Мои удачи

Галина Чаплыгина
МОИ  УДАЧИ
(письмо к В.И.)

Ты пишешь, что мы – счастливые люди. Да,  я согласна с тобой. Лично мою жизнь можно назвать счастливой. У меня было много удач!

Самая главная, самая большая моя удача – это свобода. Свобода, которую дала мне моя мама.
Взять хотя бы школу. Многие мои одногодки пошли зарабатывать на жизнь после 7-го или после 8-го класса. Мы с мамой тоже жили очень бедно. Но никогда не возникал у нас вопрос: учиться мне или работать. Только учиться и учиться, была бы охота.

При выборе специальности и института – полная свобода. Сначала я ведь поступила в педагогический на литфак (по конкурсу) и проучилась там до мая месяца. К этому времени я уже решила, что литература – вещь отличная, но посвятить ей всю жизнь я не смогу. Были в институте некоторые студенты, которые тоже хотели бы поменять ВУЗ, но не решались, боялись. Я знала одну талантливую девушку с 4-го курса, мечтающую о театральном институте, сдававшую своего рода вступительные экзамены туда, проходившую успешно два тура, и все же не решившуюся оставить Пединститут.

Да и не очень-то оттуда отпускали. Когда я попросила у декана свои документы, он ответил, что не отпустит, что я – еще глупая девчонка и ничего не понимаю. Пришлось сказать, что я просто не буду сдавать весеннюю сессию, так что меня все равно отчислят. Тогда он пригрозил высчитать с меня всю выплаченную мне стипендию. Да, этот удар был «ниже пояса». Правда, там было только 4 месяца, но все равно вернуть такую сумму для нас, в то время, было почти невозможно!

Так вот мама, когда я ей рассказала, решила, что в рассрочку мы как-нибудь выплатим. Я считаю, что этот ее поступок был просто героическим! Большинство родителей вряд ли одобрили бы такой шаг – ведь, действительно, приходилось ломать то, чего ты уже достиг, а впереди – неизвестность.

Декан все-таки отпустил меня, и даже без возврата денег. Когда я уже поступила в Университет, я встретила случайно на улице одного бывшего сокурсника; узнав, что у меня все в порядке, что я поступила, куда хотела, он сказал, что все на курсе были в шоке от моего поступка, и никто не верил в  благополучный его исход.

Возвращаюсь снова к маме. Никогда, ни разу не упрекнула она меня за мои отлучки -  поля, командировки, туристические поездки. Даже когда у меня была уже дочь, все равно я могла работать допоздна, уезжать на все лето в поле, а потом по несколько раз в году ездить в командировки сроком до двух месяцев. Я просто не представляю, что было бы с моей жизнью, если бы у меня не было этой свободы. Огромное спасибо за это моей маме! И это – главная моя удача!

Вторая моя удача – учеба на интересном факультете, в прекрасном студенческом коллективе. На эту тему ты уже очень хорошо написал в своем первом письме. Это незабываемые, счастливые годы!

Третья удача – интересная работа. Причем, почти всегда без особого «напряга», как- то все давалось легко.
Во ВНИГРИ сначала было четыре полевых сезона на Мангышлаке, потом длительные командировки в Иркутск, потом переезд в Таджикистан – насовсем, с потерей гатчинской прописки, но с получением в Душанбе однокомнатной квартиры. Однако, через три года таджикский филиал ВНИГРИ решили передать в местное Геологическое управление, со всеми лабораториями и кадрами. Возврату в Ленинград не подлежал ни кто.
Пришлось похлопотать, чтобы нам сделали все-таки вызов, что давало нам право снова прописаться в Гатчине. Представляешь, если бы я сейчас жила в Таджикистане? И бежать было бы некуда.

Правда, пришлось «добровольно сократиться» из ВНИГРИ. Но я устроилась в Севзапгеологию, где и проработала до самого конца, до пенсии.
В Сензапгеологии сначала были полевые работы в Кировской области и Удмуртии. Потом перешла на обработку материалов – сначала аналоговую (ПСЗ), потом цифровую (ЭВМ), после двухмесячных курсов в Москве. Все это было мне интересно, все доставляло моральное удовлетворение.

Потом  съездила на три года в Якутию, по договору. Там было потруднее, да и задача стояла, прямо скажем, невыполнимая – поиски алмазоносных трубок. С морозами, печкой, дровами и прочими неудобствами справилась, помогла гатчинская практика. Зато были деньги, не ахти какие, но все-таки.

После Якутии опять работала в Севзапгеологни – как бы куратором по машинной обработке Нарьян-Марских сейсмических материалов. И интересно, и престижно, и не очень трудоемко. Часто ездила в Наро-Фоминск под Москвой и в Днепропетровск, так как наш ВЦ не справлялся с объемом обработки.

