, считает Артамонов, привести к положительным результатам уже по одному тому, что имя венгерского воеводы не имеет ничего общего с названием птицы, а тем более травы — лебеды, так как должно произноситься Левед, с «в», а не с «б» (Г. Ласкин).
    Венгерское предание возводит происхождение этого народа к предку Элёд, имя которого связано с венгерским корнем «лел», «лелек», «леве» — душа, дышать, жить, быть, существовать.
    Вполне возможно, что и имя Леведий возникло на той же основе.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев I!!
    Император.
    "Ультизуры и вуругунды считались могущественными и были знамениты до времени императора Льва-1 и живших в то время римлян. Мы, живущие ныне, их не знаем и, думаю, никогда не узнаем, или потому, что они, может быть, погибли, или же переселились в отдалённейшие местности". (Агафий) в изложении Иордана.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев II!!
    Царь абхазский.
    Правитель Абхазии около 780 года.
    Сам он был сыном дочери хазарского кагана и племянник византийского императора Льва Хазара, в свою очередь бывшего сыном хазарской царевны.
    Так что, Лев-2 был связан родственными отношениями и с Византией, и с Хазарией.
    Номинально Абхазия находилась в зависимости от Византии, но, опираясь на хазар, вела независимую политику и вскоре после событий 787 года объявила себя независимой.
    В 776 г. эрисмтавар или князь Картли Нерсе был освобождён их Багдадской тюрьмы халифом Махди (775-785), видимо из политических соображений, укрыл свою семью в Абхазии у Льва-2 и в сопровождении 300 всадников бежал через Дарьял к хазарскому кагану.
    Видимо, он опасался репрессий со стороны арабов, против которых он не прекращал своей деятельности.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев III Исавр!!
    717-740.
    Византийский император.
    Иудаизация хазар пришлась на время его правления.
    В начале своей карьеры был протоспафарием, когда с целью укрепления влияния Византии на алан и для подкупа царя алан Итаксиса и других аланских вождей был направлен на Кавказ.
    Ему удалось организовать вторжение алан в Абасгию (Абхазия), но вследствие вероломства тогдашнего императора Юстиниана II (705-711) он попал в трудное положение, не сумев выплатить аланам обещанное вознаграждение.
    Абхазы потребовали его выдачи, предложив аланам большой выкуп, но когда послы со скованным протоспафарием возвращалась домой, группа преданных Льву алан, напала на послов, освободили пленника и укрыла его в надёжном месте.
    Опасаясь императора и Абасгов, Лев провёл несколько лет у алан.
    С отрядом в 50 воинов он соединился с 200 византийских солдат, отбившимися от отступавшей византийской армии, сражавшейся в Лазике, и стремившийся пробиться в дружественную Аланию.
    С этим отрядом он захватил подвластную арабскую крепость в горном проходе (Цебельда - Сухуми) и вышел в Апсилию.
    Аланы в то время участвовали в военных операциях как хазар, так Византии, но видимо только за хорошее вознаграждение.
    Всё-таки, исходя из соображений защиты собственной территории, граничащей с хазарскими землями (некоторые земли у них были в совместном владении), аланы чаще выступали вместе с хазарами, что позволило причислить их некоторыми писателями и летописцами к хазарскому каганату.
    Лев Исавр, уже как император, с целью закрепления союза с хазарами в борьбе с арабами, в 732 году женил своего сына Константина на сестре кагана.
    Девушку звали Чичак, что означало цветок.
    В крещении она известна как императрица Ирина, а её сын Лев, царствовавший в 775-780 гг., получил прозвище Лев IV Хазар.
    Лев-3 Исавр в начале 8 века (723) продолжил с ещё большей строгостью преследования евреев в Византии, начатые ещё Ираклием в двадцатые годы 7 века.
    Эти преследования усилили еврейский элемент в Хазарии.
    Коковцев считает временем обращения хазар в иудейство связанным со временем отправления хазарами послов к греческому царю Льву-3 Исавру с приглашением прислать своих представителей для участия в религиозном диспуте.
    В 733 году по современному летоисчислению (но не в вышеупомянутом хазарском) император Лев III Исаврийский, иконоборец, женил своего сына Константина на дочери хазарского кагана Ирине.
    Этот брак дал впоследствии греческого императора Льва IV Хазара (775-780).
    В то же самое время императора Льва III попросили послать ко двору хазарского кагана миссионеров, которые разъяснили бы, в чём заключается христианская вера.
    Иконоборческая политика, связанная с секуляризацией церковного имущества и борьбой с монашеством, проводившаяся первыми императорами из Дома Исавров, оттолкнула от Византии ряд христианских областей, где влияние церкви и монашества было особенно велико.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев IV Хазар!!
    Император.
    Умер в 780 г. Император Лев Исавр в 732 году женил своего сына Константина на сестре кагана. Девушку звали Чичак, что означало цветок. В крещении она известна как императрица Ирина, а её сын Лев, царствовавший в 775-780 гг., получил прозвище Лев Хазар. Позже её хазарским именем называлась парадная одежда (чичакион), видимо введённая царевной в обиход византийского двора.
    Правителем Абхазии около 787 г. был Лев-2, сын дочери хазарского кагана и племянник византийского императора Льва Хазара.
    В 787 году Абхазия объявила о своей независимости.
    После смерти Льва Хазара в 780 г. постановлениями Никейского собора 787 г. было закреплено торжество иконопочитателей.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев VI Мудрый (Философ)!!
    Император (866-911).
    В 890 г. вспыхнула война между Византией и дунайскими болгарами.
