Обыкновенные герои. Татьяна Гайдук

Валерий Пономарев
Обыкновенные герои: «Я не говорил родителям, что служу в Афганистане»

Ежегодно в нашей стране 15 февраля отмечается День вывода советских войск из Афганистана. В этот день мы восхваляем подвиг наших воинов и чтим память тех, кто навсегда остался на поле боя.

В этом году исполняется 29 лет с тех пор, когда советских мальчишек перестали посылать на службу в Афганистан. Время идет неумолимо быстро, только вот события не стираются из памяти участников. Одним из тех, кто видел все ужасы войны собственными глазами, стал житель Асекеевского района, Юрий Кульбачный.

— Юрий Александрович, вернемся к событиям тех далеких лет. Вы получили повестку, вас призвали в мотострелковые войска. Как случилось, что вы попали в Афганистан?

— Я сам написал рапорт о том, что хочу проходить службу именно там. В родных войсках меня хотели сделать поваром. Мне такая перспектива не очень понравилась. К тому же, всех моих друзей забирали именно туда. Поэтому я даже не сомневался ни секунды.

— За столь короткий срок вы обзавелись настолько дорогими друзьями?

— На самом деле, я не сразу почувствовал то, что я попал в армию. Вместе со мной призвалось очень много моих друзей. В основном, это были те, с кем я учился в ДОСААФе.

— Наверное, самое сложное в такой ситуации – это сообщить родителям. Как вы сказали маме, что её сын решил поставить свою жизнь под удар?

— Я ничего не сказал. Просто уехал и все. Весь год родители думали, что я служу в мотострелковых войсках в родной стране. А потом им пришло благодарственное письмо, ну и пришлось признаться. Написал письмо. Они, конечно, были шокированы.

— Если бы представилась возможность вернуться в прошлое, изменили бы свое решение ехать в места боевых сражений?

— Однозначно нет. Это был мой осознанный выбор, мой гражданский долг. Если бы я попал в прошлое, я бы снова пошел и написал рапорт.



— Есть какое-то воспоминание с тех времен, которое вы пронесете через всю жизнь?

— Да, есть. Мы были в горах. Начался сильный камнепад. Со мной рядом был мой друг Юрка Горб. Пара секунд и его не стало. Камень, проскочив в двух сантиметрах от меня, попал ему прямо в голову. Много было потерь. Но дружба, которая началась там, не закончится никогда. И память о тех, кто не вернулся, будет всегда с нами.

— Вы говорите, дружба не заканчивается. Значит, связь с сослуживцами вы поддерживаете до сих пор?

— Конечно. С теми, кто далеко, мы созваниваемся. Это нерушимое правило. Есть и те, кто живет рядом. С ними стараемся видеться как можно чаще. Например, Юнус Булатов. Он живет недалеко от меня, в Султангулово. Видимся довольно часто.



— Так сплотились за два года?

— За два с половиной. Мы пробыли в Афганистане больше положенного. Нам не успели вовремя прислать замену, поэтому нас оставили на несколько месяцев. Да и были мы в таком месте, где не сплотиться невозможно. Вдалеке от Родины, от близких, под постоянной угрозой. Мы стали друг другу братьями.

Биография

Юрий Александрович родился 11 июня 1965 года в маленьком поселке Мокродол, где и живет по сей день. В 1984 ему пришла повестка, призвался в ряды мотострелковых войск. Основную службу он проходил в 191-го Нарвского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка, дислоцирующегося в Газни. На сегодняшний день Юрий занимает должность Председателя совета ветеранов по Юдинскому МО, также он член правления организации инвалидов в Асекеевском районе. В его наградном списке медали: «Воинская доблесть», «За боевые заслуги», «За ратную доблесть», «За верность Отчизне», «70 лет Вооружённых Сил СССР», «20 лет вывода советский войск из Афганистана», «25 лет вывода советских войск из Афганистана», «От благодарного Афганского народа». Юрий Александрович вложил много сил в формирование патриотической позиции молодежи Асекеевского района.

 

Татьяна Гайдук

Фото из личного архива Юрия Кульбачного

Источник: Газета "Оренбургская неделя", № 7, 14 февраля 2018 года