Чебоксары и Тбилиси

Леонид Лоцев
Чебоксары и Тбилиси.
1) Лето 85 года. Меня вызвали в Тбилиси ремонтировать рояль, т. к. там не удалось найти настройщика, кот. бы за него взялся. Самолёт преодолел немалую дугу земного шара, прежде чем доставил на место меня и мои инструменты, те, что я сам вручную сделал из подобранного на свалке металлолома.
...
И вот, наконец, передо мной этот рояль. Собрался небольшой консилиум. "Лёня, вы можете убрать эти телеграфные столбы?" - бесцеремонно обратилась ко мне соседка этажом выше, преподаватель муз. училища Мэрико;.
...
Я вижу: рояль старый, строй не держит, кто-то пытался вбить утолщённые ремон-тные колки, не полезли, торчат, как телегр. столбы, все колковые гнёзда при-дётся уплотнять шпоном, нет некоторых гладких струн, те, что есть - в ржавых раковинах, иногда до половины диаметра - их придётся заменить.
...
Почти всё сукно, толстые шайбы под клавишами сожрала моль, с механикой придёт-ся повозиться, дека растрескана - в общем, работа есть. Попробовал звук - то, что надо.
...
"Это будет самый лучший рояль в Тбилиси" - сказал я.
"Вы болтун? Не знаете какие у нас рояли? Стейнвей, Блютнер, Эстония!" "Ладно, - подумал я - посмотрим".
...
Шаг за шагом, уплотнил все колки, заменил всё сукно, поставил новые гладкие струны, оставшиеся мы вместе с 10-летней внучкой хозяйки, девочкой необычайной красоты, снимали, чистили от ржавчины шкуркой, отполиро;вывали пастой.
...
Я туго заклинил на клею все трещины в деке, -. и все участки глухоты при её простукивании приобрели приятный резонансный голос.
В басовом регистре не было целой группы струн. Но мне повезло: пианинные басовые струны, которые я привёз с собой, на этом участке совпали с рояльными и по длине, и по диаметру.
...
Но поодаль от них отсутствовала ещё одна басовая струна. Равная ей по диаметру пианинная была в полтора раза короче. Басовые струны всегда лопаются на колке или на ушке, их можно отремонтировать.
...
"Анна Соломоновна, где лопнувшая струна?" "Настройщик унёс её с собой". О, господи! Что же делать? И тут мелькнула нереальная идея: мне снова в руки идёт удача: медная обмотка на этой струне одинарная, и у меня две одинаковые короткие струны. "Из двух коротких - одну длинную!
...
Но как? Длина стального сердечника - керна - перекрывает звучащую часть с достаточным запасом, привязать к его концам недостающие куски струны для колка и для ушка я смогу, но как быть с медной обмоткой? Ну, сниму я её с одной струны, надвину на другую, расплющу керн, закреплю концы - но она же будет дребезжать!
...
Чтоб не было дребезга, медная обмотка должна прилегать к керну очень туго, с натягом.
...
Я должен создать такой натяг. Как? Изготовить деревянные тисо;чки, чтобы, зажав концы керна с двух сторон в слесарные тиски, (которые я тоже привёз с собой) зажать в эти деревянные тисо;чки предварительно закреплённый на керне конец второго куска медной обмотки и крутить, крутить, крутить до самого стыка.
...
Чтобы стык получился идеальным, надо сначала немного размотать и отрезать кусочек родной обмотки, чтобы обнажилась часть расплющенной области керна, нужная для крепления стыкуемого конца, хвостика добавочной обмотки.
...
Последнюю тоже надо несколько размотать, и отрезав с запасом, туго наматывать на керн почти до стыка, уточнив этот хвостик кусачками перед самым концом намотки".
...
Я знал по опыту, что "разрез" медной обмотки на середине звучащей части струны (если под разрезом керн расплющен и оба конца на стыке обжаты) на звук не повлияет.
...
Весь этот грандиозный и рискованный план мне удалось осуществить. Вот струна натянута, и я с замиранием сердца нажимаю на клавишу. Звук сильный, чистый, ровный, без биений, тянется долго.
...
