Ценности

Лана Милус
Ценности.

Сегодня у моего Анти-Да случилась трагедия: он разбил свой iPhone.  Я пришла, когда ребенок уже чуть успокоился, но при каждом взгляде на аппарат у него краснели глаза и он едва сдерживал слезы. Начинаю с ним говорить, поскольку понимаю, что заниматься с мальчиком, когда он находится в стрессовом состоянии, бессмысленно. И вот как раз в разговоре выясняю, что рыдает он не столько от того, что разбит телефон, а потому, что сейчас он переживает, как к нему будут относиться дети в классе. На последней «Гостиной для родителей» присутствующие тоже обсуждали эту  тему… Когда ребенок может не пойти в школу, потому что кроссовки не те… И их не волнует, что эти кроссовки стоят очень дорого (здесь можно поговорить о виртуозности подросткового шантажа и манипуляциях ).  А мне вспоминается мальчик, тоже мой ученик, у которого обычный кнопочный телефон, да причем разбитый… Я спросила у него однажды, не мешает ли это его авторитету в классе. Он удивленно посмотрел на меня: типа, о чем это я? И сказал: нет, конечно! К слову сказать – этот мальчик очень хорошо играет на гитаре и продолжает обучаться, разбирается в программном обеспечении компьютера, увлекается спортом (играет в баскетбол), учится на твердое «хорошо», имеет свою точку зрения на происходящее и умеет ее высказывать. Да, ему далеко не все равно, как он выглядит. Для него из атрибутов важны прическа и часы. Он так же, как и многие подростки, не любит читать и спорит с родителями, максимален в оценочных суждениях. Но он точно МНОГО понимает об истинных и ложных ценностях.
Когда я рассказала об этом мальчике Анти-Да, он задумался на минутку, а потом сказал:
- Нет, все равно, когда  есть iPhone, легче с кем-то подружиться.
Конечно, чтобы стать интересным для кого-то, как личность, как человек,  надо очень много работать над собой, а здесь просто предъявил аппарат и полдела сделано.
Думаю, что родителям детей, находящихся в подростковом возрасте, уже сложно что-либо изменить, не ломая установок. А вот, когда детки маленькие, очень ВАЖНО приобщать их к интересной жизни, внедрять очень осторожно и дозированно понимание СВОЕЙ ЦЕННОСТИ (без завышения самооценки)(Ты молодец! Мало кто это может сделать, а ты можешь.)  И ЦЕННОСТИ ВЕЩЕЙ (очень жаль, что для Вани, Дениса, Маши, Тани ты интересен только потому, что у тебя есть ….iPhone. А давай проверим,  останутся ли они друзьями, если у тебя его не станет…) И вообще хорошо подумать, прежде чем покупать ребенку дорогостоящую игрушку, без которой он вполне может обойтись. А если уж и покупать, то потому, что ТОЧНО заслужил… А еще можно подарить поездку в интересные места, на концерт любимой группы, прикладные инструменты-вещи-приспособления, с помощью которых ребенок будет совершенствовать свое мастерство (лыжи, новый фотоаппарат, гаджет для гитары,  планшет для рисования, новый костюм для танцев, обувь для футбола и т.д. и т.п. ) Это как подкрепление положительного и отрицательного условных рефлексов (прошу прощение за сравнение). И точно делить все хотелки ребенка 50/50… ХОТЯ БЫ…