Детство Гарина

Ефим Шейнис
          В этот вечер особенно яркими были звезды, синее небо нежно обнимало маленький необитаемый остров посреди океана, а теплый южный ветер был насыщен запахами, будившими воспоминания о прожитой жизни. Два человека, заброшенных сюда судьбой, сидели около угасшего костра.
- Гарин, ты никогда не рассказывал мне о своем детстве, наверное, оно было необычным? - спросила Зоя. - Ты убежал из дома в поисках приключений? Иначе как объяснить твою жажду власти и неразборчивость в средствах? Вспоминаешь ты когда-нибудь свое детство, отца и мать,  родивших сокровище, которое проклинает половина мира? 
- Мое детство? Тебе это интересно? Ну, слушай. Я родился в 1890 году и до учебы в гимназии рос в помещичьей усадьбе недалеко от Самары. Просторный дом имел два крыла: зимнее и летнее. Как давно это было. В 9 лет я уже свободно читал, моими любимыми писателями были Финимор Купер, Майн Рид, Герберт Уэллс. Да, я любил приключения. Отец занимался какими-то финансовыми операциями, по-моему не очень удачно, а матушка сосредоточилась на моем воспитании и собиралась сделать из меня примерного мальчика с благородными манерами. Увы, это не случилось. Да, еще у нас в доме жил мой учитель Аркадий Иванович и моя очень добрая гувернантка Вера, а звали тогда меня Никитой.
- Значит, ты провел детство в деревне? А зачем ты поменял имя?
- Я поменял не только имя, но и фамилию на Гарин, чтобы не позорить свой род. Были обычные детские забавы: санки зимой, купание в пруду летом, масленица, рождество и другие праздники. В 9 лет я влюбился. Это была дочка маминой подруги Анны Апполосовны, ее  звали Лиля, моя ровесница. Они приехали к нам погостить на Рождество. Очень красивая девочка, я в нее влюбился как только она переступила порог нашего дома! Я рассказал ей о своем необычном сне: мне приснились наши старые настенные часы, а в них стояла старинная вазочка. Что лежало в вазочке я не узнал. Лиля предложила разыскать эти часы. Мы пошли в летнюю половину дома и нашли эти часы, а в вазочке лежало колечко.
- С синим камешком? Ты надел Лиле на палец это колечко и ее поцеловал.
- С синим камешком. Зоя, откуда ты это знаешь?
- Потому что Лиля – это была я. А потом с криком выскочил кот, и мы бросились бежать!
- Это была ты? Теперь я понял, почему твое лицо с первого дня нашей встречи тогда в ресторане мне показалось знакомым! Я решил, что это просто дежавью. А почему ты поменяла имя?
- Я поменяла не только имя, но и взяла фамилию Монроз, чтобы не позорить свой род. Потом ваша семья переехала в Самару, и ты стал учиться в гимназии. А когда ты убежал из дома?
- Я не убежал из дома, просто в гимназии я познакомился с мальчиком, который перевернул мою жизнь. Это был Коля Манцев. В сарае возле своего дома он устроил лабораторию, в которой делал химические и физические опыты. В то время многие увлекались алхимией, и Коля искал способ превращения серебра в золото. Для его опытов я украл из дома набор серебряных ложечек, в этом обвинили мою гувернантку Веру, которая у нас служила много лет. Ее до того затравили, что она утопилась.
- Ты знал, что Вера - твоя мать?
- Что ты такое говоришь, этого не может быть!
- Мне сказала об этом моя мама, твой отец усыновил тебя и тайну твоего рождения от тебя скрыли. Оказывается она невинная и погибла из-за тебя. Тебе ее не жалко?
- Конечно, жалко. Но, что значит одна жизнь для истории? Ты знаешь, сколько невинных людей погибло на Ходынском поле при коронации Николая Второго? 4000 человек. Разве кто-то ставил это ему в вину? Наши с Колей опыты не увенчались успехом, но золото стало моей мечтой, моей страстью, делом моей жизни. Мы с Манцевым образовали удачную пару: он генерировал идеи, а я воплощал их в жизнь. Гиперболоид – его идея, оливиновый пояс нашел он, а, когда мы учились в Петербургском университете, Манцев нашел способ распада атомного ядра и на этой основе выдвинул идею двигателя для межпланетных полетов. Если мы отсюда выберемся, я построю ракету и полечу на Марс. Жаль, что Коля погиб. В 1905 году началась война, отец ушел на фронт и не вернулся. Мне пришлось заниматься любой работой, чтобы прокормить себя и мать. И детство кончилось. Зря ты меня спросила о детстве, я ведь мог вырасти нормальным человеком. Я хотел бы начать жить сначала. Если бы Коля Манцев был жив, он бы, наверное, нашел путь в прошлое. Все, пошли спать.
Они забрались в шалаш, выстроенный из огромных альбомов с проектами будущих дворцов. Гарин долго ворочался, а Зоя кашляла, наверное, она простыла.