Виктор Петров Это те, кто в штыки...

Георгий Гудим-Левкович
Виктор Петров: Это те, кто в штыки, поднимался как один – те, кто брал Берлин!

Мне, как и многим моим современникам повезло по жизни... Повезло застать в живых уникальное поколение людей – поколение, к которому не применимы обычные слова: «храбрость», «смелость», «достижения»... Конечно, все эти, и множество других понятий всегда с этими людьми соотносятся. Но для меня они – единственное в истории нашей страны – Поколение Победителей!

Наш детский сад «Золотая рыбка» располагался (и сейчас находится) в квартале: ул. Суворова - ул. Комсомольская - пр. Троицкий - пр. Ломоносова. Детсадовских воспоминаний у меня сохранилось не так уж много. Тем дороже одно из них. В начале мая 1980 года нас повели в кинотеатр «Искра». Надо сказать, что «подготовишек» водили туда довольно часто, благо на утренние сеансы билет стоил 10 копеек. Шли мы дворами в сторону ул. Комсомольской. Год был теплый, снег уже сошел, солнечные лучи ярко преломлялись в многочисленных лужах, которые наша «колонна по два» старательно обходила. И вдруг впереди что-то блеснуло – до сих пор помню сноп солнечного света, буквально, ворвавшийся в глаза. От неожиданности я зажмурился, но продолжал шагать. Когда открыл глаза, то увидел у подъезда панельной пятиэтажки невысокого мужчину в темном пиджаке. А на лацкане у него переливалась золотом Звезда Героя Советского Союза. Воспитательница остановила нас и сказала: «Дети, это Виктор Михайлович Петров, он завтра придет к нам в садик и расскажет о войне». А потом был фильм «Офицеры», который я полюбил на всю жизнь...

Сегодня, вспоминая себя 17-летнего, «образца 1991 года», я понимаю, что никогда не смогу даже мысленно примерить шинель, которую одели такие же пацаны в 1943-м году. Часто – зашитую и заштопанную после пуль и осколков, оборвавших жизнь прежних, навеки оставшихся лежать в сырой русской земле, владельцев. Василию Петрову в январе 1943 года еще не исполнилось 18-ти, когда Родина сказала – «Надо!» И парнишка из солигаличского колхоза ушел на фронт, как и сотни тысяч – миллионы его сверстников. Через 2 месяца после 18-летия его ждало боевое крещение в сражениях на Западном фронте – в самых жестоких 11-ти операциях под Оршей и Витебском, признанных даже комиссией Ставки ВГК из-за огромных потерь неудачными. Ранней весной 1944 года его ранило. После госпиталя Василий Петров освоил сразу несколько военных специальностей: стал снайпером (его личный счет – 93 уничтоженных военнослужащих противника), минёром и сапёром. Вскоре был переведён в полковую разведку. В ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии неоднократно выполнял задания командования по захвату «языков» и за форсирование Днепра был награжден орденом Славы 3-й степени.

Потом были жестокие бои по овладению Восточной Пруссией, где молодой разведчик не раз отмечался командованием за смелые действия в тылу, за доставку «языков», и таких нужных, чтобы избежать напрасных потерь, разведданных. В конце марта 1945 года, находясь в разведке в районе Хайли-Генбайль, Виктор Петров в течение двух дней следил за передвижением противника, уточнял его оборону. В результате командованию были доставлены исключительно ценные и точные сведения о силах и группировке противника, о системе организации огня, что способствовало успешному прорыву нашими войсками последней линии обороны на пути к Кенигсбергу. Он обладал всеми качествами прирожденного разведчика: был беспримерно смел, дерзок и отважен и не ограничивался простым выполнением полученного задания. Однажды, находясь в тылу врага, он устроил засаду и внезапно напал на шедшие мимо немецкие обозы, уничтожив 3 вражеских автомашины с боеприпасами, 7 повозок и свыше 30 солдат и офицеров.

На рассвете 24 апреля 1945 года в ходе боев за Берлин отделение разведчиков сержанта Петрова на подручных средствах одними из первых форсировало Тельтов-канал. Сняв боевое охранение и уничтожив огневую точку, разведчики обеспечили переправу остальных подразделений дивизии, а сами, перебегая от дома к дому, устремились вглубь города. Во время уличных боёв он все время был впереди. Вместе с товарищами по взводу ходил в разведку, забирался на крыши высоких домов, откуда уточнял расположение огневых средств и узлов сопротивления противника. Переданные им сведения давали возможность своевременно подавить огонь врага, избрать нужное направление для продвижения, помогали штурмовым группам овладеть новыми кварталами. 29 апреля разведчики наступали в составе передового батальона 146-го стрелкового полка 48-й гвардейской Краснознамённой Криворожской дивизии 28-й армии 1-й Украинского фронта. Сержант Петров, будучи раненым, из трофейных «фаустпатронов» поджег два танка. За 6 дней боев в Берлине он уничтожил 87 немецких солдат и 4 офицеров и лично пленил 65 фашистов. За героизм и мужество гвардии сержанту Виктору Петрову было присвоено звание Героя Советского Союза, а на его груди загорелась «Золотая Звезда» №6194.

После Победы он продолжил службу. В 1947 году вместе с частями знаменитой 2-й Ударной армии старшина Петров прибыл в состав войск Архангельского военного округа. После демобилизации в 1950 году остался жить в столице Поморья. До выхода на пенсию работал в городском управлении пожарной охраны.

Все мы знаем знаменитый памятник Воину-Освободителю в Трептов-парке, где нашли упокоение 7-мь из 75-ти тысяч наших воинов, павших в битве за Берлин. В 1970 году Виктор Петров был награжден орденом ГДР «За заслуги перед Отечеством» в золоте...

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой...