Старинные ворота

Зия Мурадов
                Старинные ворота.
Зия Мурадов.

Юг Франции. Маленький городок Ди,   между невысокими горами. Город очень маленький. Чистый, ухоженный.  Пятнадцати минут хватает, чтобы с одной стороны добраться до другой. В центре, величественный, старинный собор.   Внизу течет речка, которая отделяет городок от основной дороги. Напротив, на склоне горы  единственное строение. Заброшенный монастырь, куда я ходил пешком, может  единственный среди всей фестивальной братии. А фестиваль был организован французами.
 Фестиваль трех основных народов Кавказа: мы, армяне, грузины. Представлены были почти все виды искусства. По маленькому городку ходили поэты, политики, музыканты, художники, писатели, даже армянские  акробаты, все те, кого выбрали организаторы. Меня не выбирали. Я сам напросился через сестру, которая помогала французам со связями в Баку. Добирался за свой счет, вернее за счет сестры,  через Париж  на  поезде.
Кстати, такой вариант купе, на шесть  спящих, я видел впервые в жизни. Каждая сторона купе была поделена  на три спальных места. Над спящим получалось  свободное  пространство примерно на двадцать сантиметров. Прибыл ночью. Чуть не проехал станцию. Вышел с поезда в последнюю секунду.

 Меня встретили. Отвезли . Я оказался в доме  француженки, которая и организовала весь этот фестиваль. Я опоздал на пять дней, и все остальные места были заняты. Город то маленький. А денег  у организаторов не так уж много. Поэтому, гостей расселили по домам тех, кто призвался помочь.  Мой друг, Шаин Новрасли  с супругой уже были там. Утром  я с ними встретился. Они показали мне дом, в который попали. Это был дворец, по сравнению со студио, в который меня заселили. Хозяйкой оказалась  достаточно взрослая женщина, живущая одна в таком великолепном доме.

 Я аскет по натуре. Мне многого не надо. Но без завтрака не могу. Моя хозяйка оказалась намного аскетичнее чем  я. Она сама не завтракала, и про меня не думала, и не обязана была.  Всех остальных кормили завтраком хозяева. Обед и ужин обеспечивала фестивальная команда. Еда была не ахти какая, но в количестве вина проблем не было. Город  Ди является родиной знаменитых  вин,   «Clairette de Die»,  с добавлением грецких орехов.  Каждый день выпивалось по несколько 10-литровых упаковок, к чему я прикладывался по полной.   Моя хозяйка  приходила домой  под утро, спала два-три часа, принимала душ  и сразу же  возвращалась к своим обязанностям . Ей для завтрака хватало одной сигареты. В течении дня выкуривала еще по три-четыре пачки жестоких французских сигарет «Голуаз».  А  мне пришлось по утрам присоединиться к друзьям, чтобы позавтракать. Не знаю, как к этому относилась хозяйка, учитывая  то, что принять у себя моего друга с супругой ее долго уговаривали. А дом действительно был великолепен. Двухэтажный, буквой «П». При желании там можно было устроить постоялый двор на 10-15 комнат. Высокие потолки, белые, чистые стены, огромные окна со ставнями. Я не знаю, как она управлялась с таким огромным хозяйством, но дом был идеально чист.

 В огромном зале, где стоял рояль, из-за которого ее и попросили приютить у себя моего друга, над частью комнаты в своем натуральном, неочищенном  виде огромные  балки поддерживали  антресоль. Я бы с удовольствием поспал  там, но кто пустить?! Спасибо, хотя бы за то, что она меня не выставила за дверь в первый же день. Дверь, за которую она меня могла бы выставить, открывалась на узкую улицу. Но во дворе стояла машина. Через эту дверь она никак не могла попасть во двор. Значит, она выезжала через старинные ворота в самом конце двора.   Огромный двор с высокими  деревьями и такой же натуральной травой напоминал скорее кусочек леса. Французы как-то умудряются не помешать природе, при этом меняя в ней почти все. Делая газоны, клумбы, сажая деревья, придавая им какую-то форму, они каким-то не известным мне способом  сохраняют ощущение первозданности  и натуральности природы.

Шаин усердно готовился к сольному концерту. Играл гаммы. Исключительно. Я приблизительно знал, что он будет играть. Хотя  мое знание базировалось только на словесной информации. Я ни разу там  не  услышал, чтобы он играл какую-то часть с предстоящего концерта. Соответственно,  мадам -  хозяйка дома,  тоже не слышала. Только гаммы. А в отличии от меня, она ни разу его за игрой на концерте не видела. Гаммы, которые она слышала, тоже не давали никакой информации о музыке, которую он собирался играть. Сама по себе чопорная, как англичанка, она еще и ни слова на  английском  не знала. Приходилось с ней объясняться с помощью жестов и мимики, вспоминая французский со школьной скамьи,  которые ей  тоже не давали никакого шанса  узнать, уважать  его,  его супругу Натаван, оперную певицу, которая несмотря на все мои просьбы и попытки, ни разу не взяла ни одну ноту, чтобы иметь представление о ее голосе .   А я вообще был ни при чем. Так, присоска. Добавок к завтраку. Лишняя чашка чая, два-три  круасана. Мы все вместе – Шаин, супруга и я, не вызывали в ней  никаких положительных эмоций, ассоциаций. О нашей стране у нее не было никакого представления тоже.  Одним словом, она нас просто терпела.

