Урок географии

Александр Чакиров
      Класс переписывался с одной из школ Грузии, и на один из праздников с юга на Урал пришла с фруктами посылка. В то время никто про редкие фрукты, типа гранаты или апельсины, не слышал, яблоки и мандарины в поселке появлялись редко, чаще к праздникам, а тут все сразу. Как не запомнить это радостное событие. Милые девчонки ему радовались больше всех. Валя Вальх жила на Зоне в Леспромхозе. Кто ее были родители не известно, но из немцев точно. Черноволосая с длинными косами и большими глазами. Лора Максимова тоже имела немецкие корни. Как и мама, она играла на аккордеоне.  Из немцев был и Володя Руц.
 
     Классный руководитель Наталья Гавриловна. Женщина она была одинокая и нервная и всякий раз наказывала за невнимательность и нарушение дисциплины. А какая она дисциплина может быть в мальчиковом возрасте? Только и занятия крутить головой или дремать с морозного утречка. В деревянной одноэтажной школе в каждом классе имелись печи, их топили до начала занятий и потому всякий раз, придя с улицы в теплый и уютный класс, хотелось вздремнуть хоть одним глазом.
Главные орудия школьного труда: ручки и карандаши, резинки, чернильницы, промокашки и конечно перья. Перья не гусиные, а стальные разных модификаций по номерам. Почему-то запомнился № 11-й, хотя самыми популярными была «Звездочка» № 3. Руки и парты вечно в чернилах и их приходилось отмывать, оттирать с помощью мыла и соды, позднее на помощь пришел стиральный порошок. От соды отказались. Вместе с чернилами она съедала краску и ранее белые парты становились, как тогда говорили, серо-буро-малиновыми. А еще был мел, классная доска. Главная обязанность дежурного - подготовить их к занятию и доложить учителю  о присутствующих.

      На перемены вызывал колокольчик в коридоре. И летом и зимой ребятишки кто в чем вываливали во двор, чаще в туалет, стоящий обособленно за школьным сараем. У кого имелись деньги бегали через дорогу в столовую предприятия, где в буфете продавались лимонад и разные сладости.
На рубль в школьном буфете можно было купить лишь стакан чая из большого пузатого самовара с фигурной ручкой, булочку или коржик. Все съедалось и выпивалось стоя, так как ни столов, ни стульев в зале не было.
В школе, в угловом помещении, имелся живой уголок. Там проживали кролики, ежи суслики и даже лиса. В клетках чирикали многочисленные пернатые, на столах демонстрировались овощи с приусадебного участка. За все это хозяйство отвечала Вера Александровна. Отвечала она еще за многое, потому как вела биологию, зоологии, химию и даже географию. 

     Литературным образованием класса занималась молоденькая, симпатичная учительница Римма Феоктистовна. Она только закончила филфак Свердловского Университета и стремилась просветить деревенские головы. Учительский труд сразу не виден, но посеянное зерно обязательно взрастет. Огонек  ее светлой души долго теплился в детском сознании воспитанников, и разгорелся в  их сердцах  уже в зрелые годы как на торфянике, что не затушишь.
Именно по ее инициативе состоялся первый выезд в город Свердловск, в театр оперы и балета им. Мусоргского, слушали оперу Евгений Онегин. Главная проблема перед поездкой, во что одеться. В старой вельветовой куртке или школьной форме ведь не поедешь. Кончилось тем, что мама обрядила меня в отцовский джемпер, закрутив рукава, которые вначале висели почти до колен. Этот джемпер я носил и после армии, когда приезжал на побывку к отцу. А в тот раз, когда сидел на галерке театра, смотрел на сцену и не мог глаз оторвать от  происходящего чуда. Не меньшим чудом был и театральный буфет. Все хотелось купить и попробовать, но, увы, приходилось обходится малым.
В последующие выезды смотрели балет «Голубой Дунай». В театре Музыкальной комедии - спектакли «Севастопольский вальс» и «Свадьбу в Малиновке». Из сохранившегося с тех пор театрального проспекта, следовало, что театр «Музкомедия» появилась в городе в 1933 году. Основу ему дал небольшой опереточный коллектив, приехавший из Полтавы. Кто конкретно приехал, не указывалось, но мастера сцены: Маренич, Викс, Энгель-Утина, явно были иногородними.
В памяти сохранилось посещение с Риммой  областного Дворца пионеров, дома который раньше принадлежал купцам старообрядцам Расторгуевым. Подобные этому особняки золотопромышленника Рязанова и других знатных купцов бывшего Екатеринбурга размещались на улице Куйбышева. Как писал Мамин – Сибиряк, Екатеринбург в прошлом веке был столицей уральского золота, водки, бешеных денег, и крупной картежной игры. Многие дельцы прожигали здесь жизнь. Дома были тому свидетели. Больше всего, конечно, видел  дом Ипатьева. В нем в июле 1918 года расстреляли  царя Николая  II и всю его семью.

