Огранка камня

Марина Николашвили
Самое сложное в описании (на наш  взгляд) ювелирных товаров – их производство: множество терминов, которые зачастую не понятны даже специалистам. Попробуем, представить процесс производства с лингвистических позиций: профессионализмы, заимствования, которыми пестрят книги, учебники и учебные пособия, часто мешают восприятию текста.
     Производство ювелирных изделий состоит из нескольких этапов. Вначале создаётся эскиз будущего изделия. Эскиз - модель ювелирного изделия. Следующие технологические  этапы: заготовка материалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок  или камней.
    Оправа должна крепко держать камень. Оправа называется  каст / каста - англ. cast - “форма / тип / выражение лица» // царга - нем. Zarge –«рама» // шатон фр. chaton – «котенок; оправа камня» - (с «коготками»?).
     С лингвистических позиций представляют интерес  термины и профессионализмы гранильного производства, среди которых преобладают заимствования. Использование заимствованной лексики облегчает профессиональное общение специалистов разных стран. Слово в языке-источнике и в принимающем языке нельзя рассматривать  как тождества. Их называют межъязыковыми омонимами, если они имеют те же понятийные, денотативные и сигнификативные связи.  Исконные и заимствованные слова, попадая в профессиональные языки (профессиональные диалекты) приобретают в них разные значения в соответствии со смысловым наполнением  такого диалекта и   культурно-историческим своеобразием деятельности. Важно  определить, каким образом,  и какие сведения об окружающей действительности в целом и ее отдельных фрагментах накапливает или  хранит человек посредством языковых единиц.
Если  специальные процессы и результаты обработки камня описываются в геммологических  словарях при разнородных принципах классификации (геммология –  область знаний о драгоценных камнях и их использовании [Рид 1986]) , то происхождение и  этимология названий, т.е. их лингвистическая сторона, как правило, остается необъясненной. Исключение составляют только отдельные составляющие изучаемого подъязыка,  широко используемые в торговой сети, через которую они подверглись детерминолизации, т.е. вышли из языка профессионалов и вошли  в общее употребление маркетологов, рекламщиков, пользователей ювелирной продукцией в связи с общественным интересом к соответствующим реалиям. Вне терминологической системы они входят в литературный язык на правах профессионализмов и очень часто неологизмов, хотя в профессиональном языке они могли употребляться в течение столетий. К новым языковым явлениям можно отнести названия ювелирных производств и  магазинов, в качестве которых используется специальная лексика огранки ювелирных камней: «Кабошон», «Калетта» и подобные.
   Многие названия, которые приняты в тематической группе (ТГ) «Ювелирные изделия / Ювелирные товары» сложно понять и запомнить, для облегчения этого мы обращаемся к  этимологическому анализу таких названий.
В древности драгоценные камни носили в натуральном виде или подшлифовывали их грани, снимая помутнения и загрязнения. Простейший способ огранки – кабошон (фр. Cabosh  –  «башня»)  – камень без граней в форме «застывшей капли» –  полусферы на плоском основании. Кабошон был  известен на Востоке и в Древнем Риме, для его изготовления использовали  окатыши. Сейчас кабошон используют для огранки бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита.
Собственно огранка, огранка алмазов,  зародилась в Индии, поэтому она называется индийской гранью. Наименование по месту обработки камня станет одним из типичных в изучаемой ТГ. Ср.: цейлонская огранка с множеством мелких симметричных граней.
Огранка –  производная лексема от   индоевропейского корня – gran   – «острие, шип»,  в славянских языках  –  «грань, угол, край» [ЭСРЯ I:452-453]. Огранка –  процесс шлифования камня плоскостями разных форм. Огранка способствует проявлению лучших свойств камня: его блеска, игры, скрывает дефекты камня,  типа бороды –  мелких трещин. Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) // полукруглой (сводчатой) // смешанной (верхняя часть гладкая, нижняя – с гранями или наоборот).
