Экологические этюды

Евгений Смотрицкий
Смотрицкий Е.Ю., Шубин В.И.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ)

1. Экологическая проблема и понятие нормы

Каждая форма организации материи имеет свою специфику. Редукционистский подход на современном уровне развития науки исчерпал свои возможности для объяснения сущности объектов и процессов путем сведения их к более простым элементам и взаимо¬действиям между ними. Это убедительно подтверждается широким внедрением системной методологии в научное мышление и практику, развитием холистического подхода, возникновением таких направлений в философии как функциональный и эмерджентный материализм. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на очень распространенное в медицине, биологии и экологии понятие нормы. Для точных наук такого понятия не существует. С некоторой натяжкой можно провести параллель с критическими величинами, которые при¬меняются в физике для проведения границы, за которой невозможно достижение того или иного состояния вещества. Но даже переход через эту границу, через критическую величину не приводит к уничтожению объекта физического исследования. Если в химии происходит какая-то химическая реакция, т.е. исчезает химический индивид, объект, то все же остается химическая система, в которой продолжаются химические преобразования. И лишь полное разрушение электронных оболочек атомов в состоянии плазмы разрушает химическую систему. Диапазон существования физических и химических систем настолько широк, что физики и химики просто не говорят о понятии нормы, хотя и этот диапазон имеет свои пространственные, временные и энергетические рамки.

Для биологических и экологических систем эти рамки резко сужаются, не говоря уже о медицине, т.е. о человеке, у которого существенную роль начинают играть социальные регулятивы (право, мораль, идеология). Норму можно определить как диапазон жизне¬способности системы, при котором она сохраняет свое качественное своеобразие и способна к развитию. Норма является интегральным понятием и требует для своей характеристики целого набора параметров системы, причем эти параметры для систем разного уровня различны, ибо, поскольку более высокоорганизованные, сложные системы несводимы к менее организованным и не выводимы из них, то и набор параметров, характеризующих системы разного уровня сложности отличаются. Например, физики не используют понятие информации, а биологи используют. С каждым уровнем число параметров как бы возрастает, но для каждого уровня можно выделить сущностные, определяющие характеристики системы, а зависимость от параметров, характерных для нижних слоев организации, сохраняется. Причем, как уже сказано, диапазон “нижних” параметров для “верхних” систем очень узок. Например, температурный диапазон для химической организации составляет от 0 до 6000°К, а для биосферы диапазон от -50 до +250°С, что же касается теплокровных животных, то для них диапазон температур почти точечный: +1-2° от средней нормы. Более того, чтобы сохранить за собой диапазон жизни, определяемый "физическими" параметрами, живые системы, в том числе экосистемы и биосфера в целом, выработали механизм гомеостазиса, т.е. благодаря механизму обратной связи способны поддерживать внутреннее динамическое равновесие системы при "незначительных" отклонениях во внешней и (или) внутренней среде.

Таким образом, появление понятия "норма" для характеристики сложных высокоорганизованных систем, какими являются живые организмы, биосфера, социум является следствием узости тех рамок бытия, в которых они способны сохранять свою устойчивость, це-лостность, жизнеспособность.


2. Пространство биосферы:
конфликт между органичностью и механистичностью

Понятие "организация пространства" является привычным для специалистов по физической географии. Им широко пользуются для описания ландшафтов и все чаще начинают использовать для характеристики вписывания искусственных объектов и сооружений в природную среду. Но механический подход к пространству биосферы остается преобладающим до настоящего времени и при проектировании каких-либо сооружений мало учитывается тот факт, что пространство - это не пустота или ресурс, который можно кроить по своему усмотрению, а жизненное пространство, т.е. такое, которое имеет органическое строение, анизотропию, функциональное назначение в механизме функционирования биосферы.

Многие аспекты организации пространства издревле используются человеком, но они ориентированы на человека, его выгоду и удобства, а не вписывание технической деятельности человека в природные процессы, максимальный учет органического строения пространства биосферы.

Прежде всего, стоит отметить эстетический аспект организации пространства. Ярче всего он проявляется в архитектуре. При продуманном, спланированном строительстве эстетический критерии организации пространства переносится в градостроение. Но на уровне города добавляется еще одно требование - соблюдение санитарных и гигиенических норм. В современном мире происходит быстрая экспансия на природу, а значит и на жизненное пространство. Происходит как бы "вспенивание пространства" биосферы. При этом нарушаются естественные природные связи и возникают новые, не свойственные природе и ранее не существовавшие. В определенным образом организованном пространстве биосферы происходят устоявшиеся процессы, строго сбалансированные по времени. Таким образом, нарушая пространственную организацию, мы нарушаем и временную организацию биосферы. Поэтому необходимо стремится не к "рациональному" использованию пространства, а к максимально возможному "встраиванию" в пространство биосферы и "подключению" в биосферные процессы, не нарушая их ритм и масштаб.

