вместо стендаля

Хома Даймонд Эсквайр
в детстве ее дразнили юлиусом.
мне мать говорила, что счастлива была только, когда приезжала из института домой и валялась на берегу реки со стендалем.
белый песочек, тень от плакучей ивы, нежные травы, медленное течение тяжелой реки.
рядом всегда поросенок борька для сопровождения вместо собаки, вокруг стеной стоит камыш, тишина и ни души, только рыба изредка плещется. высоко - высоко в знойном небе облака. в воспоминаниях детства юлиуса всегда солнечно будто и не было в то время гроз и дождей, зато с момента замужества дождь уже шел почти непрерывно и банку разбили, направляясь из дома в загс - дурной знак по всем статьям!

овчарка тузик была привязана во дворе, - поросенок борька жил и шлялся везде пижонски -праздно, пока не вспомнили с голодухе, кто он, время -то послевоенное, тяжелое, не до свиней было, людей бы сохранить!
дети понимали, что нельзя есть члена семьи и пробовать чудно пахнущее жаркое отказались, взрослые погоревали, но хоронить падшего друга не стали, пошли менять нежную свинину на баранину.
чужого друга - барана ели всем миром - и стар, и млад.

стендаля мать пересказывала мне в детстве наизусть, особенно "красное и черное"...достоевского и его "преступление и наказание" она, почему- то, не пересказывала.
так ни разу и не задумалась на тему "тварь ли я дрожащая, или право имею!"
- достоевский второсортный детективщик, скучный, к тому же, не понимаю, почему его так превозносят!а у лермонтова повести хороши, вот только пьесы, ну, не шекспир - деревня, ну, что за пьеса этот "маскарад", он даже не байрон, плебей, хоть и аристократ.
с байроном у нас особые счеты, она его всегда поминает, когда заходит речь о том, как он тоже не любил свою мать, а потом, когда она умерла, посвятил ей стихи, вообще все переосмыслил и очень убивался, чуть руки на себя не наложил.
- не дождешься!  - злобно рычу я сквозь зубы.
- вот увидишь, как умру!помяни мои слова! - бешеная жажда признания у юлиуса далеко выходит за рамки нормальных материнских чувств, она хочет, чтоб я с утра до ночи смотрела на нее и слушала только ее, она должна быть центром всех вселенных теперь, потому, что маленькую ее бросила мать.
теперь она эту оборванную раньше времени душевную пуповину запускает в любое незащищенное, чувствующее сердце и сосет из него недопитое молоко.

рядом со стендалем всегда шло руку об руку воспоминание о красивой массивной двери старой купеческой гимназии, сим - сим откройся, а не дверь, сам не откроешь, надо ждать старшеклассника, такая тяжелая!
воспоминание о мраморной лестнице и широких лестничных пролетах, в классах на партах сложены только что напечатанные учебники - блаженный запах знаний и будущего из пещеры алладина.
когда ее хотели перевести из этой гимназии в школу поближе, она подняла страшный рев и осталась там учиться до десятого класса.
хоть ездить приходилось далеко.
в этом месте ее воспоминаний я, обычно, торможу ее.
- так почему ты не пошла дальше по пути достоинства и красоты, это ведь было тебе откровение, почему не смогла отстоять ценность знаний и культуры общения?! почему не искала красоту дальше, не взывала к ней?
она не понимает о чем я, моргает, обычно, своими маленькими кротиными глазами.
потом тяжко вздыхает.
- не красивая я была, понимаешь!ты - другое дело, ты - красивая и потому так говоришь, но, поверь мне, некрасивых красота не спасает, она спасает только своих!
теперь глубоко задумываюсь я, может и правда...
но внутри меня зреет бунт.
 ты, мать моя, как всегда ни в чем не виновата, всегда виновато что-то вне тебя!теперь вот нашла оправдание в некрасоте.
здесь лучше прекратить, включается вся армата самозащиты.
вцепилась в меня как в куклу и ту дубовую дверь, но ни за что в этом не признается.
только красота позволяет человеку ощущать себя человеком.
образование полученное в хлеву или в храме знаний - это два разных образования при том, что информация одна и та же.
стиль разный, а стиль - это главное во всем.
даже учителя с чувством собственного достоинства слушают лучше и понимают его предмет на неком другом уровне ценности.

ну, вот она овдовела, проблем нет, кроме того, что не нужно практически все свое время тратить на кормление и обихаживание самого обыкновенного, плебейского мужика, на героев стендаля ничуть не похожего, ни умом, ни душой, ни телом.