    В византийском войске были отряды хазар, присланные в качестве союзников из Хазарии по морю.
    Разгромив византийские войска, болгары с особой жестокостью обошлись с пленными хазарами: они отрезали им носы и втаком виде отправили их в Византию.
    Не надеясь справиться с болгарами своими силами, император Лев-6 в 894 г. отправил посольство к мадьярам, вожди которых Арпад и Курсан обещали ему содействие.
    Те, переправившись на правый берег Дуная, опустошили страну, грабя и убивая её население.
    Вышедший им навстречу болгарский царь Симеон (с 893), но был разбит.
    В тот год мадьяры дошли до самой столицы болгар Преславы и захватили громадную добычу и множество пленных, которых потом продали грекам.
    Как можно заключить из Кстава, приписываемого Льву Философу, Алания повышается в ранг митрополии, занимая 62 место, непосредственно вслед за новокрещённой Русью.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев Алиат!!
    Стратиг.
    Согласно херсонской надписи Лев Алиат был стратигом в 1059 г. Херсона и Сугдеи, но не Боспора. Это означает, что в Херсоне хазары уже не властвовали.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев Математик!!
    Преподавал Кириллу Гомера, геометрию, арифметику, астрономию музыку.
    Был иконоборцем и родственником царьградского патриарха-иконоборца Иована Грамматика.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Леведий!!
    Мадьярский воевода.
    По имени мадьярского вождя или воеводы Леведия названа и страна леведия, населённая в начале 9 века мадьярами.
    Венгерское предание возводит происхождение этого народа к предку Элёд, имя которого связано с венгерским корнем "лел", "лелек", "леве" - душа, дышать, жить, быть, существовать.
    Вполне возможно, что и имя Леведий возникло на той же основе.
    Константин Багрянородный рассказывает, что через некоторое время после поселения мадьяр в Ателькузу (Леведия по М.И. Артамонову) хазарский царь вызвал к себе главного воеводу мадьярского Леведия, причём, вероятно, потому, что путь через степь был преграждён врагами, послал за ним суда для проезда по Чёрному морю.
    Опасными врагами Леведия на сухопутной дороге из Ателькузу в Хазарию могли бы быть присоединившиеся к мадьярам кабары, продолжавшие питать враждебные чувства к хазарскому правительству и опасавшиеся сближения с ними мадьяр.
    В то время мадьяры состояли из семи племён или родов ("угры" означает семь углов, мадьяры - это одно из названий венгров-угров), управлявшихся своими вождями - воеводами. Главного из них звали Леведий.
    Хазарский царь женил его на хазарке знатного происхождения, после чего, по словам Константина Багрянородного, мадьяры стали союзниками хазар и участвовали во всех их войнах.
    Должно быть это случилось около середины 9 века, если е раньше, так как около 860 года, по свидетельству Жития Константина (Кирилла), венгерский вспомогательный отряд участвовал вместе с хазарами в усмирении какого-то непокорного города в Крыму.
    Этот отряд был встречен Константином Философом на пути к хазарам.
    Единственными возможными врагами мадьяр и хазар в степях Причерноморья оставались в это время печенеги, кабары, скорее всего были подвластным племенем у венгров, поскольку по свидетельству Константина Багрянородного шли всегда в бой впереди, что было в обычаях того времени у гуннов, авр и уйгур, когда они имели обыкновение отправляли пердсобой в бой отряды из подвластных племён.
    Константин Багрянородный относил этот факт к храбрости кабар, что тоже имело место быть, но скорее, по-неволе.
    Таким образом, визит Леведия в Хазарию состоялся в 890 г. В 889 г. печенеги прорвались в причерноморье из-за Волги.
    Видимо, главной темой переговоров между хазарским царём и Леведией могла быть только совместная борьба с этими вклинившимися между хазарами и мадьярами опасными врагами.
    Когда Леведий прибыл в Хазарию, царь предложил провозгласить его князем мадьяр с тем, однако, условием, что он будет находиться в полном подчинении у хазар.
    Главную цель, которую преследовали хазары в интерсах борьбы с печенегами, было сплочение мадьяр под властью одного наследственного вождя, находящегося в вассальной зависимости от них.
    Именно для этого они хотели присвоить ему высокий сан и облечь полномочиями от лица хазарского кагана.
    Не имевший детей старик Леведий отказался от предложенной ему чести и вместо себя указал в качестве возможных кандидатов на второго после него мадьярского воеводу Алмуция или его сына Арпада.
    Хазарское посольство, прибывшее к мадьярам, поставило этот вопрос на обсуждение самих мадьяр.
    Было решено назначить князя Арпада, который по обычаяям, вероятно заимствованным из Византии, был поднят на щит и провозглашён мадьярским князем.
    Новый порядок не успел утвердиться и принести желаемых результатов, поскольку через пять лет мадьяры были разгромлены болгарами и печенегами и вынуждены были удалиться в Паннонию, где свяь их с хазарами прервалась.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Леведия!!
    Лебедия, Левидия (очень редко).
    По словам Константина Багрянородного, народ турков (венгров, мадьяр) в старину жил в степях Причерноморья вблизи Хазарии, в местности, называемой Леведией, где пробыли всего три года.
    Под давлением печенегов венгры отошли в страну Ателькузу (междуречье). Это между Днепром и Серетом.
    В Северном Причерноморье по приданиям находилась таинственная страна Леведия, обнаружить которую археологи не могут по сию пору.
    Как полагает М.И. Артамонов, Константин Багрянородный в своем рассказе о мадьярах приводит два разных сообщения об одном и том же событии, используя информацию, идущей из разных источников.