Воплотить в жизнь такую программу трудно в любом человеческом обществе, ибо оно, даже не отделяя себя в сознании от природы в любом случае противостоит ей и тем и отличается от животного мира, что способно лучше приспосабливаться к окружающей среде, т.е. способно изменить ее или создать искусственную мини-среду, но опять же за счет природы. В современном же индустриальном мире, ориентированном на постоянный прогресс, т.е. находящемуся в нестационарном, быстро меняющемся во времени состоянии, "подключиться" к квазистационарному состоянию биосферы вообще невозможно. Поэтому, на наш взгляд, современной цивилизации необходимо искать путь "выхода на площадку", т.е. переход из сильно неравновесного и нестационарного состояния, каковым является индустриальный прогресс, в состояние квазистацинарное, соизмеримое с квазистациорностью биосферы.


3.Биосфера, ноосфера и механизм управления

Удивительная способность природы поддерживать внутреннее динамическое равновесие (гомеостазис, экологическое равновесие) существенно подорвана вмешательством человеческой деятельности. В нетронутом состоянии биосфера обладала огромной буферной емкостью и способна была гасить достаточно мощные возмущения любой природы, достаточно быстро восстанавливаясь и "залечивать раны", нанесенные ей природными катаклизмами и человеческой деятельностью в доиндустриальную эпоху. С подрывом компенсаторных функций биосферы и утратой способности поддерживать состояние гомеостазиса, эту функцию вынужден взять на себя человек.
При всем совершенстве, красоте и мудрости природы, у нас пока нет научных оснований утверждать, что она поступает сознательно и благородно. А поэтому механизм, цели и критерии управления у природы и человека будут неизбежно отличаться.

Как известно, сущность современного взгляда на механизм гомеостазиса биосферы состоит в том, что ее представляют в виде кибернетической системы с положительной и отрицательной обратной связью и нелокализованным, "размытым" управляющим устройством, т.е. без строго выделенного "органа" управления. Учитывая работы А.Л.Чижевского можно предположить, что управляющий орган вынесен за пределы Земли, биосферы и возможно находится на Солнце. Но речь не об этом.
Принимая на себя функции управления биосферой, человек стремится к состоянию ноосферы. Tо есть сознательного, целесообразного управления. Таким образом, при переходе биосферы в ноосферу появляется четко выраженный "орган" управления (Министерство). Но если можно смириться с неполной ясностью в механизме регулирования биосферы (Как?), поскольку не совсем понятно Кто управляет, ибо это не его дело, то человек должен четко осознавать, какую цель он преследует (целесообразность), какие критерии на пути достижения этой цели, какими средствами решать задачу управления и контроля и какова эффективность (цена) выбранного механизма.

Человечество больше всего оттачивало механизмы управления в сфере экономики. А между экономикой и экологией много общего. Поэтому хотелось бы провести некоторые параллели между ними и в плане управления: полное невмешательство, административно-командная система и гибкое балансирование с контролем только основных макропараметров системы.

Если оставаться на позициях, согласно которым Мир - это идеально отлаженный часовой механизм, созданный и заведенный умелым часовщиком (Богом), то действительно в него лучше не вмешиваться. Но мир - не часовой механизм, а человек уже активно вмешался в природу. Экологический кризис указывает на недопустимость дальнейшей либо экспансии на природу, либо бездействия, а может и того ; другого. Насколько можно понять, В.И Вернадский мыслил ноосферу по типу командно-бюрократического метода управления, механизма регулирования. Но этот механизм уже доказал свою неэффективность в рамках одной лишь экономики. Биосфера же гораздо более сложный объект, чем экономика, хотя бы по масштабу, не говоря уже о качественном отличии и сложности. Поэтому даже представить трудно, чтобы каждому "субъекту биосферы" отдавались приказания, контролировались параметры и "принимались меры". Для этого просто не хватит бюрократов. Поэтому остается последний механизм управления - балансирование с контролем макропараметров с целью поддержания квазистационарного состояния и социума и биосферы в целом. Но такие макропараметры необходимо еще выработать.  Сейчас же можно сказать, что основными понятиями, с помощью которых можно описывать биосферу, являются система, организация, гомеостазис, разнообразие. Последнее понятие пока плохо осмыслено и требует проведения сравнительного анализа с такими понятиями как энтропия и информация.