иди на пляж с книжкой и валяйся, сколько влезет - вот река, вот песок, вот плакучая ива, вот солнце и тень, вот ветерок!
вот, стендаль в хорошем издании!
но она уже робот, ее трясет, она не может...она убивается по тому, кто давал ей тотальную занятость и кого она и словом добрым не помянет.
люди сломали психику друг другу, взаимоуничтожение произошло.
теперь весь остаток жизни перемалывай в себе всякую незначительную дребедень из бытовых обид, а не стендаля.
или слушай часами, как сын по кличке "одиссей" каждый день рассказывает по телефону про рыбалку, машину и новые телефоны или о том, что у друга женьки мать каждый раз, когда сын ее посещает раз в год, дает ему две тысячи евро, из сэкономленной пенсии, - про внуков здесь лучше не вспоминать, чтоб не съехать в печальную тему тотального вырождения.
однажды брат проговорился по телефону, что они с соседом поймали фазана и сейчас фазан у них связанный лежит во дворе.
к ужину они его зажарят.
- не смей, я тебя прокляну, слышишь, не смей есть фазана, он - прекрасен, ты не соображаешь ничего что ли? совсем дурак?! для еды курица есть! выпустите фазана немедленно!в мире итак мало красоты осталось!клянись, что отпустишь!
на том конце без энтузиазма согласились, кажется, фазана отстояли, но у меня полной веры нет, людям сейчас соврать ничего не стоит.

и все это вместо того, чтоб вернуться в рай на берег реки, на песочек...где плавают лебеди и гуляют невидимые павлины, они не боятся там высовываться из своих подземных нор, но предпочитают быть невидимыми.
хоть роман пиши "вместо стендаля"!!!

а мать моя крепкий орешек.
получив диагноз "рак с метастазами", она сразу бросилась ко мне и запросила "жизнь двенадцати цезарей" светония.
пока ползла из больницы, вспомнила, что забыла, кто такой октавиан!
потом добавила: "надеюсь, ты дашь мне яд своей рукой, самоубийц ведь церковь не отпевает!не хочу впадать в ничтожество как отец!"
и еще, глядя на мое побледневшее лицо: "как же я люблю жизнь, даже просто дышать и то счастье, тебе этого не понять!"
-а ты, мать моя, хоть раз в жизни меня услышала, хоть раз задумалась о своей неописуемой жестокости ко мне, почему подсудно ты все время стараешься меня уничтожить и жить потом с памятью обо мне, как с любимой, уютной книгой?
- в каждом человеке живут свинья и павлин, твоя свинья тоже родила свинью и павлина, но ты не задумываясь, восхищаясь павлином на словах, скармливаешь его свинье, жалеешь свинью, убиваешься из -за свиньи, не замечая как на глазах чахнет и умирает павлин, который всю жизнь тебя защищал от реальности свиного мира, в котором только дети пока еще не едят друзей, потом они тоже засыпают и запах жареного друга превращается в манящий запах шашлыка.
о, человеческая слепота, о, мертвые души, погруженные в забытье свиньи цирцеи!
поговорить бы со стендалем о "прогулках по риму" или с мериме, или с диккенсом.
какими красками из павлиньего хвоста сразу заиграет мир!сколько в нем откроется чудес!

но юлиус не слышит, юлиус уже весело болтает про рыбалку с "одиссеем", которому так и не сообщит о своем диагнозе до самой смерти.
зачем расстраивать ребенка!?
"юлиус" боится "одиссея", ведь ее врачебной пенсии едва хватает на сведение концов с концами на уровне "биологического выживания", он никогда не простит ей нищенскую пенсию и ее бессмысленную гордую честность на работе.
- что толку, что вас врачей уважали, какой в этом смысл, когда ты не можешь ничего оставить детям, кроме своих воспоминаний? ими я сыт по горло!
гордость всегда оплачивается из чужого кармана.
- ты мне ничего не должен, сын мой, спи спокойно, я тебя не обременю! - прекрсная уверенность матери, знающей, что все это можно легко возложить на дочь...

вот так общество и деградирует, самые тупые из инстинктов берут легко власть над культурой и разумом, когда касается дело чада своего неразумного даже пенсионного возраста!какой уж тут стендаль...лишь бы дитя не плакало.
ведь одна слезинка даже такого ребенка не стоит всей мировой культуры.

и, на посошок, не могу не позлорадствовать над природой, украсив образ юлиуса еще одной красивой деталью.
однажды одиссей, намекая юдиусу на ее чрезвычайную неряшливость, рассказал как его дочь каждый день до блеска натирает холодильник.
- ничего удивительного, - парировал юлиус, - ведь ее мать прислуга!да и чем ей еще заниматься, у нее же абсолютно нет ума!
- ты можешь себе представить, чтоб наша прабабушка драила холодильник, позорище какое!
на это хитроумный одиссей не нашел, что ответить, благородный вид и спокойствие упомянутой леди всю жизнь держали его в страхе божьем.
она с плебеями на церемонилась, даже при всей любви к внуку и жареной рыбе.