      На обложке дневника имелись слова Михаила Ломоносова: «Широко распространяет руки свои химия в дела человеческие». Несмотря на это, химию я не любил. Больше радовали разговоры о путешествиях и странствиях, о тайных кладах и сказочных уральских героях Бажова. Бывало, долго рассматривал карту края, находя маленькую точку своего затерянного в лесах поселка.
Очертанием область напоминала громадный треугольник размерами с египетскую пирамиду Хеопса. Рабочий горнорудный поселок находился в его основе, в правом нижнем углу. Трудно представить, но это так. По рассказам на уроке, площадь родной области превышала территорию Австрии, Швейцарии, Бельгии и Люксембурга вместе взятых. Что это давало молодым школярам? Необъятное чувство простора и дерзаний. Хотелось путешествовать, узнать, что там за не известным и интригующим горизонтом,  но ежедневная учебная тягомотина, надежд к этому не давала.
-Приготовьте тетради к записи, -  поступила строгая команда учителя. Записывайте тщательно, по пройденной теме будет контрольная работа. Все поняли? Класс, как обычно, молчал, что означало полное согласие.
- Древние жители Урала – пермяки, манси и башкиры, - начала учитель по географии.  - новгородцы пришли в эти края в XII веке. Путь их сюда шел по Северной Двине, Вычегде и далее волоком между Вымью и Ухтой в Печору. Из Печоры они попадали в реку Сыгву, а из нее в Сосьву. Это уже наши места.
Для меня и для многих других, увы, «наши места» пока не выходили за рамки  ближайшего города и реки Пышмы. Новгород, Печора о них мы слышали, а вот такие названия как Вычегда, Вымья, Сыгва и Сосьва, слышали впервые
Смотрите дети, - говорила училка, показывая на карту, - самая северная часть нашей области лежит на широте города Петрозаводска, а южная – на ширине нашей столицы, города Москвы. До ближайшего Карского моря тысяча километров, а до Атлантики, откуда к нам приходит тепло все две. Трудно теплу до нас пробиваться, потому и зима у нас длинная.
 -У нас не побалуешь! Это точно.
- Кто назовет реки нашей области? – спросила  Вера Александровна.
- Пы..шма и ....наш Рефт, конечно, - ответила, несколько заикаясь, Нина Кострова.
- Хорошо, а в какую большую и главную реку Урала они впадают?
- Конечно в Чусовую, - с улыбкой добавил  Алик Бурмакин.
- А что вы еще можете рассказать об этой реке? Может другие, что знают?
Класс молчал. я знал, что по ней в Сибирь сплавлялся Ермак, но вставать и отвечать не хотелось.
 -Вот так. Это что, темный лес получается! Для незнаек повторяю. - Впервые о реке Чусовой мир узнал из записок путешественников Избранта Идеса и Адама Бранда, которые возглавляли русское посольство в Китай в 1692 -1695 годах. Про них писал Татищев.
- Про Татищева мы знаем, нам по истории рассказывали, - не выдержал Володя Чичевский. Он Свердловск основал, тогда он еще Екатеринбургом назывался.
- Правильно, спасибо за подсказку.  Пойдем дальше:
- В бассейне Чусовой бывал и Дмитрий Менделеев, он написал знаменитую книгу «Уральская железная промышленность. В ней есть легенда о происхождении каменных богатств на Урале. Якобы Илья-пророк, подымаясь на колеснице к всевышнему, вез в мешке все сокровища мира, мешок зацепился за вершины Рифейских гор, порвался, и сокровища высыпались на Урал.
- Вот здорово, а кто это Илья-порок, - поинтересовалась Лена Елькина.
- Илья-пророк это пророк, а их по географии не изучают. Так, что спрашивайте на уроке по истории или литературе. У нас предмет изучения - земля, потому что она и есть «гео», а «графия» – это ее описание. Получается, мы сейчас с вами занимаемся изучением описаний земли.
- Кто ее описывал, подымите руки.
- Бажов описывал. И про Чусовую он писал, и про разные чудеса, - неуверенно, боясь дополнительных вопросов, ответила Нона Краснова.
- Действительно писал, - согласилась Вера Александровна. Больше всего про город Полевской, который начался с деревни Полевой. Именно там и нашлась гора, состоящая из меди и малахита.
- Как гора называлась, мои хорошие?
- Медная, Медная, - зашумели кругом.
- Гору назвали Медной. При горе основали рудник – Гумешки, а потом первый горный завод на Чусовой: Полевской  медеплавильный. При заводе была камнерезная фабрика, на ней и трудился Данила-мастер над своей малахитовой шкатулкой.
 - Я вспомнил, - вдруг с места прокричал Саша Машаров. У Бажова есть сказка «Жабреев ходок». В ней старатель Жабрей нашел тайный ход – тропиночку по которым бегали муравьи к золотым запасам.
- Есть такая сказка, - согласилась Вера Александровна. Их много и «Серебряное копытце», и «Кошачьи уши», где кошка распугивала волков, но сейчас не об этом, вернемся к нашему краю. Реки мы вспомнили, а про озера забыли. Ну, кто вспомнит о них?
- Могу назвать только те, которые в учебнике упоминаются, - проговорил Володя Костромин, медленно поднимаясь с последней парты.
- Можно и из учебника, не возбраняется.
 -Ну, значит, Шарташ, Балтым,  известный Таватуй и, кажется, Аятское.
 
