Березовый сок

Сергей Химочка
В те далекие восьмидесятые годы пиво на розлив отпускали в банках, и, наблюдая, как сосед  Леха, укладывает в багажник своего желтого «Москвича» с десяток  стеклянных трехлитровок, я не удержался и спросил:
- Алексей Иванович, за пивом, что – ли? Праздник какой?
- Праздник, Серега, не видишь, весна пришла? А по сему, бегут не только ручьи, но и березы сок выделяют. А знаешь, какая польза от березового сока?
Я слегка замешкался от неожиданного вопроса:
- Ну, витамины, наверное. Аскорбинка там разная, стимулятор здоровья…
- Брехня! - авторитетно перебил сосед, – запомни, главное достоинство березового сока в том, что,  если начинают выпадать волосы,  его нужно  втирать в кожу, смешивая с водкой и отваром репейного корня. Это во - первых. Во  - вторых, если березовым соком помоешь голову, то сразу избавишься от перхоти. Понятно?
Я внимательно посмотрел на голову Лехи. Волосы были на месте,  отличались густотой и пышностью. Черные как смоль, на висках слегка посеребренные.
- Леш, так у тебя там лысиной и не пахнет. Может быть, лучше эту смесь внутрь принять, больше пользы будет?
- Это само собой, не возбраняется и очень даже  полезно. А не пахнет, как ты говоришь, оттого, что каждую весну мою свою башку березовым соком. Кстати, если в сок добавить немного дрожжей, то …
- Бражка будет! - поспешно выпалил я.
- Ну, бражка не бражка, а вкусный резкий квасок получится. Короче, сосед, ты меня не забалтывай, если хочешь, бери банки и поехали.
Я быстро спустился в погреб, взял две банки и уселся на переднее сиденье «Москвича».
За селом, при въезде в лесополосу, состоящую из березняка, Алексей Иванович оглянулся по сторонам.
 – Никого, - произнес он удовлетворительно, - там пастух только стадо пасет, но ему не до нас. У него свои заботы. Пошли!
 Мы вышли  из машины и достали из багажника банки. Леха развернул пакет, в котором был коловорот, железные из нержавейки желобки и небольшой молоточек. И, когда он  коловоротом просверлил дырку в стволе березы, оттуда сразу начала капать сначала слегка мутноватая, а затем прозрачная  жидкость.
- Вот и сочок! – обрадовался Лешка, он взял молоток и вбил в дерево чуть пониже дырочки желобок, подставил под него банку. Сок, стекая по желобу, стал наполнять стеклянную тару.
- Завтра в это же  время после работы приедем и заберем банки с соком. Можно привезти пустые трехлитровки и заменить эти, которые полные будут.
- Слушай, Алексей Иванович, а ведь березы, отдав сок, могут заболеть и погибнуть.
-  Да что с ними случится? Даже если и ляснет с десяток деревьев, мир не перевернется.
-  Жалко все-таки.
- Они, когда  засохнут, станут дровами. А дрова тоже всем нужны. А видишь, сколько молодой поросли рядом?
Я задумчиво кивнул.
- Вот то-то, - умозаключил Леха, подставляя очередную  банку под березу.
У меня  не нашлось сразу аргументов в защиту деревьев и пришлось трусливо промолчать.
Через сутки, едва успев поужинать, я услышал стук в дверь.
- Собирайся! Поехали за соком! И не забудь взять крышки!
По дороге, Леха, управляя автомобилем, поучал:
- Когда привезешь сок, сразу разлей его по бутылкам. Если пить его собрался, то добавь чуть-чуть сахарку и опусти в погреб.
- А ты сразу голову кинешься мыть?
- Да, я сегодня же, пока сочок свежий, совершу эту процедуру.
За разговорами мы подъехали к месту добычи. Леха вышел из машины первым, пока я доставал оброненные на пол машины крышки. Через минуту послышался его встревоженный  голос:
- А мы точно здесь вчера были?
- А где же еще! Видишь муравейник, ты в него вчера еще окурок бросил. А вот и береза сломанная, ты от нее ветку толстую отломил на тычку,сети на рыбалке ставить.
- А где тогда наши банки? –сосед недоуменно вертел головой по сторонам.
 Я оглянулся, банок под деревьями не было. Присмотревшись, мы увидели, что дырочки, из которых бежал сок, были аккуратно замазаны то – ли глиной, то-ли пластилином.
- Кто-то спер банки с соком! Сволочи! – Леха начал изрыгать проклятия в адрес неизвестных похитителей лечебно-оздоровительного продукта.
- Алексей Иванович! Никто наши банки не украл! Смотри! – я указал ему на внезапно обнаруженную мною пустую тару, которая стояла рядком чуточку в сторонке. Здесь же были и желобки.
- Это что же получается, какая-то тварь обнаружила банки и навела здесь порядок. Друзья природы, блин! Экологи хреновы! Я  этого зеленого патруля сейчас бы…!
- Поехали домой, сосед! – предложил я, в душе чувствуя, в отличие от Лехи, какое-то облегчение.
Мы  собрали банки под непрекращающуюся ругань Лехи и водрузили их в багажник машины. Когда стали отъезжать, я оглянулся. Чуть поодаль от нас  паслось стадо коров. Там же блеяли овцы.  Пастуху, казалось - бы, до нас не было никакого дела.