    Местом действия обоих сообщений является одна и та же область, но в одном случае названная Леведией, а в другом — Ателькузу.
    Что это так, вытекает из наименования реки, находившейся в Леведии — Хингулос, которое легко отождествляется с именем правого притока низового Днепра — Ингулом.
    В общем это та же область, в которой находились реки (Днепр), Куву (Буг), Трулл (Днестр), Врут (Прут) и Серет и которая называлась Ателькузу.
    В соответствии с исследованием М.И. Артамонова, в древнейшей венгерской хронике страна венгров называется Дентумогер (Magyar Anonimus).
    В дигорском диалекте осетинского языка форма родительного падежа doenti почти полностью совпадает с венгерским dentu.
    Исходя из этого, «Дентумогер» может значить «речные мадьяры» или «мадьяры междуречья».
    Иначе говоря, Дентумогер — то же самое, что и Ателькузу, только на разных языках.
    Названием занятой мадьярами территории в целом или только в части было Леведия — по имени мадьярского вождя или воеводы Леведия.
    Поиски Леведии где-то в другом месте, да ещё с помощью топонимических обозначений с основою «лебедь», вроде пресловутой Лебедяни, не могут привести к положительным результатам уже по одному тому, что имя венгерского воеводы не имеет ничего общего с названием птицы, а тем более травы — лебеды, так как должно произноситься Левед, с «в», а не с «б».
    Венгерское предание возводит происхождение этого народа к предку Элёд, имя которого связано с венгерским корнем «лел», «лелек», «леве» — душа, дышать, жить, быть, существовать.
    Вполне возможно, что и имя Леведий возникло на той же основе.
    Если три года пребывания мадьяр в Леведии, указанные Константином Багрянородным, считать за время нахождения их в непосредственном соседстве с Хазарией, то приведенная цифра не нуждается в исправлении ни на 30, ни на 33, тем более на 203, 300 или 303, как полагают некоторые исследователи, считавшие мадьяр древними обитателями Причерноморья.
    Это были годы, в течение которых мадьяры находились в Хазарии, принимали участие в раздиравшей ее гражданской войне и притом, вероятно, не в начале ее, а в конце, в 20-х гг. IX в., примерно в то время, которым датирует их появление Бюри — 822-826 г. У Константина Багрянородного имеется загадочное указание о том, что мадьяры в Леведии назывались саварти-асфалами (крепкими савартами).
    Когда под натиском разбитых хазарами печенегов (кангар) мадьяры вынуждены были оставить эту страну, то одна часть их двинулась дальше на запад в Ателькузу, а другая направилась на восток и поселилась в Персии, где ещё во времена Константина сохраняла свое название саварти-асфалами и поддерживала связь с мадьярами, находившимися уже в нынешней Венгрии.
    Сиявардиев отождествляют с савартиасфалами — мадьярами, часть которых, согласно Константину Багрянородному, переселилась в Персию после неудачной войны с печенегами, когда основная масса мадьяр ушла на запад — в Леведию.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Левидия!!
    Леведия, Лебедия.
    Возможно отождествление с Ателькузу (М.И. Артамонов).
    Левидия - очень редкое название страны Леведия, которую населяли мадьяры в начале 9 века.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Левит!!
    В 1140 году Левит Еврейский, Равви Иегуда, писал похвальное слово Монарху хазаров, своему единоверцу.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Левобережное Цимлянское городише!!
    Саркел у Артамонова.
    Проведенные на Нижнем Дону разведки убедили М.И. Артамонова в необходимости раскопок почти уже стертого с лица земли многочисленными казачьими грабительскими карьерами Левобережного Цимлянского городища.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Левобережье днепровское!!
    В Пастырском городище наряду с наземными сооружениями открыты типичные славянские землянки с печами-каменками и найдена типичная раннее слвянская керамика.
    Весьма вероятно, что славяне составляли часть населения этого поселения VI-VII вв., но их не осталось здесь после его гибели, так же, как и носителей характерной для Пастырского городища культуры.
    Элементы этой культуры в славянской среде в VIII-IX вв. представлены на средне-днепровском левобережье так называемой волынцевской культурой (Брайчевский).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Левобережье!!
    В.В. Мавродин полагает, что поход Ярослава на ясов в 1029 г., о чем сообщает Никоновская летопись, был ответным мероприятием Руси с целью возвращения этого княжества.
    Однако и этот поход и самое завоевание касогами Тмуторокани, по мнению М.И. Артамонова, маловероятны.
    Тмуторокань входила в состав владений Мстислава, который был достаточно могущественным, чтобы не допустить в них ни касогов, ни тем более Ярослава, хотя и находился в это время в дружественных отношениях с последним.
    Только после смерти Мстислава в 1036 г. власть Ярослава распространилась на Левобережье, а вместе с тем и на Тмуторокань
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лев-Хазар!!
    Император Лев-3 Исавр в 732 году женил своего сына Константина на сестре кагана.
    Девушку звали Чичак, что означало цветок.
    В крещении она известна как императрица Ирина, а её сын Лев-4 царствовавший в 775-780 гг., получил прозвище Лев Хазар.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лежанки жилища Маяцкого городища!!
    Они были материковые — в виде останцовых выступов вдоль одной из стен, а чаще деревянные "нары", опиравшиеся на столбы. Последние были более выгодны, поскольку под ними оставалось довольно значительное пространство, которое можно было использовать в качестве пристенных сундуков или шкафов. (Винников, Плетнёва)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лезги!!
    Лезгины.