4. Экология и культура

Причина неустойчивого развития общества, ведущая к экологическому кризису, кроется в конфликте между природой человека и природой природы. Экологический кризис онтологически предопределен. Смягчить, а может быть даже и устранить его, т.е. перейти к состоянию устойчивого развития (коэволюции, ноосферы, психосферы, пневмосферы...) может и должна культура как механизм саморегуляции общества во всех аспектах, в том числе и во взаимодействии общества и природы. При переходе к культуре как механизму саморегуляции происходит скачок от биологической к духовной природе человека при сохранении биосоциального субстрата.
Сущность кризиса в биосфере - разрушение человеком пространственно-временной организации последней.

Разрушение биосферы есть результат духовной деградации и саморазрушения общества. Поэтому переход к устойчивому развитию предполагает принципиальную духовную трансформацию (перестройку) общества. Только при таком условии имеет смысл технический прогресс.

При моделировании устойчивого развития мы должны исходить из возможностей биосферы, а не потребностей человека.Экологическое пространство – важная и полезная категория. Главными характеристиками его являются не количество ресурсов, которые можно безболезненно изымать для потребностей человека, а его структура (морфология и топология), механизм гомеостазиса, отражающий функциональные внутренние связи и временные параметры. Перейти к устойчивому развитию, избежать экологического кризиса - значит сохранить топологию экологического пространства, еще лучше - сохранить экологический хронотоп.
Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологических, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.

Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, преобразование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Духовная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.

Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности в Духовную Метасистему.

Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.

Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.

Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Разные культуры обеспечивают разную плотность населения.

При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодействующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию.
Человек обладает Разумом и Волей. Они должны управляться высшим, метафизическим, метасистемным "критерием". Энергия человека, управляемая только волей и разумом, ведет к разрушению эго, социо и природы. Разум должен и способен решать оперативные, тактические, локальные задачи. Стратегические задачи всегда метафизичны. Жизнь человека не может строиться на принципе "аби день до вечора". Необходим вектор, как человеку, так и обществу и задается он культурой, духовной метасистемой. Культура должна сублимировать, ограничить избыточную энергию человека. Ядром культуры всегда была и остается (реликтово) религия.

Силовое поле культуры должно дать человеку напряжение жизни, осмысленность, стержень, недостижимый идеал, забирающий у человека все силы, всю энергию, зовущий, манящий, таинственный. Тайна - манит, неизвестность - отпугивает. Тайна блокирует титанизм человека, обернувшийся современной социогеной и экологической катастрофой. Духовная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком, так и человека с природой.


5. Ценность здоровья и здоровые ценности: нормы природы и нормы культуры

      Идея оптимума подсказана природой. Исследуя ее, ученые пришли к выводу о том, Что Книга природы написана точным и экономичным языком. Однако оптимальными могут быть не только траектория движения или форма пчелиных сот, но и само мышление, научный поиск. Принцип “экономии мышления” (“бритва Оккама”) как раз сводится к тому, что число предложений, используемых для построения теории должно быть минимальным. И если при объяснении одного и того же явления возникают конкурирующие гипотезы, то критерий простоты (а в античной науке критерий красоты) служит важным ориентиром при выборе одной из них. Идея оптимума применительно к человеку, Жизни, биосфере неизбежно приводит к постановке проблемы Нормы как оптимального существования “объекта” (субъекта?) и способов ее поддержания. Нормой жизни человека является здоровье, здоровый образ жизни, а он в свою очередь немыслимы в “больной” окружающей среде, т.е. предполагает “здоровую экологию”.И здоровье человека, и здоровье окружающей среды определяются в значительной степени образом жизни человека, т.е. зависят от человеческой деятельности, вектор которой определяется его ценностями, целями и соответствующими (адекватными) им средствами. Т.о., экологическая проблема как проблема сохранения Жизни на планете включая человека, проблема здоровья как высшей ценности и проблема здоровых ценностей как необходимого условия для реализации Глобального здоровья оказываются увязанными в единое целое. Эта мысль может быть не просто проиллюстрирована, а обоснована, доказана с помощью лингвистического анализа понятий здоровье, валеология, ценность, святость.


Днепропетровск, 1992-2002