Преподобный Серафим. Часть 4 Уединение

Людмила Кольцова
       
        Как то не заметно для себя самой вышла из главного Дивеевского храма, устав от тепла и мягкого запаха ладана,  от переполнявших чувств, накрывших с головой:-" А посижу ка  на лавочке"-с таким вердиктом произнесенным вслух самой себе я направилась в поисках уединенного уголка, непременно со скамейкой.
    В это полуденное время уединиться в самом что ни наесть центре Русского православия практически невозможно. Прихожане и туристы сновали озабоченно по своим делам, или толпились группами во главе с экскурсоводами, или людьми облаченными в церковную одежду. Солнышко пригрело, наполняя обитель светом ,весенним теплом и прогоняя утренние хмурые тучи. Решаюсь ещё раз, теперь уж совсем неспешно, пройти по Святой канавке , а заодно и высмотреть уединенное место с лавочкой. Показалось, канавка за несколько часов нашего отсутствия изменилась; солнышко играло на ветках редких молодых елей, в набухших почках веточек берез пробивалась первая зелень, в голубеющих то тут , то там  пролесках жужжали пчелки в поисках пропитания. "Голодные!"- улыбнулась я, а про себя добавила- "Не мешало бы и мне подкрепиться".  В подтверждение моих догадок предательски заурчал желудок.
    "Язык до Киева доведет!"- так исстари выражается народная молва, меня же мой язык довел до большого строения, на входе которого висела указательная табличка:-  "Трапезная" - прочла я вслух и умилилась-"Нет, ну надо же вот так написать приятно, ни столовая , ни кафетерий , а именно трапезная!"  Я вошла, пытаясь сообразить какие же правила поведения диктует заведение с таким благовидным названием. Правила просты: на стене висит икона , горит лампада, всяких входящий непременно перекреститься перед святыми образами. Заказав и  оплатив обед, усаживаюсь за чистый столик, сказать по правде все столы сияют чистотой и белизной, мраморные полы вторят в такт своей белоснежностью белым стенам. Просто и невероятно приятно от такой белизны. Шумно поднимается компания православных паломников, и прежде чем вкусить пищу они вслух, не мешая при этом всем окружающим читают молитву "перед вкушением пищи". Практически на автомате следую их примеру, но еще стесняюсь творить молитву вслух и потому, почти шепотом вспоминаю "Отче наш."
    Немало есть примеров как вкусно готовят на Руси. Красочно и смачно поэты и писатели всех мастей рисуют изобильными эпитетами вкусовые радуги застолий, но поверите ли, что нет ничего вкуснее монастырской похлебки? Да, да, простой похлебки, из щепотки пшена, нескольких ломтиков картофеля и пары долек лука? меня не удивить вкусом деликатесной сырокопченой колбасы или заморского сыра, бутерброды с которыми прекрасно покоятся в сумке -холодильнике нашего автобуса, да и куда более изысканные яства повидала на своем веку, но что бы вот этот простейший суп был настолько вкусен я никак не ожидала. На смену ему диву давалась от распаренной гороховой каши, которую кажется в далеком детстве мне готовила бабушка, но то блюдо не было таким притягательно сладким, заставляющим съесть всё до последней ложки. А хлеб? Разве такой хлеб я приношу каждый день из магазина?  А хлеб ли я приношу?
    Хлеб - это тот чудный и пышный ломоть белого ноздреватого свежайшего хлеба, с ароматной корочкой, с запахом настоящего масла, на закваске а не на дрожжах, испеченный в монастырской печи- вот что такое Хлеб!
    Компот из яблок завершает мою трапезу. Вместе с паломниками напротив,что также закончили с обедом, встаем и благодарим молитвой Бога. Потихонечку выхожу из трапезной, не забыв слегка склонив голову и прижав руку к груди поблагодарить женщин, хлопотавших рядом на кухне:-"Спасибо,всё очень вкусно"- ни грамма не лукавя говорю я молодым послушницам в черных длинных платьях, и в белоснежных накрахмаленных фартуках. - " Во славу Божью!"- возвращается тихое ликование. 
    На ступенях трапезной слышу говор между такими же праздными туристами и видимо руководителем этой группы:-"Нет, ну вот вы скажите почему тут так вкусно?Вот дома мы же еще лучше готовим, и с мясом, а тут вкуснее!"- засыпает вопросами раскрасневшаяся от сытного обеда молодая, рыжеволосая и бойкая особа.- " А вы дома с молитвой готовите? А в монастыре все с молитвой и с благословения. Ставят ли воду на плиту, режут ли капусту, крошат ли лук, моют ли посуду- всё с непрестанной молитвой творится. Не скрыв недоумения покидаю трапезную.
    Много впечатлений, пожалуй даже слишком много для одного дня простой мирянки.
    Наконец нахожу свободную лавочку в тени, неподалеку от белоснежного собора. Присаживаюсь, любуясь панорамой всего того благолепия открывшейся мне панорамы храмов, колокольни, монастырской лавочки, нарядных паломников, монахинь в черных одеждах, священнослужителей с золотыми крестами на груди и еще чего то бесконечно нового и удивительного. Зачем я здесь сейчас? Как оказалась в этом сказочном месте ,словно волшебном острове спрятанном от всего прочего мира? Эти вопросы исчезают сами по себе, когда в сознании четко вырисовался образ преподобного и теперь уже полюбившегося мне батюшки Серафима Саровского.
    "Икона!"-чуть ли не вскрикиваю я и подскакиваю с пригретой лавочки,подарившей минуты блаженного отдохновения-"Икона! Чуть не забыла за чем приехала."  Действительно, здесь я оказалась с единственной целью купить икону Саровского чудотворца. Однако направляюсь не в иконную лавочку а вспомнив, что видела иконы в нижнем храме, решительно направляюсь туда, не забыв однако перекрестить себя перед входом и смиренно наклонить голову.
     В полупустом храме меж тем тихо, горят не колыхаясь свечи и лампады у святых образов, почти нет посетителей, чему я несказанно рада. У витрины церковной иконной лавочки стою в задумчивости-"Как же выбрать ту икону, что должна быть у меня в доме?"-размышляю и выбираю икону с поясным изображение батюшки Серафима, в простом черном, монашеском облачении с серебристыми лентами- епитрахилью. Лик так светел так приятен, что решаюсь и указываю именно на эту икону, в простенькой деревянной рамочке.
     Трепетно прижимаю к груди аккуратно упакованную сестрой- монахиней свое сокровище я отправляюсь в автобус, догоняю невесть откуда собравшуюся почти полным сбором нашу группу. Спешим, так как за впечатлениями совсем не смотрели за временем и вот теперь, оказалось выбились из графика программы посещения святого места Дивеево.
    Практически на выходе из обители, где собирается нуждающийся люд увидела старенького седобородого  дедушку, с маленьким колокольчиком в руке. Он негромко ударил в колокольчик:-" Христос Воскресе, Радосте моя!"- опешив то ли от этого вида, то ли от того что еще не время  Пасхальным песнопениям , я замерла буквально на полушаге-"Радосте моя? Так приветствовал своих гостей только батюшка Серафим, неужели  это..."- нелепая догадка отчего то остро коснулась самой глубины моего сердца, и словно запрещая себе додумать, и отгоняя всю нелепость моего предположения, меня практически снесло под напором удаляющихся к своим автобусам паломников и туристов.

Рассказ 5
http://proza.ru/2018/02/24/2282