    М.И. Артамонов размещает страну Лакз, упомянутую в письме царя Иосифа, по реке Саму-ру, а название «лакз», полагает он, сохранилось в общем наименовании южнодагестанских племен — лезги.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лезгин!!
    Страна лезгин.
    Страна лезгин имела своего правителя (малика), упоминаемого источниками, но он выглядит относительно самостоятельным.
    Согласно ал-Куфи, этот правитель признал власть арабов в 643/644 г., но позже, во времена наместничества Джарраха, сотрудничал с хазарами.
    Мервану же пришлось вести войну с царем лакзов Арбисом ибн Басбасом, и в течение года арабы совершили набеги на область последнего.
    Арбис был убит, и только после этого его подданные покорились Мервану.
    В Х в. царство ал-Лакз являлось "оплотом Ширвана", однако его маликам подчинялись не все лезгины.
    (Новосельцев)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лезгинская дорога!!
    В грузинской летописи рассказывается, что хазарский каган влюбился в прекрасную Шушану, младшую сестру эрисмтавара Картли Иоане.
    Хазарский каган обратился к нему с предложением выдать сестру за него замуж, обещая взамен свое содействие в борьбе за независимость Картли от арабов.
    Получив отказ, каган послал полководца Блучана (в армянской версии Булджана) против Картли.
    Тот вторгся в Закавказье Лезгинской дорогой, взял резиденцию эрисмтавара, где захватил не только Шушану, но и ее брата Джуаншера, затем разрушил Тбилиси, где находился арабский гарнизон во главе с эмиром, и опустошил Картли.
    На обратном пути через Дарьяльское ущелье пленной принцессе удалось покончить с собой, приняв яд, который она хранила под камнем перстня.
    Блучан доставил своему повелителю одного Джуаншера, за что каган лишил его головы.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лезгины!!
    В Дербент-Намэ.
    Лезги –у М.И. Артамонова как общее наименование южнодагестанских племён.
    Лакзы у царя Иосифа в передаче Караулова, у Балазури.
    О походе арабов в Закавказье в 721/2 г. в Дербенд-Намэ сохранилось несколько любопытных подробностей.
    Узнав о появлении Джарраха, хазары отошли к Дербенту настолько поспешно, что арабы не могли их догнать.
    Получив сведения, что вождь лезгин Сабас «переписывается» с предводителем хазар, Джаррах разгласил, что он приостанавливает движение для пополнения запасов, и разбил лагерь у р.
    Рубас вблизи Дербента.
    Об этом немедленно стало известно хазарам и они не приняли мер к обороне Дербента.
    Тогда Джаррах неожиданно для хазар ночным маршем быстро подошел к этой крепости и ещё до рассвета занял ее без сопротивления.
    Только в восточной части Кавказа, по данным Караулова, почерпнутым из письма царя Иосифа, указывают одиннадцать «царей гор» или «царей горы Кабх», владеющих следующими княжествами: Сериром, Маскатом, Филаном, Лакзом, Шабираном, Хамзином, Мираном, Табарсараном, Туманом, Зирикирином, Синданом или Мазданом.
    М.И. Артамонов размещает страну Лакз, упомянутую в письме царя Иосифа, по реке Саму-ру, а название «лакз», полагает он, сохранилось в общем наименовании южнодагестанских племен — лезги.
    У арабских писателей, по сведениям Караулова, находятся ещё некоторые сведения о царствах Лакз и Зирикиран.
    Лакзы многочисленное, храброе племя, живущее в горах, где у них имеются поселения и поля.
    Среди них различаются четыре класса: первый привилегированный, которым управляют цари, или скорее из которых выходят их цари, называется «хамашира», следующий за ним «мишак», а потом «ал-акра» и «меган».
    По догадке Де Гуе, последние два означают земледельцев и ремесленников; если это так, то второй можно было бы признать воинами-дворянами, а первый князьями.
    Табарсаран расположен ближе всех к Дербенту, между областью последнего и Лакзом.
    Маскат с северной своей стороны граничит тоже к областью Дербента, на юге доходит до стены Сур ат-Тин, называемой Бар-маки, с востока примыкает к морю, а со стороны гор к стране лакзов.
    Под 739/40 г. Табари приводит сообщение завоевании княжеств Дагестана.
    Завоевав Серир и Гимранскую страну, Мерван занялся подчинением лакзов и осадил их крепость.
    Согласно Балазури, царь последних отправился за помощью к хазарам, по другим данным, по прошествии года царь лакзов Опас бежал из замка с большей частью сво их воинов.
    Но пути он остановился отдохнуть и приказал взять овцу из находившегося поблизости стада. Молодой пастух в отместку застрелил его из лука.
    Испуганные спутники царя разбежались, а отец пастуха сообщил об этом в Дербент коменданту крепости, который, прибыв на место, отрубил голову Опаса и послал ее Мервану.
    Обрадованный Мерван, ничего не знавший о бегстве Опаса, приказал насадить эту голову на кол и показать жителям осаждённого города.
    Поражённые ужасом, те сдались и согласились доставлять в Дербент ежегодно 10 тысяч мер хлеба.
    Эту историю подкрепляет сообщение Ибн ал-Асира под 736/7 г.; только вместо Опаса здесь фигурирует Варнис, а страна его названа землей Варниса.
    Имеются сведения, что хазары около 762 г. овладели областями Хамзин, Лакз и Алан, по-видимому ещё со времени завоевания их Мерваном находившиеся в руках арабов.
    Джанишвили в своих переводах с грузинского упоминает Лезгинскую дорогу (может быть Дарьялский проход).
