Эхо средневековья

Наталья Мясникова
   Уроки в школе для взрослых уже закончились, и я укладывала проверочные работы в свою просторную учительскую сумку, как в дверь постучали. «Войдите!» - пригласила я, но дверь не тронулась с места. Распахнув дверь сама, я увидела чернокожего мужчину, лет шестидесяти, опрятно одетого, в волнении мнущего стильную кепку в руках.

- Здравствуйте, - вежливо произнёс он. – Меня направили в ваш класс. Меня зовут Мулату, я из Эфиопии. 

- Очень приятно, меня зовут Наталья. Сегодня занятия уже закончились, приходите в среду к девяти часам.

Мулату сконфуженно улыбнулся.

- Можно попросить вас об одолжении?

- Пожалуйста, - согласилась я, заинтересованная своим новым учеником.

- Мне очень нужно написать хорошее резюме, я хочу устроиться на работу. Не могли бы вы помочь мне в этом?

- Да, конечно! На следующей неделе у нас как раз будет обсуждаться эта тема в классе.

Мулату смущённо посмотрел на меня исподлобья:

- Мне нужна ваша помощь сегодня. Не могли бы вы помочь мне прямо сейчас? Дело в том, что резюме мне нужно к завтряшнему дню.
   
   Я достала свои конспекты по составлению резюме, объяснила ему вкратце с чего начинать и чего избегать в процессе его написания, дала ему образцы резюме и брошюру на эту тему. Мулату внимательно выслушал, взял мои вспомогательные материалы, с благоговением охватил меня взглядом, и вдруг быстро, быстро не по годам, наклонившись, припал губами к моей руке.

- Благодарю вас от всей души!

   Сейчас я даже не могу себе представить, что у меня отобразилось на лице в тот момент. Никто никогда в жизни не целовал мою руку так – спонтанно, неожиданно, в порыве благодарности. Волна смущения сменилась волной лёгкого негодования, в лицо бросилась краска.

- Ну что вы, не надо. Приходите на занятия в среду.

- Спасибо ещё раз за помощь, обязательно приду!
   
   Он ушёл, а я ещё долго не могла разобраться в чувствах и справиться с волнением. Как он, однако, быстро всё проделал – раз, и он уже наклонился, два - и рука уже поцелована. Тут даже и подумать не успеешь, и руку не уберёшь, и чтобы по-настоящему возмутиться по этому поводу, тоже время надо. Ловко проделано. С умыслом? Не думаю. Так всё натурально и естественно получилось, что даже не придерёшься. Может, у них так в Эфиопии принято? Может, со времён средневековья у них так и продолжают дамам ручки целовать?

   Пришла домой, всё ещё переживая происшедшее. Села за компьютер, набрала в поиске: «обычай целовать руку».
   
   Оказывается, обычай целовать руку существовал с библейских времён, но в те времена целовалась рука мужчины, более высокого по статусу. Так раб целовал руку владельца, вассал целовал руку сюзерена. За этим скрывался глубокий смысл – выражение благодарности за все милости, которые даруются ему этой рукой. Обычай целовать руку дарующего присутствует до сих пор в христианских странах. Всё так и есть, Эфиопия – христианская страна, значит он благодарил меня за то, что я ему брошюру с образцами дала. Я могла бы довольствоваться и таким объяснением, но душа требовала конкретики, и пальцы откликнулись новым запросом:  «обычай целовать руку женщины».
   Обычай целовать руку женщины зародился в средневековой Европе, в период культа преклонения Прекрасной Даме. Целованием руки мужчина выражал своё восхищение женщиной, и тем самым ставил себя на ступень ниже. Да, я почувствовала, что он возвысил меня над собой. Возвысив меня над собой, он дал мне силу, он дал мне уверенность в себе и своей правоте, и ещё что-то трудно описуемое - и это всё передалось мне через этот средневековый жест.

                *****************************************
 
   Прошла неделя, другая, а потом и месяц, я уже и призабыла про случившееся, как вдруг в один день, по окончанию занятий, Мулату предстал передо мной – опять с кепкой в руках, опять с вежливым лицом, на этот раз излучающим радость.

- Дорогая учительница, меня взяли на работу. Помните, я пришёл к вам за советом, чтоб вы помогли мне написать резюме? Так вот, я проштудировал ваши конспект и брошюру, и написал резюме. Собеседование прошло хорошо, меня сразу взяли. И вот я уже две недели отработал.

   Глаза его увлажнились.

- Спасибо вам! Я вам очень благодарен! Если бы не вы, мне бы не написать резюме самому. Как хорошо, что я встретил такого хорошего учителя.

И он снова, живо согнувшись, подхватил мою руку и приложился к ней.

Я просто опешила от повторного поцелуя. Признаться, я даже планировала держаться подальше от него, чтобы не допустить повтора, но так уж получилось, что в процессе разговора мы подошли ближе друг к другу, и я не смогла этого избежать.

- Не надо, пожалуйста, - сказала я ему уже с меньшей уверенностью. - Вы сами себе помогли, я вам только немного подсказала.

Мулату признался, что с новой работой у него вряд ли получится приходить заниматься в моём классе по утрам.

- Жаль, конечно. – искренне призналась я. – Приходите тогда в вечернюю смену.
   
   Мы попрощались.
   
   Сидя в учительском кресле, я закрыла глаза, стараясь разобраться в случившихся во мне переменах. Сердце моё разветвилось кустом благоухающих роз, меня стало значительно больше, и размер класса удивил меня своей теснотой. Я вдруг остро поняла то трудно описуемое раньше чувство, которое осталось у меня после первого поцелуя руки. Я почувствовала себя Женщиной.