Кроме служебных поездок я много путешествовала как турист: Румыния, Вуокса, Киев, Волгоград, Армения, Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива, Валаам, Таллин, Одесса, Крым, Кавказское побережье, голубые озера Кабардино-Балкарии и прочее. Это тоже разнообразило и обогащало жизнь. И это тоже удача!

Еще одна удача, еще один подарок судьбы – это мои стихи. То, что я смогла выразить себя в стихах – это очень для меня важно. Не даром я написала такой стих:

У прозы долог, долог шаг,
Стихи бегут куда быстрее!
И все, что нужно рассказать,
В стихах созвучней и стройнее.

Мне никогда б не описать
Свои поездки и полеты,
Мне никогда б не передать
Души падения и взлеты,

Когда бы не друзья-стихи!
Они приходят ночью темной,
И помогают мне найти
Путь к человеку, в мир огромный.
 (1995г.)

В стихах я отобразила все главные события своей жизни.

Время шло, и жизнь все продолжалась. Все стихи были написаны, и встал вопрос о необходимости попробовать себя и в прозе. Поначалу это были воспоминания о бабушке и родителях, о детстве и юности. Все это оформилось в «Автопортрет» в четырех частях: Корни, До войны, Военное детство, Между детством и юностью. Эти мемуары были отпечатаны и оформлены книжками, как и стихи, незабвенным Рудольфом П., моим бывшим одноклассником, в 2004 году.

А дальше – был компьютер. Его значение в моей жизни трудно переоценить. Это было уже после 2009-го года, тогда я еще «бегала», то есть не была связана отсутствием возможности ходить и передвигаться по городу. А вот потом наступило время, когда я практически никуда не выходила. И только он, компьютер, не оставил меня в одиночестве. Наоборот, передо мной открылся весь мир!

Началось с  социальной сети «Мой мир». Он дает возможность познакомиться и подружиться с очень большим количеством интересных людей. У меня было обычно порядка 30-ти виртуальных друзей, из различных регионов нашей страны, а также из-за рубежа (от Германии до Владивостока и от Мурманска до Израиля).
От одного (или одной) из друзей я узнавала о Владивостоке, от другой о городах Америки и об удивительном Большом каньоне  - не просто одна картинка, а целая серия снимков с разным ракурсом и в разных местах.
Но ближе всего мне оказались трое мужчин: москвич, ленинградец и гатчинец (все были моложе меня на 6-8-10 лет).
Ленинградец был профессиональным фотографом и более всего любил наш Ботанический сад, поэтому он «дарил мне» (нам) великолепные серии фотографий всех цветочных выставок этого сада.
Гатчинец тоже любит фотографировать, и потому «дарил мне» мою родную Гатчину и ее прекрасные парки, что для меня очень важно, так как я примерно с 2010-го года сама в Гатчину поехать не могла..
А москвич «дарил мне» стихи Асадова, Пушкина и сонеты Шекспира.

К сожалению, двоих из этих друзей уже нет в Моем мире (а может и вообще), по состоянию здоровья.

Я, со своей стороны, делилась фотографиями моей юности, моих бывших однокурсников, моих поездок по стране, любимого Ленинграда в 50-ые годы прошлого столетия, когда на улицах города еще не было засилия иноземных вывесок. Я подарила им историю о «Ковчеге детей», о гатчинском «Дед-Морозе», о Геологическом музее ВСЕГЕИ, о Летнем Саде до его реставрации, о выставке скульптур Родена в Ленинграде (бронзовые копии), и много роликов с красивыми песнями о любви.

Потом я попробовала в соцсетях раздел «Одноклассники», но там мне меньше понравилось.

Все постепенно «приедается». Но, к счастью нашлась в яндексе «Проза.ру» - это, поистине уникальная возможность писать рассказы и мемуары, и узнавать необъятное число очень интересных людей, через их прозаические произведения. Тут и воспоминания о Великой Отечественной Войне, и о своем детстве, и о любимой работе, о родимых и любимых краях, о встречах с космонавтами и др, и т.п. Это еще один новый мир! И мне в нем очень комфортно.

Я в «Прозе.ру» публикую не только свои мемуары, но и мемуары моих однокурсников (все, что тем или иным образом оказалось мне доступно). Таким образом, я хочу, как бы, составить наш групповой портрет, портрет нашего курса, геологов выпуска 1954 года. Портрет поколения второй половины 20 века. Мы пытались сделать это и раньше: в 2006г. выпустили сборник «Пять лет и полстолетия», в 2017г. сборник «Однокурсники». Но эти сборники расходились только внутри нашего курса. А в «Прозе.ру» я отобрала лучшие рассказы и добавила новые. Теперь их сможет узнать весь мир.

И это тоже УДАЧА!