   В 1456г. голландец Л. ван Беркем впервые огранил алмаз сложными гранями с помощью алмазного порошка. Во второй половине XVII в. была изобретена фасетная (фацетная) шлифовка: на камень наносится множество мелких граней. Шлифовка < пол. szlifowac < нем. Slifen  –  «точить, шлифовать»[ЭСРЯ IV:455]. Гранями (фацетами / фасетами -фр. facette – «грань» < facetus – «красота, элегантность» > пол. «то же» [SEJP 1970:116]) обрабатывали драгоценные прозрачные камни.
До 1723г. Россия получала  обработанные (отшлифованные и ограненные) драгоценные камни чаще всего из Амстердама. По приказу Петра I  была открыта Петергофская шлифовальная и гранильная фабрика, называвшаяся мельницей, т.к. ее механизмы приводились в движение текущей водой. Мельница осуществляла шлифовку яшмы, мрамора, малахита,   под руководством иностранных специалистов производила мелкие декоративные предметы: табакерки, пуговицы. Русские ученики осваивали  и приемы огранки самоцветов, становясь мастерами.
На Урале, в связи с обилием сырья, действовали домашние мастерские. Знания передавались в роду, от поколения к поколению, или были освоены в заводских местных школах. С 1751г. в Исетском заводе (будущем Екатеринбурге) действует Екатерининская гранильная фабрика (огранивались местные самоцветы). Представляет интерес факт, что шлифовальная фабрика, открытая там же в 1736г., работала  отдельно.
    Фасетная огранка делится на два основных типа: бриллиантовую и ступенчатую. Различия связаны с формой, количеством и расположением граней относительно друг друга. Гранями иногда называют только четырехугольные формы, а треугольные – клиньями. Бриллиантовая (через нем. Brillant < фр.brillant - «блестящий») [ЭСРЯ I:214] считается классической, и существует версия,   что французская лексема первоначально и обозначала огранку, а потом название перешло на материал.
 Если таким способом обрабатывается не алмаз, а другой камень, то его название входит в определение: цирконовый бриллиант, топазовый бриллиант.
     Бриллиантовая «идеальная» огранка имеет 57 граней (их число может доходить до 240). Венецианский гранильщик Перуцци в к.XVII в. создавал 58 граней. Огранка называется утроенной. (Перуцци / Peruzzi Cut). Известна и удвоенная огранка, вышедшая из мастерской кардинала Мазарини (Мазарини/Mazarini Cut). Тыльная, иногда нижняя,  сторона камня называется павильоном (лат. Papilio - «бабочка»  > фр. pavillon – «похожий на бабочку увеселительный шатер» > Pavillon - «то же») [ЭСРЯ III:182], т.е. происходит специализация одного из ЛСВ бытовой лексемы –«форма». Грани павильона сходятся в одну точку –  шип. Удовлетворительной этимологизации слово не имеет [ЭСРЯ IV:440]. В Европе такую огранку называют  Point Cut / пирамидой. Раньше вместо шипа грани сводили на калетту (фр. Kaletta - маленькая площадка). На  сторону павильона приходится 24 грани. Лицевая сторона (33 грани) называется корона / коронка / верх (пол. korona < лат. korona –  «венок») [ЭСРЯ II:334]. Здесь располагается самая большая грань –  площадка (пр. - слав.  –   «плоская») / таблица –  из народной латыни tabla > tablica – «доска, стол» [ЭСРЯ III:287;6]. Грани располагаются тремя поясами, которые создают круглую форму. Эта разновидность огранки называется круглая бриллиантовая. Также бриллиантовую огранку называют полной (не менее 32 фасет около площадки и не менее 24 внизу). Ее разработали в 1600г. в Париже. Круглую огранку применяют при обработке не только алмаза, но и горного хрусталя, турмалина, реже  –  изумруда и рубина.
   Кроме классической круглой  в настоящее время используются при обработке алмазов формы: багет, каре, угол, сердце, изумруд (названа по материалу, хотя учитывается и восьмиугольная форма) Багеты делятся на трапециевидные // прямоугольные // овальные // угловатые // квадратные // треугольные // шестиугольные // восьмиугольные. Простая огранка  носит имя огранки восьмеркой  /ординарной. Она имеет 8 фасет у площадки, 8 внизу (для мелких камней). В последнее время больше внимания уделяется крупным камням. Получили известность огранки: Хайлайт – Кат / Хайлайткат – англ. highilight – «выделить, подчеркнуть» cat - «кот / перенос. - «первый сорт» (всего-73 фасета, из них 41- вверху); «королевская  (86 фасетов), величественная (102 фасета).
