Жизнь удивляет

Рита Форд
«Я мечтала о морях, о кораллах.
Я хотела суп поесть черепаший…»

Шесть лет назад мы с моим мужем побывали в Панаме. Мне запомнилось моё панамское путешествие потому, что много нового и неизведанного я увидела там. Это была такая загадочная страна и для меня, и для мужа, мы не знали, сидя на чемоданах, что нам от неё ожидать. А Панама по прибытии туда удивляла нас на каждом шагу днём и ночью. Я чувствовала себя настоящей путешественницей, открывающей для себя нечто неведомое.  В этом очерке я хочу поделиться небольшой частью моих воспоминаний о панамском путешествии и некоторыми размышлениями, связанными с этим путешествием, а также о путешествиях в моей жизни в целом.

Панама – это тропическая страна в Центральной Америке, которая находится близко к экватору. За неделю нашего путешествия по Панаме нам удалось пожить в трёх отелях в разных частях страны, одним из которых был отель, так называемый «Bed and breakfast», что значит «Кровать и завтрак» и находился он в горах.

Горы в Панаме не очень высокие и покрыты тропическим лесом. Помню, мы ехали на машине из аэропорта, нас вёз водитель-панамец, дело было поздним вечером ближе к ночи. Во время пути гор из-за кромешной тьмы я видеть не могла, просто чувствовала, что машина всё выше и выше поднимается вверх. К горной дороге для нас, прибывших из Соединённых Штатов, где к описанию качества дорог применяются обычно такие варианты прилагательных, как «хорошая», «очень хорошая» или «прекрасная» не подходило ни одно из названных слов. Дорога, хоть и была асфальтированной, но это была какая-то разбитая дорога, я бы даже назвала её опасной, но водитель спокойно, без эмоций уверенно вёл машину, и его спокойствие передавалось и нам. Нужно, наверное, родиться и вырасти в этих местах, чтобы ночью по горной дороге так запросто вести машину.

Когда мы прибыли на место, у меня от усталости и в виду позднего времени буквально уже слипались глаза. Сил хватило лишь на то, чтобы раздеться и упасть в кровать. Ни самого отеля, ни его окрестностей мы не увидели.

Утром меня разбудил взволнованный голос мужа: «Рита, просыпайся, ты должна это видеть!». Я было даже подумала, что что-то не так. Но когда я вышла к мужу из отеля на крытую террасу, я увидела счастливого мужа, мирно пьющего утренний кофе и увидела то, ради чего он торопил меня проснуться. Мы были в горах. Горы были великолепны этим ранним утром. Погода была такая, что лучше уже просто не может быть: ласковое солнышко, приятно тёплая комфортная температура воздуха. Кристально чистый горный воздух. А все те захватывающие виды, которые открывались нам с нашего места!.. Всё привело нас в неописуемый восторг. Красота природы тех мест в маленькой тропической стране запомнилась, похоже, навсегда.
 
Отель был рассчитан на небольшое число посетителей, в то утро мы в отеле вообще были одни.  Персонал своими действиями напоминал сказку «Аленький цветочек», когда Настенька в первый раз прибыла на чудесный остров, где жило чудище – кругом было чисто и красиво, и для нас как бы всё делалось без людей, само собой. И вокруг отеля никаких других признаков жизни людей не было видно. Всё это ещё больше усиливало чувство, что мы оказались посреди этой красоты одни.

Единственное чего хотелось, так это любоваться красотой окружающей природы. Чуть вдалеке красовался спящий вулкан Бару. Я знаю, что есть люди, которые находят привлекательным смотреть на извергающуюся лаву из действующих вулканов, мне пока не довелось это увидеть собственными глазами. Думаю, мне, как человеку опасливому, это навряд ли понравилось бы. А вот на спящий вулкан там в горах в Панаме я смотрела с восторгом и, как бы правильней подобрать слово, с почтением что ли. Ведь это был хоть и спящий, но всё же вулкан.
 
Горы и море – это, на мой взгляд, самые величественные творения Бога на земле. Тогда передо мной были горы.
 
Ландшафтные архитекторы, работавшие над созданием близлежащего к отелю пространства, опытную руку которых я почувствовала сразу, добились превосходного результата. На фоне грандиозной красоты природного горного ландшафта они создали садовый ландшафт, где любой отдыхающий мог разглядеть самые красивые, самые примечательные местные тропические растения.  Помню, я гуляла по симпатичной дорожке, проложенной вдоль шикарного миксбордера и разглядывала то, что каждый день в моей жизни мне не доступно. Я разглядывала причудливый цветок банана, куст кофе с поспевающими плодами, взрослое апельсиновое дерево, усыпанное зрелыми плодами и ещё множество каких-то неизвестных мне и невиданных мне растений.