День концерта.
Хозяйка тоже приглашена. Зал полный. Все участники фестиваля  -  грузины, армяне, азербайджанцы,  вперемежку с местными жителями  в зале.  Мест для всех не хватило. Некоторые слушали концерт  присев на проходы между рядами.

Дальше я приведу слова известного азербайджанского писателя, Чингиза Гусейнова о концерте.  Я  не  смогу  описать впечатления от музыки, которую исполнил Шаин, лучше него.

«  Сольное выступление знаменитого азербайджанского пианиста Шаина Новрасли. На сцене двое — он и рояль. Сначала существуют порознь, потом начинается диалог между пальцами и клавишами. Далее — шквал, ураган, взрыв звуков, причудливые их комбинации, от которых зал сотрясается. Что вытворяет исполнитель! Еще недавно он был реальным человеком с наивными глазами, несколько стеснительный и скованный, а теперь возносится со своим роялем во вселенские сферы, которые вне людского разумения.»

Грузинский музыкант после концерта мне признался , что это был первый случай, когда он закрыл глаза от музыки. А хозяйка дома встала на колени перед Шаином прямо на сцене, на виду у всех, абсолютно  не стесняясь, благодарила его за музыку в такой позе,  забыв обо всем на свете.  Я сам долго  приходил в себя после  того состояния, в которую меня вогнала его музыка. Что то среднее между  медитацией и гипнотическим состоянием, когда в тебе ничего от земного не остается, когда тебе кажется что ты сросся, соединился со всем мирозданием. Причем этому способствовали не только звуки, которые Шаин извлекал из рояля, но и его собственное состояние, которое передалось всем в зале. Он шел куда-то в неизведанное, ведя нас за собой, в мир, который существовал в самом чистом, самом первозданном  виде, в мир прекрасного.

На следующий день , чего мы никак не ожидали, хозяйка нас пригласила в поездку в старинный город. Музыка Шаина поменяло ее отношение к нам, на 180 градусов. Ей захотелось , что нибудь сделать в ответ на неземные чувства, испытанные во время концерта. Мы поехали в старинный город.  Город не заселён. Но раз в год в этом городке проводится  фестиваль, связанный с творчеством. Тогда со всей Франции сюда съезжаются люди искусства. Город  оживает  на месяц.  А пока он был мертв. Мы прогулялись  по пустынному городу. Несмотря на то, что город пустовал уже много столетий, в нем почти ничего не изменилось. Все в городе  сохраняло первозданность. Ни один камень не был сдвинут с места, ни одна лестничная плитка не была заменена. Город просто  остановился. Стены, дома, площадки, узкие улицы, арки, переходы  – буквально все отдавало старостью, ветхостью. Но и как в случае с природой, французы  каким-то чудом сохранили город чистым, ухоженным, не тронув ни один камень.
 
Мы там были, если не ошибаюсь в 2006-м году. И не думаю , что за несколько лет , что прошло с тех пор, там что-нибудь изменилось.
Как и ворота нашей хозяйки.
Мы когда выезжали, я только про ворота и думал. По приглашению хозяйки, мы все сели  в ее автомобиль.  Подъехали   к воротам.
 У нас как? Подъехали  к воротам, кто-то  вышел, открыл  их, водитель выехал, опять остановились, тот же самый кто-то  ворота закрыл, поехали  дальше.
У всех французов ворота открываются и закрываются автоматически, с помощью пульта. Но у нашей хозяйки ворота были старинные. Я ожидал, что придется ей помочь. Все-таки это не двери, а ворота. Но все случилось не так, как я ожидал. К моему удивлению, она просто нажала на пульт и старинные ворота открылись с помощью электроники, как и современные.
Она решила не менять  ворота, а просто начинила их электроникой!   
Как и все французы, которые чтят природу, старину, историю, корни.
Не обязательно все сносить и строить заново!
Можно оставить все как есть!
Просто и гениально !
Не уничтожать  созданное предшественниками , не стереть с лица земли сделанное поколениями предков, а по мере возможности оставить все как есть,  просто модернизировать сделанное, построенное.
Вот нам бы такой подход.  Французский.
Как у француженки к своим старинным воротам.


Зия Ф.М. Баку. 21.10.2014.