Простой Вопрос

Людмила Остапенко
Осенний день, уже привычно пасмурный и серый, сменяется вечером. Этот переход практически неощутим и незаметен глазу. Просто в один момент ловишь себя на мысли о грядущем дне, так как нынешний вдруг подошел к концу.

В Свято-Преполовенском храме началось вечернее богослужение. Призывным звоном отозвалась в сумрачном небе колокольня, одна за одной мягкими разноцветными огнями загораются лампадки, все больше и больше свечей наполняют внутреннее пространство храма, сияют и, будто светлячки, с каждой минутой уходящего дня становятся всё многочисленнее и многочисленнее. Храм светлеет, теплеет, оживает! Прихожане уже поприветствовали друг друга, обменялись дружественными улыбками и сердечными объятиями. Священник совершил полное каждение храма. И теперь никаких разговоров и перешептываний - всё внимание только на батюшку, который самозабвенно служит вечерню. Все пришедшие на службу - одна большая семья, где каждый молчаливо выполняет свою миссию, вносит свою лепту в общее дело, при этом всем своим существом чувствует находящихся рядом людей, ощущает и принимает их всецело, понимает важность этого духовного родства и единения, и значимость присутствия каждого из них.

В этот раз я стояла в южной части храма, освященной во имя Смоленского Чудотворного образа Божией Матери. Сегодня вечером людей было не очень много, поэтому лавочки вдоль стены к середине службы оставались практически незаняты. Я позволила себе присесть. Благостные минуты внутренней тишины и одухотворенности! Внимание не рассеивается ни на усталость в ногах, ни на боязнь кому-нибудь помешать, ни на что бы то ни было другое. Только молитва. Только внутреннее делание! Неожиданно ко мне на лавочку подсаживается мальчик. Ему на вид не больше 12 лет, он худощавый и высокий, и из-за этого кажется старше. Темно-каштановые волосы обрамляют приветливое, доброе, улыбчивое лицо, а карие глаза светятся как два уголька от бесконечной любви ко всем, кого он встречает. Первый раз я увидела его около 3 лет назад с родителями в станице Старочеркасской. Был большой Православный праздник и Воскресенский Войсковой Собор станицы собирал прихожан и паломников на службу. Он тогда ещё сам не ходил. Практически взрослого мальчика родители привезли на службу в коляске. В тот день в Соборе было очень много людей, но именно эта семья привлекла моё внимание. Спустя год я встретила их снова - уже в Ростове, в Свято-Преполовенском храме. Радость переполняла меня - мальчик сам шёл к причастию! Только папа его немного поддерживал под руку - тогда его ножки были ещё непослушны. Мальчик окреп, весь его облик невероятным образом изменился. Он светился изнутри, и чувствовалось, как силы наполняли его и пробуждали  к жизни. С тех пор я часто видела его с родителями на службах в храме. Тот вечер не стал исключением.

- Здравствуйте, - говорит он, поворачиваясь ко мне своим светлым улыбающимся личиком.
- Привет, - отвечаю я.
- А что такое Тайная Вечеря? - продолжает он, обращаясь ко мне очень сбивчиво и невнятно, как это и бывает при заболевании ДЦП.
- Прости меня, пожалуйста, но не мог бы ты повторить свой вопрос? - растерялась я.

Тут в наш диалог вступает пожилая женщина, сидящая поблизости. Она - прихожанка храма, поэтому хорошо знает этого мальчика и его семью. Привыкшая к особой манере его разговора, она тут же приходит ко мне на помощь с ответом на вопрос и  объясняет мальчику интересующие его подробности. Он внимательно слушает. И продолжает сидеть рядом. Вдруг он подвигается ко мне вплотную и кладёт свою вихрастую голову мне на плечо. Удивительное ощущение!
- Давай, мы с тобой познакомимся, - говорю я. - Меня зовут Людмила. А как твое имя?
- Максим, - неожиданно четко и быстро отвечает мальчик.
- Очень приятно! Будем знакомы!
Мы продолжаем сидеть рядом на лавочке. Максим осматривается вокруг и опять прижимается ко мне. Вдруг, он поднимает на меня свои лучистые глаза.
- Кто вы, Людмила? - так же четко и без запинки спрашивает он меня..

Больше года прошло с того самого вечера, а я до сих пор затрудняюсь с ответом. И я не знаю, сколько ещё мне потребуется времени, чтобы найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос...


/25 февраля 2018/

Примечания:

Воскресенский Войсковой собор (Аксайский район, Ростовская область) — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор, памятник истории и культуры федерального значения. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского. Все здесь дышит историей донского казачества.

Строительство собора: 1706 - 1719 гг.

До сих пор точно неясна дата начала строительства Воскресенского собора. Известно, что деревянный Воскресенский собор сгорел в 1687 году. Уже в следующем, 1688 году по челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги. Можно предположить, что в это время уже существовал проект строительства каменного собора. В 1695 году Петр I пожаловал на строительство собора 100 рублей - весьма немалую по тому времени сумму.
Во время сильного пожара в августе 1744 года при взрыве порохового погреба, в соборе сгорел иконостас, купола, была расплавлена вся золотая и серебряная утварь. После этого казаки обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в востановлении храма и его реликвий. 14 октября 1744 года последовал высочайший указ на имя Сената, а затем и донским казакам о пожаловании им на возобновление  погорелой в Черкасске соборной Воскресенской каменной церкви тысячи рублей. В результате проведенных восстановительных работ интерьер собора стал еще богаче и наряднее.

Войсковой атаман Даниил Ефремов в 1767 году по благословению Тихона Воронежского, вымостил всю церковь, вместо сгоревших в пожаре дубовых полов, чугунными плитами. Надписи на трех плитах рассказывают, что в соборе молились царь Александр I в 1825 году, его брат Михаил в 1817 году и сын Александра II Николай, посетивший Старочеркасскую в 1863 году.

*более полную информацию об истории собора можно найти на сайте psgp.ru/voskresenskij-sobor.html


ХРАМ ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
/город РОСТОВ-НА-ДОНУ/
prepolovenie.cerkov.ru

История Преполовенского храма ведет свое начало с 1820 года. Тогда жители станицы Нижне-Гниловской получили согласие от войсковой канцелярии на строительство каменной церкви во имя Преполовения Пятидесятницы.

Строительство возглавили крестьяне из Владимирской губернии Иван Еремеев и Михайло Благодеров. Были собраны материалы и деньги, приглашены мастеровые. Возведение храма завершилось в 1829 году.
Престол был создан один — в честь праздника Воскресения Христова, но, по просьбе прихожан, с отнесением празднования на день Преполовение Пятидесятницы. В этом же году, по благословению Епифания, епископа Воронежского и Черкасского, храм был освящен.
С 1908 по 1910-е гг. Преполовенский храм перестраивался и расширялся. Так, известно, что в 1910-м году храм имел уже три престола. Главный — в честь праздника Воскресения Христова, но с отнесением празднования в Преполовение Пятидесятницы. Северный — в честь святителя Алексия Московского, всея России чудотворца. Южный — во имя Смоленского Чудотворного образа Божией Матери, освящен по благословению Временного управляющего Донской епархией епископа Аксайского Гермогена 7 декабря 1910 года.
После революции храмовый комплекс был уничтожен. Здание перестроили под кинотеатр, затем здесь размещался склад кинопроката. В 1991 году здание было передано православной общине для ведения церковной службы. За период с 1991 года по 2000 год архитектурный ансамбль Преполовенского храма полностью восстановлен. 7 апреля 2000 года состоялось первое Богослужение под сводами уже воссозданного храма.