Нина Мешко Поморская песня в тисках соцреализма

Георгий Гудим-Левкович
Нина Мешко: Поморская песня в тисках социалистического реализма

Край наш поморский
В движении и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские -
Все покорит человек!
Н. К. Мешко. «Гимн Архангельской области»

Совсем скоро - 31 мая мы отметим 100-летие Нины Константиновны Мешко. Юбилейные торжества уже начались, и в панегиричных текстах недостатка наблюдаться не будет. Но мне бы хотелось обратить внимание на еще один юбилей – 31 октября исполнится 10 лет с момента принятия гимна Архангельской области, автором музыки и текста которого является Нина Мешко. Можно сказать, что это произведение – своеобразный итог ее жизни и творчества: созданный по всем канонам и правилам, гимн за 10 лет так и не стал народным. И даже в официальных случаях в залах часто происходит суматоха – многие забывают, что нужно стоять, а некоторые не скрывают ироничных улыбок. Он уже давно не звучит в исполнении Северного хора, и в отличие от гимна столицы Поморья – песни «Мы любим тебя, Архангельск!» за душу, что называется, не трогает...

В своих воспоминаниях Нина Мешко написала: «Я дитя и ровесница Советской власти и всем своим существом ощущаю причастность к моему времени. Я жила его радостями и бедами, достижениями и болями. Молодые могут моим ровесникам позавидовать: семь десятков лет такого невиданного исторического эксперимента, как строительство совершенно нового общества, прожиты лично, увидены глазами очевидца и участника этой жизни. И как бы ни относились сегодня к тем давним событиям, я уверена, в историю они врубятся красной строкой. Я очень горжусь, что эпоха Советской власти – моя эпоха, что она взрастила меня». Замечательные слова, учитывая, что в ее биографиях указывают, что некий «Международный Монархический Двор» (зарегистрированный, кстати, как обычное ООО) пожаловал ей, «дворянский титул княгини», с занесением фамилии и титула в «Бархатную Дворянскую Родословную Книгу «Новая Элита Мира»». Его основатель Бугаев-Понятовский «жаловал» такие «титулы» оптом и в розницу – от Михалкова до Шварцнегера и от Лужкова до Киркорова. Это еще что, а вот бывший завхоз Гнесинского училища, где много лет преподавала Мешко - Николай Дальский, тот вовсе объявил себя «князем Романовым», выправил паспорт и даже «короновался» как «император Николай III»... Вот такая компания. Но оставим в покое авантюристов и самозванцев.

В годы столыпинской аграрной реформы дед Нины Мешко Иван Воробьев вышел из крестьянской общины деревни Малахово Ржевского уезда Тверской губернии на хутор, получивший название Кожухово. С помощью сыновей отстроил дом на опушке леса с названием «Гарь», разбил сад и огород. В хозяйстве было 2 лошади, 2 коровы. «Дедушка и бабушка были религиозны, и в красном углу висел киот с иконами. А за иконами у деда хранились какие-то николаевские деньги, не имевшие уже никакой цены. Тем не менее, каждое утро дед доставал пачку бумажных денег и тщательно их пересчитывал», - вспоминала Нина Мешко. Ее отец Константин Иванович сумел закончить Ржевскую мужскую гимназию, где учился за казенный счет, и стал учителем начальной школы. Мама – Александра Васильевна Дюкова, была дочерью псаломщика Благовещенской церкви села Збоево. «Дед отдал ее учиться на портниху, но мама потихоньку от него сама подготовилась к экзамену и поступила в Ржевское епархиальное училище. Закончив его в 17 лет, стала учительницей», - рассказывала Мешко. Все это еще при «проклятом царском режиме»...

