Галопом по европам... и азиям

Любовь Матвеева-Поротикова
             "Если молодой человек совершил большой путь,
              то и старик должен ему поклониться" (каз. пог.)

             Вы знаете, каков образ жизни скарабея, почитающегося у египтян священным жуком? Его задача, цель и смысл жизни – найти большую кучу навоза. Из него он скатывает огромный  шарик, транспортирует его в своё жилище, и начинает… без перерыва питаться, одновременно испражняя из себя непрерывную колбаску экскрементов. Я вспоминаю этот образ, когда вижу, с каким энтузиазмом тащат сумки с едой мои соплеменники. Какая мечта у них? Обнаружить подходящий источник доходов, обеспечив существование,  дать потомство и сделать евроремонт.  Мещане и обыватели! А где же цветущая ветка в вашей душе?..
            В этот раз автобус,  в котором я ехала на заднем сиденье из своего микрорайона в центр, остался с открытыми дверьми на одной из остановок около рынка «Северный», поджидая пассажиров. Вокруг суетились люди с набитыми продуктами сумками, что и давало мне пищу для грустных размышлений насчёт навозных жуков – чем, спрашивается, Человек отличается от примитивного жука? Питается, испражняется, размножается…
            Молодой парень хрупкого сложения сидел на остановке, и никуда не спешил. Сумок у него не было и в помине, а на коленях лежал фотоаппарат с большим объективом. Сидел,  никуда не торопился, и с интересом озирался. Это меня заинтересовало – у меня в кармане тоже всегда наготове лежит фотоаппарат. Я сделала парню знак, чтобы  подошёл. Он подошёл к двери моего автобуса, который уже собирался отправляться.
            - Ты что здесь делаешь? - спросила я его.
            - Просто снимаю всё, что понравится, - ответил молодой человек.
            - А ты кто?
            - Путешественник. Еду автостопом из Петербурга на Сахалин.
            - Ой, как интересно! Я бы вышла, но у меня тяжёлый груз. А ты не можешь со мной поехать?
            - Легко! - сказал не спешащий никуда человек, вошёл в автобус, сел рядом со мной. И мы поехали. Познакомились – Максим Котов, родился на Украине в городе Хмельницком, затем семья переехала на Дальний Восток.
             Мальчик вырос, и оказался очень способным. Поступил на Юридический факультет Хабаровского университета. Обнаружились в нём  большие творческие способности – прекрасный танцор и хореограф, фотограф, режиссёр, творческий человек с большими амбициями, мечтающий со всем юношеским максимализмом положить мир к своим ногам!
             Я задала ему несколько вопросов, и поняла, что он неплохо образован, читает непростые книжки про психологию и организацию бизнеса: «Переломный момент», «Стратегия голубого океана», «Продай себя дорого» - Джо Джирарда – не то, что некоторые его ровесники. 
             Я заплачу за дорогу, мы выйдем и направимся в библиотеку, куда я везу две тяжёлых сумки с книгами – сдать, пусть желающие пользуются. Там, в читальном зале, мы и поговорим с моим случайным знакомым.
             Узнаю, что обладая недюжинными организаторскими способностями, Максим на втором курсе университета организует команду единомышленников – хореографический ансамбль. Будет приглашён в Южно-Сахалинск на три месяца с той же целью. Увлечётся видеосъёмкой. Поедет во Владивосток, на два месяца в Магадан, на шесть месяцев в Анадырь на Чукотку, в Японию на остров Хоккайдо на три дня, затем снова туда же на пять дней, потом – на пятнадцать.
               Поедет в Корею работать на полях, в район города Янгу. Туда много русских ездят на заработки на стройки, на поля, как узбеки едут в Россию – сами молодые корейцы уже работать не хотят, да и слабы они по сравнению с русскими работниками, хуже соображают. Ещё удобство – в Корею не надо оформлять визу. Заработанную там двухмесячную зарплату Максим потратит на приобретение хорошего ноутбука, чтобы монтировать ролики.
              Затем захочет что-то изменить в своей жизни. На третьем курсе прервёт учёбу в университете, будет браться за интересные проекты в плане видеосъёмок, затем махнёт в Санкт-Петербург. Здесь он два месяца будет совершенствовать свою технику создания роликов, учиться у специалистов.
              Закончатся деньги, и Максим автостопом начнёт свой путь обратно – на Сахалин. В его планах в апреле попасть на Хабаровский фестиваль социальной рекламы, чтобы там заявить о себе уже как о классном специалисте!
              - Ой, как интересно! Конечно, к станку тебя не поставишь, но такие люди очень нужны в жизни – для её украшения. Из них получаются Магелланы и Миклухо-Маклаи! А конкретно – как ты, без денег, передвигаешься?- спрашиваю своего собеседника.
              - По интернету узнаю о людях, согласных принять путешественника на день-два у себя в доме, в одном из лежащих на моём пути городов, на сайте Couchsurfing, и еду туда обычно на попутных фурах. Интересно знакомиться с людьми. Самый большой путь я проехал от Новгорода до Челябинска с Николаем. Сначала он не хотел меня брать, я прошу: ну хоть двадцать километров! А в результате проехал с ним тысячу двести...
              В Челябинске я жил четыре дня – сначала у одной женщины, потом она мне помогла устроиться на турбазе, где со мной даже экскурсию по городу провели. В дороге я делаю записи на фэйсбуке. 
              До трассы меня довезли, стою у магазина – голосую. Восемь машин прошли – не останавливаются, уже темно, мороз. Что делать? Останавливается машина – водителю приспичило за коньяком выскочить. Взял с собой до Кургана. Там я познакомился с интересными людьми, прожил пять дней, и даже попал на презентацию книги в Клубе автопутешественников! Может, и сам когда-нибудь книгу напишу…
               