   Фасетная огранка  розой / роза (через нем. Rose < лат. rose) известна в Европе с XVI в. Это огранка без верхней площадки. Допускается, что она произошла  от камней с отколотой вершиной (Table Cut) Она имеет названия по месту обработки камня:  голландскоая роза (24фасета), антверпенская роза, полуголландская (12 фасетов), двойная голландская. Корона состоит из симметричных граней. Огранка крестовая роза с ее четырехугольными гранями (в большинстве) включает и треугольные грани. Одинарной или двойной розой гранят алмазы и некоторые темные,  слабо просвечивающие камни.
    Кроме того, выделяют некоторые разновидности розы, которые принадлежат к фантазийным. Фантазийность (пол.fantazja <  phantasia < fantasia   – «представление, вымысел, ощущение» [SEJP 1970:118 ЭСРЯ IV:185]  –  дополнительное свойство огранки, которое «накладывается» на основную характеристику.  Этим  свойством отличается  - шар, где имеет значение количество симметрично расположенных граней от 120(простая форма), 168(обычная) до 840(сложная).
 Отдельно классифицируются огранки:
 яйцо / овал (336 шестиугольных граней, соединенных в форме овала), применяемая при огранке алмаза;
маркиз (фр. Marquis < *markensis [ЭСРЯ II:574] – титул;
 удлиненный камень; перстень с таким камнем [Portail lexical], который называют также лодочкой;
 бриолетт /бриолет / капля, груша (фр. briollette   – «капля, слеза»). При такой огранке, называемой также грушевидной /  каплевидной, особое внимание привлекают  вытянутые и перекрещивающиеся грани. Максимально удлиненную часть груши / капли называют головкой. Это - одна из старейших огранок  в Европе. Во Франции украшения такого типа прикрепляли к платью невесты, вторично выходящей замуж.
 Прозрачные твердые камни (алмаз, топаз, рубин, аметист) с 56 фасетами прекрасны, т.к. свет, проникая вглубь, смотрится  одинаково выигрышно со всех сторон.
   Выделим также твистер (англ. Twister – «обманщик, лгун; вертушка; ураган-вертун») / спиральная огранка с его четырехугольными гранями, расположенными в виде спирали.
     Ступенчатая фасеточная огранка / ступенчатая огранка / огранка лесенкой применяется при обработке прозрачных цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна которых возрастает в направлении рундиста.  Рундист  – край, оконечность камня, которая образует его периметр; узкий поясок, определяющий форму бриллианта; плоскость, отделяющая верх от низа; ребро, соединяющее две пирамидки в ограненном драгоценном камне. Из фр. Ronde  – «круг», через нем. Rund – «ободок, разделяющий верхнюю и нижнюю части камня».
 Количество фасет внизу больше, чем вверху, чтобы подчеркнуть цвет камня. Самой простой (из ступенчатых) является таблитчатая огранка, когда площадка делается плоской для ее увеличения; применяется  для перстней-печаток. Ступенчатую огранку подразделяют на квадратную, прямоугольную, ромбовидную.
   Огранка клиньями / клиньевая  – разновидность ступенчатой. Каждая фасета разделена на 4 клина. Удлиненные  формы характерны для этого типа огранки (*kъlinъ – «клин» < колоть) [ЭСРЯ II:251].
 К эффектам, наблюдаемым у подобных форм, относится так называемый галстук-бабочка. При клиньевой огранке он проявляется на гранях низа,  в области,  примыкающей к шипу калетте. Это – нарушение угла наклона некоторых граней от оптимального.
       Таким образом, исследуемый материал свидетельствует как о детерминолизации специальных названий, так о терминолизации уже освоенных русским языком чужих лексем и слов общего употребления. Ориентация русского общества XVIII в. на немецкий и французский языки проявилась и в данной области.
Виды огранки называют чаще всего по форме обработанного объекта, реже по месту или создателю новых форм. Учитывается простота или сложность работы, цена материала, его качества