    В 797 г. хазарский каган, влюбившийся в Шушану, младшую сестру эрисмтавара Картли Иоанне, направил за ней воеводу.
    Тот вторгся в Закавказье Лезгинской дорогой, взял резиденцию эрисмтавара, где захватил не только Шушану, но и её брата Джуаншера, затем разрушил Тбилиси, где находился арабский гарнизон во главе с эмиром, и опустошил Картли.
    На обратном путь в Дарьлском ущелье Шушана приняла яд и умерла, а с горе полководца Блучана каган снял голову за ненадобностью. По нашему, по-русски.
    В.В. Григорьев, а за ним А.Н. Насонов полагают, что поход в Закавказье в 943/4 г. предприняли русы, утвердившиеся в Самкерце-Тмуторокани, причём в их войске были аланы и лезгины.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лендъед,!!
    Поляки.
    По-венгерски «лендъед» — поляки.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лензенины!!
    Колено печенежское Гила, по данным Константина Багрянородного, помещалось вблизи мадьяр, вероятно по Днестру, колено Харовой соседствовало с Русью, т.е. кочевало по Днепру, а колено Явдиертим — с подвластными Руси славянскими племенами: ултинами, деревленинами, лензенинами и др.
    М.И. Артамонов замечает, что ультины — уличи, деревлени ны — древляне, лензенины — ?.
    По-венгерски «лендьед» — поляки.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Леон II!!
    767-811, Царь Абхазии, сын царя Феодосия и дочери хазарского кагана.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Леонтий!!
    Император.
    Отрезал нос у свергнутого с престола императора Юстиниана-2.
    Правда, в 698 г., на место Леонтия встал Апсимар-Тиверий.
    Что тот сделал с носом Леонтия неизвестно.
    Отрезание носов известно у дунайских болгар, когда около 890 г. они так расправлялись с находившимися в армии византийцев хазарами.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лесостепная полоса!!
    Гуннское нашествие коренным образом изменило облик южной части Восточной Европы.
    В степной полосе преобладающее положение заняли тюркоязычные племена, истребившие, изгнавшие или инкорпорировавшие и ассимилировавшие ее старое ираноязычное население.
    Не менее серьезные изменения произошли и в лесостепной зоне современной Украины, где до этого обитали гето-фракийские, славянские и германские племена: они были начисто сметены пришельцами.
    Готы в это время стояли во главе большого, но разнородного и непрочного союза племён, охватывающего степи Причерноморья от Дона до Дуная и всю лесостепную полосу Украины.
    При первых же ударах со стороны гуннов этот союз распался, некоторые племена перешли на сторону врагов (например, росомоны).
    Гунны опустошили готские области и начисто уничтожили так называемую Черняховскую культуру, памятники которой распространены по всей лесостепной полосе Украины — от Карпат до Верхнего Донца, а равным образом и те очаги оседлости и земледелия, которые до этого времени существовали в северо-западном Причерноморье и на Нижнем Днепре.
    Б.А. Рыбаков замечает, что значительная часть населения с Черняховской культурой принадлежала к гетам или другим близко родственным с ними фракийским племенам; несомненно, эта культура охватывала и ту часть степного сармато-аланского населения, входившего в Готский союз, которая перешла к оседлости и обосновалась в северо-западном Причерноморье, на Нижнем Днепре и частично в лесостепной полосе на границе со степью.
    Распространялась Черняховская культура и на часть славян, исконных обитателей лесных областей, с запада и северо-запада примыкавших к лесостепной зоне и частично расселявшихся в ее границах.
    На севере и западе в VIII в. у хазар не было ни опасных врагов, ни соперников.
    Вся Причерноморская степь до Днепра, а может быть и дальше, находилась в их бесспорном владении вместе с остатками прежнего своего болгарского населения.
    Власть хазар распространялась и на прилегающую с севера к степи лесостепную полосу, которую, пользуясь затишьем, именно в это время быстро заселяли славяне.
    И.И. Ляпушкин полагает, что на основании археологических данных можно заключить, что только со времени утверждения хазар в южной части нашей страны и под их прикрытием со стороны степей славянское население расселяется из исконных своих областей в лесах Среднего Поднепровья, Волыни и Подолии, в лесостепную полосу с ее черноземными просторами.
    К VIII в. относится появление здесь так называемой роменской культуры, славянская принадлежность которой ни у кого не вызывает сомнений.
    В лесостепном Поднепровье славяне заняли область, которую летопись, по данным С.
    Гедеонова, называет «Русской землей» и отличает от остальных областей, заселенных славянами же на Верхнем Днепре, в Приладожье и по верхнему течению Оки и Волги, на которые это наименование первоначально не распространялось.
    Народ «рос» Захария Ритора не был славянским, но благодаря тому, что он жил в Поднепровье и даже, вероятно, ко времени появления славян — в лесостепной полосе среднего течения Днепра, связанное с норманнами имя «русь» быстро и прочно закрепилось именно за этой областью.
    М.И. Артамонов полагает маловероятным, что славяне разгромили народ среднеднепровской культуры.
    Освобожденную хазарами от болгар область лесостепного Поднепровья стали заселять славяне (М.Ю. Брайчевский), ещё долго потом державшиеся лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи.
    Это было время подчинения славян (полян) хазарам, которое русская летопись относит к мифическим временам — после смерти основателей Киева братьев Кия, Щека и Хорива.
    П.Н. Третьяков предполагает, что более древние славяне представлены зарубинецкой культурой, известной в Среднем Поднепровье как на правой, так и на левой стороне Днепра.
