Пречистенская набережная

Анастасия Чернова
ИНЖЕНЕР ЗУБАСТОЙ ЩУКИ
Адрес: Соймоновский проезд, д. 1
Сказка, рассказанная на спор

Прогуливаясь по Пречистенской набережной, трудно не заметить красочный дом на углу Соймоновского проезда. Кирпичный терем словно вышел из русских народных сказок. Можно долго рассматривать майоликовые вставки с диковинными птицами, растениями и плодами. На шатровом шпиле сидит петушок, а под окном притаилась зубастая щука.

Дом-сказку построил инженер путей сообщения Петр Перцов в 1905–1907 годах. А началось все с дружеского спора-уговора. Как-то раз Перцов побывал в гостях у известного коллекционера картин Ивана Цветкова. Его «дом-ларец» все на той же Пречистенской набережной славился не только своей архитектурой, но и удачным градостроительным расположением. Как вошел Перцов в зал, так и замер. Москва-река, Кремль, храм Христа Спасителя – до всего рукой подать! Пьешь чай и чувствуешь себя в центре мироздания.
Но, может, не в таком уж и центре? Цветков согласился указать приятелю место еще лучше – при условии, что Перцов выстроит там похожий дом. Петр Николаевич пообещал – и Цветков помог приобрести участок по соседству!
Меценат объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри вошли только самые именитые художники: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. В итоге решено было строить по проекту Сергея Малютина, автора первой русской матрешки.


И вот всего спустя 11 месяцев, в рекордные сроки, новостройка готова. И это при виртуозной отделке интерьеров – резных лестниц, изразцовых печей, многочисленных витражей! Завершив каменный терем, Петр Николаевич оформил его на супругу. Именно поэтому он известен еще и как «дом Перцовой». Чета прожила здесь полтора десятка лет, занимая четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях обитали арендаторы-художники.
В 1922 году Перцов выступил против начатой советской властью национализации церковного имущества. Являясь одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он пытался помешать их разграблению, за что был приговорен к пяти годам тюремного заключения. Его супруга Зинаида Алексеевна обратилась к Троцкому. Тот приказал Перцова освободить, а его семейству – очистить занимаемую площадь, после чего занял четырехэтажные апартаменты самолично.

Предположительно именно тогда было приказано полностью изменить интерьер квартиры. Ремонт произвели кардинально и просто: сняли всю резьбу, стены заштукатурили и покрасили, расписные потолки побелили. Говорят, когда Малютин узнал об этом, то заплакал – впервые в жизни.

Как появилась русская матрешка

Однажды художник Сергей Малютин увидел в доме у русского мецената Мамонтова кем-то подаренный Савве Ивановичу набор японских кукол кокеши – деревянную, вручную раскрашенную «семью» японцев, выстроенную по убыванию высоты. И тут его осенило, что можно сделать куколки не хуже. А даже лучше – если выточить их пустотелыми, чтобы они помещались одна в другой! Скорее всего, эта идея пришла из сказки про Кощееву смерть, которая «на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке…». По воспоминаниям современников, Малютин очень любил сказки. Когда он работал, то сам себе рассказывал их, постоянно импровизируя с сюжетами.

                Анастасия Чернова

Опубликовано: ПМ, №20 (609)  октябрь, 2016 г.