Мой прадед - капиталист

Александр Бармин
    Мой прадед жил во Владивостоке на острове Русский. Он был капиталистом, судовладельцем, был хозяином трех пароходов.  Он занимался тем, что искал заказчиков, рассчитывался с командами судов, вел техническое обеспечение, занимался страховками, судовой инспекцией. В общем,  всем береговым обслуживанием перевозок. В работе ему помогал и учился делу старший сын.  Доходов хватало на то, чтобы содержать семью, учить детей и понемногу откладывать на четвертый пароход. Оплата труда моряков была организована так: если взять жалование  самого низкооплачиваемого  матроса за 1, то капитан получал 10. Помощник капитана – 9, механик  –  8, суперкарго  – 7,  боцман – 6.  И матросы пропорционально квалификации. Прадед по этой шкале брал себе 8 долей. Не с каждого парохода, а всего. Главный принцип был: хозяин не может брать себе больше, чем самый квалифицированный работник. Прадед был совестливым и верующим. Но даже жадный и беспринципный хозяин не мог себе позволить  брать много. В таком случае команда соберется и уйдет к другому хозяину или вообще в другую стану. Америку или Японию. Если такую систему оплаты перевести на современное понятие с МРОТ, то самый квалифицированный работник должен получать 10 МРОТ, средний 5, а владелец не более 8 МРОТ. Грубо в рублях это 100, 50 и 80 тысяч рублей в месяц. Если капиталист будет тратить на себя 80  тысяч рублей, а излишки пускать в производство, то система будет устойчивой и самодостаточной. Не нужны будут вливания нефтедолларов. Примерно такая шкала доходов действует в Японии. У нас же, когда начальник Дальневосточной Железной Дороги пошел в депутаты и обнародовал свои доходы, вышло, что  за работу по найму начальником Дороги он получал  40 МРОТ и доходы от акций – еще 100 МРОТ в месяц. А таких начальников много. Такой капитализм гораздо ближе к паразитизму. Бедная,  растасканная по начальственным норам железная дорога,  только и держится за счет государственных вливаний от продажи нефти. С помощью бухгалтерских и адвокатских фокусов можно представить, что доходы верхушки ничтожны и достаются непосильным трудом, но то, что они превышают допустимые в 10 – 20 раз никак не скрыть. 

        Если мой прадед и его окружение вели трудовой и справедливый образ жизни, то почему произошла революция, которая вроде бы никому и не была нужна? Действительно, на востоке Российской Империи революция и не произошла. По воспоминаниям старых большевиков, героев Гражданской войны, в конце 1917 -  первой половине 1918 года никак не удавалось поднять угнетенные массы на революционную борьбу. Единственное   событие произошло в Благовещенске, где революционно настроенное казачество захватило городской банк. Их еще потом долго вылавливали большевики. И вот в августе 1918 года во Владивостоке высаживаются интервенты: англичане, французы, американцы и японцы. Вот тут и началось. Безо всякой революции сразу гражданская война. Кто за интервентов, кто за большевиков, кто за партизан. Большинство было против иностранцев. Мой прадед с семьей бежал в Де-Кастри. Там он продолжал заниматься привычным делом, оформлял, отправлял  и получал грузы. Только уже не на своих пароходах.  Сыновья его  ушли в красные партизаны, братья ушли с белыми. Свои дни мой прадед, капиталист, владелец трех пароходов закончил в землянке первостроителей Комсомольска. На кладбище на сопку его увезли на лошадке внуки-пионеры.  До последнего дня он занимался своим  делом – оформлял отправку и получение грузов, верил в Бога, в совесть и в человека труда. И еще в эту святую арифметику капитализма: 10 частей  – лучшему работнику, 8 частей  – хозяину.