    Однако эта культура, относящаяся к последним столетиям до нашей эры и к первым векам нашей эры, в лесостепном Поднепровье и южной Белоруссии до сих пор не связывается генетически со славянской культурой и все же свойственна не столько лесостепи, сколько лесным областям Украины и южной Белоруссии.
    Культура, с которой славяне в VI-VII вв, расселяются на север вплоть до Ладоги, а на юг — до Адриатического моря, но которая не проникает на юго-восток, в степи, где господствовали кочевники.
    Только с подчинением хазарам земледельческие славянские племена получили возможность занять лесостепную полосу Украины, куда их издавна манили тучные черноземы, и где для их сельского хозяйства в целом открывались особенно благоприятные возможности при безопасности от грабительских нападений степняков.
    До IX в. никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающими к нему лесостепными областями Поднепровья у хазар не было.
    Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собою мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу.
    Аланы занимали центральную часть Северного Кавказа, асы же, вероятно, совпадают с носителями салтовской культуры, известной в лесостепной полосе между Донцом и Средним Доном, там, где русская летопись знает ясов в 1116 г. В степях и лесостепной полосе Восточной Европы открыто значительное количество кочевнических погребений IX-XIII вв.,
+++++++++++++++++++++++++++++++
Летоисчисление у хазар!!
    Реки назывались так же, как два хазарских времени года, так как хазары считали, что за период смены четырёх времён года проходит не один год, а два, притом первый год течет в одном направлении, а второй в противоположном (таким же образом, как и их главная река).
    Причём дни и времена года этих двух лет можно было перемешивать как игральные карты, так чтобы зимние дни чередовались с весенними, а летние с осенними.
    Но и это ещё было не все - один хазарский год тёк из будущего в прошлое, а другой из прошлого в будущее.
    У каждого хазара был посох, на котором он вырезал все важные события своей жизни, причём записи эти имели вид изображений животных, которые обозначали не события, а состояния и настроения.
    Могилу владельцу посоха делали в форме того животного, чьё изображение чаще всего встречалось на нем.
    Поэтому на их кладбищах могилы разделялись на группы в зависимости от того, какое животное они изображали: тигра, птицу, верблюда, рысь или рыбу, а иногда яйцо или козу.
    У хазар ночное время текло от конца к началу жизни и всё истекло.
    Они считали, что в жизни каждого человека есть узловые моменты, отрезки времени, которые можно уподобить ключам.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Леунтин!!
    Венгерский князь.
    По свидетельству Константина Багрянородного, когда Лев-4 в 894 г., не справившись с дунайскими болгарами, позвал на помощь мадьяр, князем венгров в это был Леунтин, сын Арпада, тогда как Георгий Аматрол вождями их называет Арпада и Курсана.
    Перечисляя сыновей Арпада, Константин Багрянородный вовсе не упоминает Леунтина.
    По догадке Макартни (Macartney), потому что тот не был сыном от брака с хазарской царевной и поэтому не имел права на престол.
    Возможно, Леунтин не занимал место Арпада, а был командиром венгров во время нападения их на Болгарию.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лизимах!!
    В начале третьего века до н.э. Лизимах, один из наследников Александра, предпринял кампанию против гетов, в ходе которой он пересек Дунай и двинулся в регион Днестра. Его армия, однако, была окружена гетами, которых очевидно поддерживали скифы. Лизимах был захвачен в плен (291 г. до н.э.). (Вернадский)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Липны!!
    Обитали в верховьях Алазани, к северу от Кахетии.
    По другим источникам они жили в верховьях Андийского Койсу. Но, может быть, это одно и тоже.
    По данным «Истории Егише», в 451 г. марзбан Армении Васак Сюни, перешедший на сторону персов, щедрыми дарами и угрозами привлек на свою сторону «иберов, липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, в всю неприступную страну гор» в борьбе с гуннами за контроль над "крепостью при воротах гуннов" (наверное Чор) в стене, перегораживающей проход через Кавказский хребет между владениями албанов и гуннов.
    Из перечисленных здесь племен, кроме уже упомянутых липнов или лбинов, чилбы (античные сильвы) жили в верховьях Андийского Койсу.
    Местоположение остальных, по-видимому, мелких горских племен, неизвестно, но они не могли находиться дальше Южного горного Дагестана (Тревер).
    На границе Иверии, близ города Халхала, зимовали отряды царства Албанского, марзбан был наголову разбит.
    По данным Егише, ослабленные изменою Васака Сюни, восставшие армяне, хотя и выдержали кровопролитное Аварайское сражение с персами 26 мая 451 г., в дальнейшем могли вести только партизанскую войну.
    Обещавшие помощь гунны к этому сражению опоздали; только в 452 г. они прорвались через стены и опустошили Северную Персию.
    И в дальнейшем гунны продолжали набеги, простиравшиеся иногда до границ Византии (История Егише).
    Ирану пришлось пойти на уступки армянам и даже привлечь к ответственности Васака Сюни, которого, между прочим, обвиняли в тайных связях с князем гуннов Ераном.
    Иранские войска вновь овладели укреплениями я областями, опустошёнными гуннами.
    В известии об этом Елише перечисляет следующие области: алан (албан?), лепники (лбинов), джегбов, еджматаков, таварспаров и хибиованов.
    «Больше всего, — добавляет он, — шахан-шах горевал о разорении укреплений, которые персы с большим трудом построили на границе области гуннов».
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лиса!!
    The Khazars hunted foxes, rabbits, and beavers to supply the large demand for furs. (Brook)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Листвень!!
    Местечко.