Нажал сильнее - не дребезжит. Перевёл дух, успокоился. Ещё сильнее - чисто. Ну, была ни была: форте, фортиссимо! - Абсолютно чисто! Как же я, неверующий человек, молился в этот момент богу! Какие благодарности воссылал, захлёбываясь от счастья!
...
Пришла Мэрико, стала играть в среднем регистре: "Эта нота слабая, эта - вообще проваливается, эти тоже плохо отвечают". Я ещё не приступал к регулировке механики, и жадно записал все её слова: они были для меня оч. важны.
...
Я попросил её дать такие же оценки почти по всему среднему регистру и заметил, что ей очень понравилось, что я тщательно записываю каждое её слово.
...
Закрепив молотки и отрегулировав механику на максимальную и ровную по всему диапазону силу удара, я заиграл знаменитую "Цыганскую венгерку" в записи Цфасмана. Весь дом, все 5 его этажей наполнились звуками вдруг воскресшего из небытия рояля!
...
С кухни прибежала Анна Соломоновна: "Я узнаю этот рояль! Именно так он звучал много лет назад!"
...
Позже она сказала: "Знаете, пока вы тут работаете, выросла очередь." "Какая очередь?" "На покупку рояля". Пришла Мэрико: "Лёня, вы не посмотрите мой рояль? Настройщик, дядя Миша полопал мне струны".
...
Я поднялся к ней на следующий этаж, посмотрел: "Настройщик не виноват. Все эти дисканты лопнули на рамном порожке, все точки разрывов - чёрные: повреждены ржавчиной.
...
При настройке дисканты лопаются на колке или на ушке, бывает и в точке молоточного удара, но никогда - на рамном порожке.
...
Такое бывает только от нафталина. Он испаряется и оседает в металлич. щелях, вызывая там оч. быстрое чёрное точечное ржавление самого опасного, раковинного типа. Но у вас нигде нет нафталина".
...
"Как это нет! Вот же он насыпан на деку". "Срочно уберите!" "А моль?" "От моли - только керосин пипеткой или шприцом на все суконные шайбы и прокладки, особенно на подкла;вишные шайбы; для дерева, металла, сукна, клея и лака керосин безвреден".
...
Я заменил ей все лопнувшие струны и ушёл, предупредив, что остальные струны будут лопаться и дальше: как при настройке, так и сами по себе...
...
Упор для лиры я сделал из случайно обнару;женной в туалете тонкой стальной трубы - она как раз подошла. Я облил её подсолнечным маслом и подержал над газом - масло запеклось в ровную блестящую чёрную лаковую плёнку.
...
Оставалась последняя головная боль: очень большое белесое пятно на крышке рояля от оплавленной свечи. У А. С. был крем для мебели Эдельвакс, но он его не брал.
...
Я долго тёр им пятно, так как заметил, что оно начало темнеть и уменьшаться. Я долго продолжал - но больше не темнело и не уменьшалось - а я всё тёр и тёр, - в конце концов, устав и видя бесполезность, бросил эту затею.
...
Прошло часов 5 или 6 - и вдруг крик А. С.: "Лёня! Немедленно идите сюда! Что вы сделали с роялем?" Я не на шутку испугался: что я мог сделать, чтоб вызвать такие эмоции?
...
Я подошёл, теряясь в догадках. "Где пятно? Отвечайте, где пятно! Куда вы дели моё пятно?" Я подошёл: пятно действительно исчезло! Что за чертовщина - оно же оставалось когда я ушёл!? "Не знаю, было на месте".
...
Пришёл Шалва Викентьевич, пришла Мэрико, пришла Мария - все пришли: никто не верил, что пятно исчезло. Ведь из-за него собирались нанимать полировщиков!
...
"Ну, вы чудодей!" Оказывается Эдельвакс - лучшее средство от таких пятен, но действует с оч. большим запаздыванием - тогда это мало кто знал...
...
С тех пор прошло много лет. Память об этом удивительном путешествии постепенно превратилась в фантастический сон, который, в свою очередь, постепенно окрасился перекликающейся мелодией из двух частей: "Чебоксары и Тбилиси": Чебоксары - тревожно-минорная - и Тбилиси - роскошно-мажорная, - которая с тех пор всегда звучит в моём сердце и могла бы лечь в основу не менее прекрасного фильма.