             
              - А что ещё интересного в дороге случается?
             - Мистика! Бывает – снег, метель, мороз! Стою на дороге, никто не останавливается – шофера меня просто не видят в пурге. Я мысленно молю небо помочь мне! И непременно у кого-то что-то происходит неподалёку  – то окна залепит снегом,  дворники испортились - надо почистить стёкла, то колёса проверить, то водителю по нужде приспичит… Я убедился –  мысль материальна!Ну а, бывает, уехать не удаётся, идёшь в лес, разложишь костёр, и ждёшь утра под дождём – это со мной на Сахалине было…   
             - Девушка-то у тебя есть?- задаю я вопрос.
             - Была, Соня, три года дружили.  Красивая, и танцует хорошо. Но когда я работал на Сахалине, а потом на Чукотку поехал – не дождалась. Но я не сужу – девушке надо жизнь устраивать, а я ещё не готов мужем становиться. Хотя, конечно, в моих планах это есть. 
            - А друзья?- спрашиваю.
            - Тоже есть, конечно. Пристал ко мне один молодой парень, прямо вцепился! Вообразил, что я для него – образец. Он, было, во всех разочаровался, стал впадать в депрессию, замыкаться в себе – ну, знаете, как это в молодости бывает.  И тут мы познакомились, для обоюдной пользы…
           - Это понятно, что ты его заинтересовал. Каждый мечтает найти для себя УЧИТЕЛЯ, образец для подражания. А кто твой кумир?
            - Илья Найшуллер, Квентин Тарантино, Эдисон… А в Петропавловске я живу на улице Интернациональной. Мы списались с одним   парнем - он сам в путешествии - дал телефон своей матери, я сейчас у неё…   
            Я протягиваю ему деньги:
            - На, сходи хоть в столовую, путешественник!Голодный, поди...
            - Лучше я их истрачу на железнодорожный билет – переехать границу, - не отказывается он, и я добавляю ещё, понимая, что этого всё равно мало.  Проезд и на электричке сейчас дорогой! Мы прощаемся. Из дома я позвоню в газету и на телевидение – там тоже заинтересуются путешественником, ну а я написала свою версию.
            Вот такой он – Максим Котов, романтичный и нежный, талантливый и находчивый, целеустремлённый и бесстрашный! И наличие таких людей сильно оправдывает существование Человечества… А я второй день напеваю песню земляка Максима - замечательного украинского певца Юрия Богатикова:
            - Блудный твой сын, твой мальчишка упрямый
              Бродит по свету в обмотках дорог,
              Ходят по свету слова твои, мама:
              "Не остуди своё сердце, сынок!.."
            
            Я не совсем поняла задачи, которые ставит перед собой молодой путешественник, ради чего так мучается в дороге? Легко ли часами ждать на морозе попутки, не всегда знать, где провести ночь, с какой опасностью  доведётся встретиться? И только когда увидела итог его работы в нашем городе - ролик про Петропавловск, мне всё открылось...
            Мороз подирает по коже от его нетривиального взгляда на окружающее, а какое музыкальное сопровождение!.. И вообще непонятно - город занимает очень большую площадь (населения 200 000), а он за пару дней нащупал самые сакраментальные места в разных его концах, и как подал отснятый материал! И тот нетривиальный взгляд, каким видит он людей... Мудрец!
            Теперь не сомневаюсь - Максим уже классный специалист! А ведь он только в начале своего большого пути - в буквальном и переносном смысле!
            
            На фото Максим Котов В Петропавловске, в читальном зале библиотеки, на столе перед ним мои книги. 22 февраля 2018г.