    Дружина тмутороканского князя Мстислава, выступившего в 1023 г. на завоевание отцовского наследия, состояла из касогов и хазар.
    Летопись свидетельствует, что этот князь после битвы на Листвене очень радовался, что из его войска погибли только северяне, тогда как дружина, выведенная им из Тмуторокани, осталась цела.
    Согласно летописи, Мстислав в единоборстве убил касожского князя Редедю и подчинил касогов (1022 г.).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Литва!!
    Когда каримы появились в Крыму — остается неизвестным.
    Т.С. Леви полагает, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение.
    Название караимы, первоначально означавшее принадлежность к религиозному вероучению, закрепилось за группой, исповедующей это вероучение, в качестве этнонима.
    Считается, что в конце XIV в. литовский князь Витовт вывел часть крымских караимов и поселил их в Литве.
    Наиболее крупные общины караимов образовались в Троках, Луцке и Галиче.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Литицианы!!
    Войско, собранное Аэцием на борьбу против Аттилы в 450 г. включало визиготов, аланов, армориканцев, саксов, часть франков, бургундов и каких-то литицианов, рипариев и олибрионов.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лица хазар!!
    Под хазарским лицом, пишет Павич, подразумевалась способность и особенность всех хазар, и принцессы Атех в том числе, каждый день пробуждаться как бы кем-то другим, с совершенно новым и неизвестным лицом, так что даже ближайшие родственники с трудом распознавали друг друга.
    Византийский император называл лицо Фотия типичным хазарским лицом.
    Хазары часто меняли свою религию, а известно, что религия - лицо государства.
    Путешественники отмечали, однако, что лица хазар совершенно одинаковы, что они никогда не меняются.
    Хазарское лицо означает лицо, которое трудно запомнить.
    Существует легенда о том, что существовали три принцессы Атех - одна для исламского, вторая для христианского, а третья для еврейского миссионера и толкователя снов.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лкн!!
    Город на Северном Кавказе, упомянутый в письме Иосифа.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Л-м-б-т!!
    Город в Крыму, упомянутый в письме Иосифа.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лнзенины ===!!
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ловцы снов!!
    По данным Павича, почерпнутым из народной памяти иудеев-хазар, живших или живущих среди сербов, турок из Анатолии по имени Масуди лет триста назад или около того встретил Атех, разговаривал с ней, но не узнал её.
    Он знал искусство ловца снов и обладал копией одной из арабских версий хазарской энциклопедии или словаря, но к моменту встречи с Атех ещё не прочел всех статей словаря, поэтому не узнал слово "ку", когда принцесса Атех произнесла его.
    Ловцами, или толкователями, снов были священнослужители, которые истолковывали знаки на уже упоминавшихся посохах и создавали из них словари биографий, но не такие, какие подразумевает древнее значение этого слова, как у Плутарха или Корнелия Непота.
    Это были сборники безымянных житий, составленные из мгновений просветления, когда человек становится частью тела Адама.
    Ведь каждый человек хотя бы на одно мгновение своей жизни превращается в частицу Адама.
    Если все эти мгновения собрать вместе, получится тело Адама на земле, но не в форме, а во времени.
    Потому что лишь одна часть времени освещена, проходима и доступна.
    Это часть времени, из которой состоит Адам.
    Все остальное для нас тьма, и пользуется этим остальным кто-то другой.
    Этих ловцов снов хазарский каган не любил, однако поделать с ними ничего не мог.
    Ловцы снов всегда носили с собой лист одного растения, которое возделывали в большой тайне, они называли его "ку".
    Если такой лист наложить на дыру в парусе или на рану, то они в мгновение ока затягивались сами собой.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ложь!!
    Чёрные места Книги.
    Хазарская мудрость (Павич).
    Через чёрные места Книги взгляд не проникает.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лопари!!
    Возможно это южный этнос, который, по данным Л. Гумилёва, переселился на север в 3-4 вв. после засухи 2-3 вв. в Великой степи, в Каспии и на Арале.
    Они сменили свой древний язык на финский.
    Язык, поскольку он является лишь средством общения, бесписьменные народы меняют легко.
    Передвигаться же на Кольский полуостров и в Северную Норвегию было в те века несложно.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лпины!!
    Лбины, липны, лепники
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лугии!!
    Предки славян.
    Их подъём, полагает Л. Гумилёв, начался с 1 в. н.э. Они не уступили германцам в энергии, а иногда и превосходили их.
    Их прародителем был один и тот же пассионарный толчок, обеспечивший их огромной энергией на 1,5 тыс. лет.
    За короткое время они распространились до балтийского моря, а в последующие века овладели Балканским полуостровом и добрались до Днепра, где встретились с племенем росомонов.
    Позднее восточные славяне и росомоны, они же "русь" слились в единый древнерусский этнос, нов 3-4 вв. они были только союзниками, ибо их общими врагами были готы, победившие римлян и отттргнувшие у них в 271 г. Дакию.
    Лугии бесследно сгорели на линии пассионарного толчка 2 в. вместе с находившимися на оси пассионарности квадов, бастарнов, карпов, тайфалов.
    От них остались только имена.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лугр!!
    TULAS, LUGH.R, две области (страны) хазар.
    Народ воинственный и обладает оружием в большом количестве.
    Западный Кавказ.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лук длинный составной!!
    Этот лук метал стрелы на 700 метров.
    Изобретён хуннами и тюрками.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лука Жидята!!
    Киевские евреи - не более чем славяне, принявшие иудейскую веру.