Всё, что было создано на территории отеля ничуть не отвлекало внимания от величественных видов гор, а лишь дополняло и рассказывало подробней о красоте местной флоры и даже фауны. Завтракая на террасе можно было слышать крики попугаев. Они находились в огромной клетке неподалёку от отеля.  Когда я увидела огромные клювы попугаев, я насторожилась, но вскоре поняла, что попугаев интересовало лишь то, принесла я им что-то вкусненькое или нет.

Когда ландшафтным дизайнерам удаётся достичь такого результата, что рукотворный ландшафт прекрасно вписывается в природный ландшафт – это настоящее мастерство, настоящее искусство по организации среды обитания для человека.  А что испытывает человек, оказавшийся в такой среде обитания? Я, к примеру?  Я ощущала себя то Настенькой из сказки «Аленький цветочек», оказавшейся волшебным образом в чудесном краю, то просто чрезвычайно счастливым человеком, близко соприкоснувшимся с природой, напоминающей рай на земле.

Подумалось сейчас уже в который раз, что как легко и просто достичь гармонии в своём мире в минуты полного единения с окружающей тебя величественной природой, в минуты, когда с благоговением созерцаешь поразительные результаты деяния Творца и вспоминаешь о том, что ты есть возлюбленное Господом дитя.
 
В тропиках ночь опускается на землю почти мгновенно, минуя сумерки. Мы провели в этом чудесном горном отеле две ночи, затем мы отправились путешествовать по Панаме дальше в другие места. В первую ночь мы увидели невероятную картину, от которой у нас у обоих открылись рты. Помню, мы вышли на небольшой балкончик посмотреть на ночное небо. Я до сих пор помню ощущение кожей влажного и приятно-тёплого воздуха в те минуты. Мы посмотрели вверх на небо и обомлели от увиденного зрелища: на небе сияла невероятно огромных размеров луна. По-видимому, близость к экватору сказывается таким образом. Спасибо за этот щедрый подарок, Панама!

Панама. Центральная Америка. Западное полушарие Земли. Подумать только… В Панаме я отведала черепаший суп, о котором поётся в трогательной и милой песне прошлых лет о солнечном зайчике и мечтах о дальних странствиях.
 
Путешествовать я начала сравнительно не так давно. В недалёком прошлом юмореска Клары Новиковой, где она говорит об одной женщине, которая могла себе позволить единственное путешествие — это путешествие на лифте, написана как будто бы про меня. Как часто, гуляя по набережной Невы в Санкт-Петербурге когда-то в прошлом и видя у причала круизный лайнер «Silver line», я с горечью думала, что я, наверное, никогда не побываю в море на таком чудесном океанском судне. Работала я в то время очень много, можно сказать на износ, а денег зарабатывала столько, чтобы только продержаться на плаву. То есть у меня не было ни времени, ни средств путешествовать. Поэтому горькое сожаление о невозможности путешествовать мне очень хорошо знакомо. Отправиться в морское путешествие на таком красивом лайнере для меня казалось невероятной, несбыточной мечтой. Я и представить себе не могла, что это случится в моей жизни в будущем, да ещё и не раз, а много раз, да ещё вдобавок ко всему мне понравится описывать мои путешествия, как бы заново переживая их. Исходя из своего личного опыта, могу прийти к заключению, что порой желание человека перевешивает всё.

Вдруг Фортуна улыбнулась мне. Судьба стала благосклонна ко мне и, как результат вдруг для меня открылось некое «окошечко» для того, чтобы я смогла посмотреть мир, его красоту и разнообразие. Я оказалась в Новом Свете, где очень многое устроено совершенно по-другому, непривычно и удивительно по сравнению со Старым Светом. Я с широко открытыми глазами изучаю жизнь в этой части земли, во мне присутствует дух открывателя нового и неизвестного. Мне удалось побывать во многих странах Западного полушария Земли. Я благодарна судьбе за этот дар.

Но я была, как я это восприняла, не просто одарена возможностью путешествовать. Я параллельно с этим как бы получила вдобавок ещё и небесное поощрение по поводу моих путешествий. Каждый раз я наблюдала за собой во время путешествия одну поразительную вещь: пока я находилась в путешествии все мои имеющиеся болячки чудесным образом исчезали, меня ничего не беспокоило, у меня ничего не болело, я сполна наслаждалась путешествием. Буквально на следующий день по окончании путешествия и по возвращении домой все мои существующие болячки заявляли о себе вновь. Если бы это случилось единожды, то это можно было назвать случайностью, но это происходило со мной в путешествии каждый раз.
 
Сейчас обстоятельства в жизни, увы, складываются так, что у нас с мужем нет возможности путешествовать. Но желание посмотреть мир, лучше познакомиться с моей новой страной проживания - Америкой по-прежнему живёт в затаённых уголках моей души и надежда, что может вновь открыться «окошечко» для путешествий не покидает меня. Ведь я знаю, убедилась на собственном опыте не раз, что своими желаниями мы порой формируем сами свою судьбу и что жизнь удивительна и непредсказуема.

Луизиана, США.
2018