Научись говорить НЕТ!

Александр Шаламов
Научись говорить «нет»!

Прозвенел звонок с последнего урока. Но ученики 7 «Б» класса не расходились по домам. Классная руководительница Елизавета Ильинична ещё с утра объявила, что будет дополнительный урок на тему: «Умей сказать «нет»». Его проведёт психолог.
– И это перед выходным днём, когда так хочется пораньше освободиться от школы! – возмутился Егор Сидоркин.
– Тебе не интересно? – спросила соседка по парте Клава Маркова.
– Интересно, если бы это было вместо урока математики, – ответил Егор.
И вот пришла психолог Ирина Борисовна – так её представила учительница. Она стала говорить о том, как вредно для здоровья курить, употреблять спиртное, нюхать клей и пробовать наркотики. От всего этого необходимо отказываться, говорить твёрдое «нет!».
– Да это итак все знают! – пробормотал Егор.
– Тише, – одёрнула его Клава.
«Каждому известно, – уже про себя стал бурчать Сидоркин. – По телику об этом говорят. На плакатах в городе можно прочесть. Только чепуха всё это. Некоторые мальчишки и даже девчонки нашей школы всё равно курят. И пьют не только сладкую газировку. Пиво мне не понравилось – горькое, не вкусное. А с сигаретами я просто колечки пробовал пускать. Да от дыма муторно стало».
Ирина Борисовна начала рассказывать о том, что «нет» надо говорить и таким поступкам, которые причиняют вред и боль другому.
Впереди сидел Серёжа Берёзкин, у которого Егор всегда списывал контрольные. Он очень внимательно слушал, что говорила психолог. Недавно он стал пленником мальчишечьих забав.
– Кто в лягушку попадёт, тот самый меткий стрелок! – объявил Игорь Чухрай, когда ребята ватагой шли из школы домой и проходили по мостику над речкой.
Камешки кидали по очереди. Серёже жаль было лягушку, но и выглядеть неумехой тоже не хотелось. Его признали самым метким. Только радости и гордости не было.
– А теперь запишите в тетради, – сказала Ирина Борисовна и стала диктовать:
«1. Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: «Нет!». При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.
2. Можно выдвинуть свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но…»
3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жёстко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»
4. Отказаться вообще говорить на эту тему.
И добавила уже не для записи:
– Помните: каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека!
– От любого?! – вот это здорово! Это я понимаю! – обрадовался Егор.
Услышав реплику Сидоркина, кто-то хихикнул. Несколько человек тут же поддержали его лёгким смехом.
Но когда Елизавета Ильинична сказала, что дома надо будет написать сочинение на данную тему, классу стало не до веселья. Лишь Егор, улыбаясь, громко сказал:
– Каждый человек имеет право отказаться от любого предложения! Мы только что это слышали. Значит, и любому из нас можно отказаться от такого сочинения!
Тогда психолог Ирина Борисовна сказала:
– Я уверена, Егор, что ты сможешь написать самое интересное сочинение, если, конечно, хорошо подумаешь над словами «нет» и «да».
– Очень любопытно, что ты напишешь, – подтрунила Клава.
– Я же уже сказал «нет»! А ты что-нибудь накалякаешь?
– Пожалуйста: «нет» скажу тому, кто не говорит «пожалуйста», не благодарит и вообще ведёт себя плохо. А дома я никому ни в чём не отказываю, потому что я люблю маму, папу и бабушку. Они меня тоже очень любят. Насчёт сочинения посоветуюсь с родителями.
Серёжа Берёзкин слышал их разговор, но не встревал. Он уже решил: теперь не будет давать списывать контрольную и домашние задачки Егору. Не потому, что жалко, а просто потому, что так Егор никогда не научится работать самостоятельно.
А Егор сперва вовсе не думал о домашнем задании, но по окончании выходных забеспокоился.
«Я уверена, и у Егора появятся кое-какие мысли…» – неотвязчиво звучало в голове.
«А что, если и я посоветуюсь с папой?» – подумал Егор. Он подошёл к отцу.
– Умей сказать «нет» ?! – удивился отец заданию. – Ты лучше попробуй суметь сказать «да»!
– То есть?! – не понял Егор.
– Говорить «нет» ты мастак. Что ни попросишь тебя, от всего отказываешься!
– Не смотри на меня так удивлённо. Мусор мама просила тебя вынести? Просила. В своей комнате навёл порядок? Нет. А собаку почему перестал выгуливать?! Для тебя её завели. А ведь ты обещал за ней ухаживать.
– О! – осенило Егора: – Спасибо тебе, папа. Теперь я точно знаю, о чем напишу.
По тетрадному листку побежали строчки:
«Твёрдое слово «нет» надо научиться говорить тому, кто склоняет тебя совершить плохой поступок, за который потом тебе будет очень стыдно… Слово «нет» иногда сказать бывает трудно, но надо проявить характер, силу воли…»