    Отсюда и Лука Жидята, обязанный своему прозвищу, скорее всего, происхождением из рода славян-иудеев, выходцев из Хазарии.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лукоморье!!
    Побережье Азовского моря.
    Луца (лука) моря.
    "… якоже преж в луце моря бьяхуся с ними крепко…" В 1170 г. лукоморские половцы были побеждены под Киевом. Их хан Тоглий бежал с поля боя.
    "А поганого Кобяка из луку моря от железных великих плъков половецких яко вихрь выторже: и падеся (казнён) Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли." Это из "Слова о полку Игореве".
    Весьма вероятно, Лукоморье (луце моря, лук) располагалось вдоль излучин берегов Азовского и Чёрного морей и в устье Днепра.
    По "Слову о полку Игореве" лукоморский хан Кобяк кочевал в Лукоморье, где-то в низовьях Днепра.
    Здесь были обнаружены половецкие каменные статуи развитого периода половецкой скульптуры, половна XII - начало XIII в. Так что лукоморские половцы сформировались как отдельные объединения примерно в 70-х годах XII в.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Луцк!!
    Город.
    Считается, что в конце XIV в. литовский князь Витовт вывел часть крымских караимов и поселил их в Литве.
    Наиболее крупные общины караимов образовались в Троках, Луцке и Галиче.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лю Юань!!
    Хуннский князь.
    В конце 3 века хунны, теснимые засухой, поселились в Ордосе и Шэньси.
    Хуннских князей китайцы приглашали ко двору, обучали языку, культуре, а фактически - держали как заложников. Положение хуннов было незавидным.
    Но в 304 г. во время очередной драки китайских воевод, хуннский князь Лю Юань сумел вернуться домой.
    Старейшины хуннов вновь обрели вождя и приняли решение "оружием вновь вернуть утраченные права". Лю Юань повёл хуннов к победе.
    В 311 хунны взяли столицу Китая Лоян, затем вторую столицу Чаньань, и в ней китайского императора.
    К 325 г. весь Северный Китай был в руках хуннов.
    Но китайцы перешли к излюбленной тактике заговоров.
    В 318 г. приближённый шаньюня китаец убил его.
    Кулы сразу отложились от природных хуннов, победили их и перебили всю знать. Кулов постигла та же участь.
    В 350 г. усыновлённый шаньюем китаец произвёл переворот и приказал убить всех хуннов, причём погибло много китайцев с бородами и возвышенными носами".
+++++++++++++++++++++++++++++++
Любечь!!
    Город.
    Русская летопись рассказывает, что новгородский князь Олег, собрав множество воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей, т.е.
    из норманнов и всех славянских и финских племен, на которых распространялась его власть, подчинил Смоленск и Любеч, а затем двинулся к Киеву.
    Изменнически захватив правивших в этом городе Аскольда и Дира, он убил их и завладел городом.
    Летопись относит это событие к 882 г.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Любовь!!
    Хазарская присказка в еврейском предании (Павич).
    Когда забываешь, в каком направлении истекает время, определить это помогает любовь.
    Из неё время всегда вытекает
+++++++++++++++++++++++++++++++
Людовик Благонравный!!
    В 839 году Греческий Император Феофил прислал Послов к Императору Франков, Людовику Благонравному, и с ними людей, которые называли себя Россами (Rhos), а Короля своего Хаканом (или Гаканом). Люди эти говрили, что они принадлежат также к народу Шведскому. (Бертинские летописи).
+++++++++++++++++++++++++++++++
Людовик Благочестивый!!
    Король.
    Бертинские анналы епископа Пруденция, написанные во второй половине IX века, сообщают о прибытии в 839 году посольства византийского императора Феофила в столицу франков к Людовику Благочестивому, что как будто бы свидетельствует о северном - новгородско-варяжском, а не киевском происхождении Руси, предпринимавшей морские набеги на византийские и хазарские владения в певой половине 9 века.
    Однако, замечает Артамонов, имя "русь" связано не с северным а с южным политическим образованием через использование титула главы этой Руси - каган, который невероятен для северных славян, но вполне понятен для славян среднеднепровских, находившихся тогда под властью хазар.
    Принятием этого титула киевские князья заявляли о своей независимости от хазар и равноправии Руси с Хазарским государством.
    Известно, что и позже, в X, XI, XII вв., великие князья киевские именовались каганами.
    Вместе с этим посольством были и послы другого народа, называвшие себя "росами", а своего правителя — "хаканом".
    Византийский император просил своего коллегу помочь им вернуться на родину, ибо "путь, по которому они прибыли в Константинополь" был перерезан "варварскими племенами, ужаснейшими, отличающимися безмерной дикостью".
    Расспросив послов этого загадочного народа, Людовик узнал, что они из народа "свеонов", и заподозрил их в шпионаже.
    (Галкина)
+++++++++++++++++++++++++++++++
Людовик!!
    Король.
    В письме в императору Василию I Македонянину, датированном 871 г., король Людовик указывает правителей четырёх народов с титулом кагана: аварского, хазарского, болгарского и норманнского.
    Норманнами здесь по-видимому назвается Русь.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Лютичи!!
    Славяне.
    Венеды, предки моравов, чехов, лютичей и бодричей в 623-656 гг. объединились под главенством некоего Само и побеждали аваров-хионитов из Аварского каганата.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Ляхи!!
    Под 859 г. летопись перечисляет славянские племена, платившие дань хазарам.
    Это пограничные со степью племена: поляне, северяне и вятичи; из дальнейшего повествования летописи выясняется, что в числе хазарских данников были ещё радимичи.
+++++++++++++++++++++++++++++++