С раннего детства Нина росла в атмосфере любви к музыке и пению. У мамы был замечательный голос, а отец не только руководил школьным хором, но и был регентом хора церкви святых Бориса и Глеба. В их доме по субботам и воскресеньям собирались любители пения. Многие приезжали на лошадях за десятки километров только для того, чтобы попеть и пообщаться. «Мое самое первое детское воспоминание тоже связано с пением. Сколько мне было, я не помню, может, даже меньше года, потому что я была завернута в пуховый платок с руками и ногами, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди и все пели. А я при этом испытывала какое-то неизъяснимое блаженство. Позже, став чуть-чуть постарше, я захотела вновь пережить это состояние блаженства. В наивной детской вере, что все дело в платке, я пыталась завернуться в него с руками и ногами. Но руки и ноги вылезали наружу, а со мной ничего так и не происходило... Я удивлялась и не могла понять, в чем дело», - рассказывала Нина Мешко. Как считала сама Нина Константиновна, жизнь могла бы повернуться по-другому, но её брат Владимир привез ей в деревню ноты и сказал: «Учись!» И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. В 1938 году она окончила Музыкальное училище имени Октябрьской революции в Москве. В годы войны находилась в эвакуации в Бугульминском районе Татарской АССР, работала в колхозе «Колхозный путь». А судьба брата сложилась трагично, в ноябре 1941 года уже в эвакуации, он был арестован и в мае 1942-го расстрелян. Реабилитировали его только в марте 1962 года.

В 1945 году Нина Мешко заканчивает дирижерско-хоровой факультет Московской Государственной консерватории им. Чайковского по классу профессора Николая Данилина – руководившего в свое время Синодальным хором Московской Патриархии и Государственным хором СССР. Именно в консерватории Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвел на неё очень сильное впечатление. Она руководила хоровыми коллективами художественной самодеятельности, преподавала в Московском музыкально-педагогическом училище. В 1954 году создала народный хор Московской области, который в 1957 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1956-1960 годах - хормейстер хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

В 1955 году Министерство культуры провело всесоюзное совещание по вопросам деятельности профессиональных и любительских народных хоровых коллективов. Итоги дискуссии были опубликованы в журнале «Советская музыка». Именно тогда Нина Мешко сформулировала свое творческое кредо: «Многие молодые любители народного пения либо вовсе не умеют петь, либо подражают популярным исполнителям. А руководители и сами толком не знают, что такое народная манера пения. Нередко на концертной эстраде русская удаль превращается в развязность, разухабистость, появляется надрыв, слащавая сентиментальность. Певцы то замирают до шепота, то переходят на крик. Голоса заметно вибрируют или даже качаются, звучание голоса слышится где-то в глотке. Мелодия то и дело прерывается горловыми призвуками, «иканьем». Пение сопровождается заученной жестикуляцией, часто не соответствующей содержанию песни, чрезмерной мимикой и артикуляцией. В лирических и протяжных песнях голос звучит слезливо. Такое пение у тех, кто знает и любит русскую песню, вызывает чувство протеста, несмотря даже на несомненный талант исполнителей, потому что, опошляя русское народное пение, а, следовательно, и песню, оно наносит ей трудно поправимый ущерб. ...Пора сделать методические и теоретические обобщения. Надо создать науку о народном пении». И она ее создала, а в качестве лаборатории служил Северный русский народный хор, который Мешко бессменно возглавляла с 1960 года. При ней хор стал академическим, получил международное призвание, а его художественный руководитель удостоилась множества званий и наград.

Своё творческое долголетие Нина Константиновна объясняла тем, что более тридцати лет ежедневно занималась йогой и аутотренингом, а главное – «любовью к своему делу, которое является смыслом жизни». Итогом являлось качественное изменение знаменитого хора: если изначально Северный хор был аутентичным этнографически-бытовым коллективом – переносил на сцену старинные обряды и деревенский быт, то Мешко сделала его коллективом профессиональным, несущим «художественно-обобщенное воплощение народности». Хорошо это или плохо, не мне судить, хотя еще в далеком 1955 года оппоненты Нины Мешко призывали к невмешательству в традиционное пение для сохранения первозданности, чистоты народного фольклора...

Проект закона о гимне Архангельской области был предложен депутатом регионального парламента Дмитрием Таскаевым еще в 2005 году. В июле того же года глава региона Николай Киселев своим указом объявил конкурс на лучший проект его музыкальной редакции и текста со сроком проведения до 1 декабря. О подведении итогов конкурса я информации найти не сумел, но 31 октября 2007 года закон о гимне с приложениями, включавшими его музыку и текст, автором которых являлась Нина Мешко, был принят обслобранием 35 голосами. А в публичном пространстве он широко прозвучал 18 апреля следующего года, на инаугурации уже нового губернатора, приехавшего в наш город из далекого Якутска транзитом через столицу. Гимн исполнял Северный хор под руководством Нины Мешко. Менее чем через год после принятия закона о гимне, 9 октября 2008 года его автор ушла из жизни. Похоронена Нина Константиновна в Москве, на Введенском кладбище.