     - Дети! Запишите задание на каникулы, - властно объявила на следующем уроке классный руководитель Евдокия Филлиповна . По физике: законы Джоуля Ленца, устройство и сущность предохранителей, трансформаторов, магнитных явлений, законов отражения. Не забудьте вспомнить, что такое телефон, телеграф, радио. По истории:  сведения по Китаю и Индии, материалы 21-го съезда КПСС. Особо обратить внимание на программу КПСС и Конституцию 1938 года, праздник которой  мы отмечаем 5 декабря. По астрономии уточните у Иды Эдуардовны, она мне свое задание на лето не оставила.
 - А что по анатомии? - поинтересовалась Надя Парыгина.
 -По анатомии, говорите. Сейчас посмотрим. Так, по анатомии будет не дурно если вы повторите темы: обмен веществ, деятельность желез, гигиену, функции кожи. А по химии: микроудобрения, угольная кислота, нефть, жиры, углеводы. По геометрии задание вам уже дано — все те же призмы, конусы, биссектрисы.
   
     По немецкому языку не задавали. Мы вели переписку со школьниками ГДР. Наш учитель Людвиг Давыдович находил каждому учащемуся адрес. Таким образом, я познакомился с девочкой по имени Ута. Обмен письмами продолжался около двух лет. Остались чудные впечатления от далекой, и загадочной для уральских ребятишек страны братьев Гримм. К седьмому классу у каждого, кто переписывался, накопилось большая пачка писем и красивых к ним приложений с разноцветными наклейками и переводными картинками. Однажды пионервожатой школы пришла в голову мысль организовать выставку экспонатов интернациональной дружбы СССР и ГДР. У всех переписку изъяли. Выставку организовали, но письма и все остальное не вернули, объяснив, что их похитили. По этой причине тяга к немецкому языку у меня пропала.
 
      По литературе проходили Островского, Маяковского, Шолохова. Очень долго читали «Как закалялась сталь», «Судьба человека» и Фадеева «Молодая гвардия».   Больше всего запомнились Павка Корчагин с Жухраем и, конечно, Олег Кошевой и Сергей Тюленин. И еще: «Орленок, орленок, взлети выше солнца. И степи с высот огляди. Навеки умолкли веселые хлопцы, в живых я остался один...»
Один педагогический авторитет много позже  говорил: «В школе должны быть чистый воздух, здоровая пища, невинные игры и забавы и не должно быть ничего, что нагоняет скуку, задумчивость и прискорбие».   

     Преодолеть хандру помогала физкультура. В классе, не без помощи физрука Михаила Николаевича,  собралась задиристая баскетбольная команда.  Я числился предпоследним. Ростом не вышел, витаминов не хватило. Зато был бегучим и прыгучим. А самого высокого — Бориса Онищенко так и звали — "Длинный".  В баскетбол мы  играли отлично,  и равных нам в городе по возрастной группе не было. Особенно запомнилось соперничество со школами №№ 8 и 11 и городским интернатом.
По гимнастике отличались девочки. Они постоянно держали лидерство среди восьмилетних школ города. Лучшими были Инна Валова и Лида Никитченко. Состязались и мальчишки, в том числе и я, но не так удачно.  В этом виде спорта отличался худой и жилистый  Володя Мартьянов.
Учитель, он же и судья Николай Михайлович Нечаев упитанный спортивного вида мужчина средних лет, волосы бобриком, кожа кровь с молоком, характер и вид нордический. В баскетбол он не играл, не бегал, не прыгал, на лыжах не ходил и, вообще, мало двигался на занятиях. У него имелся свой конек. Нас юнцов он зачаровывал, когда показывал гимнастические упражнения или плавал дельфином. В последнем случае волны от него расходились, как от корабля. Внешне строгий, а иногда несколько иронически-бесцеремонный, он постоянно подшучивал  и по-своему ребятишек любил. Они бегали ему в столовую за кефиром,  угощали домашним молоком, во время его длинных лесных прогулок.
Задерживаться в школе не любил и в ответ на просьбы поиграть, порезвиться после занятий, как правило, говорил:
 -Нее..., хватит, давайте домой, к мамке.
 На самом деле все свое свободное время проводил с малышней. Холостяку не хватало семейного тепла, а школярам внимания взрослого человека. Вот стороны и сошлись.   
Не все, конечно, сходилось в школьные годы, но добрая память осталась, о ней и разговор.