О боли в произведениях наших предков писателей

Любовь Суязова
Нам не везло на руссачек,  литераторов. Возможно,  и по этой причине...

Можете судить (каким судом судите, таким и Вас... ), я мало, что люблю из русской литературы.Причем жизнь и личность наших писателей и поэтов может быть мне интересна.

Недавно узнала, что Тургенев возглавлял клуб шахматистов,  а Лермонтов обожал математические задачки etc

Многое по школьной программе я так и не прочитала: неинтересно было. В "Поднятой целине" были юморные моменты. Я ее осилила. И "Преступление и наказание" тоже. Достоевский талант,  но не люблю его произведения.  Искала ответ,  почему. Потому что моя жизнь была полна боли и тягот,  читать о мраке,  боли и тяготах жизни сверх собственных моя душа не хотела

"Войну и мир" я прочитала легко,  дважды. К Толстому симпатия. Почему-то. Хотя стоит прочитать и другие его произведения, сюжет которых знаю по фильмам.

"Мастера и Маргариту" я прочитала после школы. Понравилось.

У Тургенева мне симпатичны "Отцы и дети". И все. Ну,  описание природы. На выпускном по литературе мне повезло,  была свободная тема,  а у меня уже была заготовка: "Нужны ли базаровы России? ". Конечно, нужны. А литераторша бросила камень: почему это я по "Запискам охотника" ничего не стала писать. Там еще неприятная история с дележкой медалей,  связанная с этим сочинением, литераторшей и школой. Школу эту я знала полтора последних класса. Переехали на новое место.

С одной стороны,  нужно рассказывать о нашем литературном прошлом, показывать образцы литературной кладовой. Но,  с другой стороны, рано в 15-17 лет. Многие дети не готовы. У них пока нет собственного опыта: в личной и социальной сфере,  чтобы понять позицию автора. Ведь большинство наших писателей и поэтов были разочарованы в личном и в обществе,  правилах,  устоях,  были явными или скрытыми бунтарями. И свой протест и разочарование изливали на бумаге.

А литераторши и прочие хотят,  чтобы детей,  еще идеализирующих окружающий их мир,  интересовало и трогало творчество наших писателей и поэтов. Нет,  конечно. Это нереально.

Только испытав на себе удары жизни,  увидев реальную картину мира,  можно понять позицию того или иного писателя,  поэта.

Так что этот вопрос остается открытым: стоит ли загружать мозги детей проблемами,  личными и социальными, авторов прошлого, и в каком объеме загружать?  И стоит ли ждать интерес к творчеству наших предков у юных,  неискушенных еще существ?

В универе по программе нам надо было читать "Сто лет одиночества" Г. Гарсиа Маркеса. Это казалось такой нудятиной. Но спустя тройку лет,  уже после универа,  я с удовольствием прочитала и полюбила это произведение. Я стала воспринимать его с другой позиции.

Пока не тянет на Достоевского,  Тургенева, Куприна,  Бунина,  Маяковского и прочих. Я понимаю их переживания и страдания,  но впитывать их эмоции, переживания,  читая их произведения,  не хочу. Я - эмпат. Мне хватает своей душевной боли и боли окружающих пока еще живых, чтоб читать боль уже ушедших в другой мир.

Возможно,  спустя годы,  захочется прочитать. Все возможно.